djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Железнодорожный вокзал

Саратов соединился с соседними губерниями железной дорогой в 1871 году, когда завершилось строительство Тамбово-Саратовской железной дороги. Расходы на её строительство взяло на себя Саратовское земство с единомышленниками из Кирсановского уезда. Вокзал был построен по типовому проекту железнодорожного ведомства в том же 1871 году.

1881-жд вокзал.jpg


Вскоре железная дорога связала Саратов со столицей, а потом стала частью крупной Рязано-Уральской железной дороги, управление которой разместилось в нашем городе. По железной дороге активно перевозились грузы, рос пассажиропоток, поэтому мощностей здания вокзала стало не хватать.

В связи с этим в 1898 году железнодорожным ведомством был заказан проект реконструкции вокзала. Выполнил его архитектор Пётр Митрофанович Зыбин. С 1895 года он работал старшим архитектором технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. Это был его первый крупный проект для нашего города. Позже он создаст известные любому саратовцу церковь-часовню при Архиерейском доме («Утоли моя печали»), здание городского общественного банка на Театральной площади (ныне Дворец творчества юных), здание клиники глазных болезней на Вольской / Бахметьевской и другие.

Осенью 1900 года обновлённый вокзал предстал жителям города во всей своей красе. Были сделаны боковые пристройки: с северной стороны для зала I и II класса и парадных комнат, с южной стороны – зал III класса. А вокзальный ресторан стал одним из лучших в городе. Здесь играл оркестр и подавались фирменные блюда с железнодорожными названиями. На здании вокзала появились часы и изящные башенки с флюгерами, которые ещё помнит старшее поколение саратовцев. Саратовский вокзал украсил город, потому был запечатлён на многих видовых открытках.

1905-жд вокзал.jpg

Работать на железной дороге считалось престижным. Все служащие были одеты в фирменную форму. Для того, чтобы попасть в вокзал и на перрон, пассажирам необходимо было предъявить билет на поезд, а провожающим или посетителям купить перронный билет. Объявления о прибытии и отправлении поездов делал дежурный по перрону, который ходил по залам ожидания и звенел в колокол.

В советское время грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки увеличились, появились многочисленные пригородные поезда. Мощностей вокзала снова стало не хватать. Билетные кассы были перенесены в другое здание, различные службы вокзала также находились в отдельных постройках. Зал ожидания уже не удовлетворял спросу.

41-жд вокзал.jpeg

Поэтому с 1973 по 1977 год вокзал был капитально реконструирован. Многие ошибочно считают, что вокзал был полностью снесён и выстроен заново. Однако это не совсем так. Проект реконструкции был выполнен сотрудниками института «Ленгипротранс». В реконструкции были задействованы коллективы строительных предприятий Саратова, СУ-107, ССП-101, авиационный завод, завод технического стекла.

жд вокзал-pan.jpg

Для того, чтобы увеличить объём, часть вокзала была снесена. Та, что осталась, была надстроена и расширена, в результате чего объём помещений увеличился до 10.000 кв.м. Залы были рассчитаны на одновременное обслуживание 3200 пассажиров – это в 2,5 раза больше, чем у старого вокзала.

Богатый украшениями фасад был уничтожен, а на его место пришли модные в то время бетон и стекло. Как раз тогда основными тенденциями было возведение сооружений строгих геометрических форм, отказ от излишеств и «украшательств» в пользу удешевления строительства.

Газета «Коммунист» перед его официальным открытием писала: «Бетон, стекло, алюминий придали зданию строгие формы и лёгкость. Вокзал раздался вширь, заметно поднялся вверх и несколько шагнул на Привокзальную площадь».

жд вокзал.jpeg

Для транзитных пассажиров были открыты десять комнат отдыха, комнаты матери и ребёнка (для 29 мам с грудничками), игровые залы для детей. В расширенной части были сделаны 20 билетных касс и залы ожидания. Ну и конечно в вокзале появились все услуги первой необходимости: телеграф, газетный киоск, аптека, медпункт, парикмахерская и два буфета. При отделке зала был использован мрамор, гранит, травертин и цветной известняк Березовского карьера Саратовской области.

Кроме того, внутри были установлены небольшие фонтаны.

Во время реконструкции было модернизировано оборудование. Автоматика управляла справочно-информационными устройствами, вентиляцией, кондиционерами.

Вместе с расширением вокзала были переоборудованы и железнодорожные платформы. Если раньше спуститься на поезд можно было лишь по пешеходному мосту, который появился на станции ещё до революции, то теперь это стало возможным сделать через тоннельный переход, выходящий к автовокзалу.

Мало кто знает, но под платформами есть ещё один служебный тоннель, по которому может проехать автомобиль.

С середины 2000-х годов было разработано несколько проектов реконструкции существующего вокзала. Саратовский вокзал даже был включён в федеральную программу РЖД по реконструкции вокзалов. Согласно проекту "Мосгипротранса", в 2015 году мы должны были бы воспользоваться услугами нового современного транспортного узла с эскалаторами, крытой галереей над путями, объединяющем железнодорожный и автовокзалы. Со стороны путей предполагалось вернуть вокзалу облик, созданный архитектором Зыбиным. К сожалению, программа реконструкции была пересмотрена, и вокзал был подвергнут лишь небольшой внутренней перепланировке. Заменили и длинный козырёк над центральным входом.



С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости модернизации железнодорожных ворот города. В 2016 году был представлен новый проект реконструкции Привокзальной площади с организацией подземной парковки и подземного перехода к вокзалу, выполненный институтом «Саратовгражданпроект».

Но само ведомство в 2017 году подготовило свой проект реконструкции, реализация которого уже началась.







Источники:
1. Газета «Коммунист» от 29.12.1977
2. Газета «Заря молодежи» от 17.01.1978
3. В.Давыдов, В.Семёнов «Саратов историко-архитектурный», 2 изд, 2012
4. Альбом «Меняющийся Саратов», 2015
5. Блог Дениса Жабкина. http://жабкин.жж.рф
6. Сайт «Фотографии старого Саратова». http://www.oldsaratov.ru




В номере "Саратовской областной газеты".



Ещё немного постов по теме:

Привокзальная площадь полвека назад
2013-07-31 Экспозиция на железнодорожном вокзале
2015-09-08 Железнодорожный вокзал станции "Саратов-1" проапгрейдился.
Второй Саратовский экономический форум: проекты РЖД

Tags: #Саратов, РЖД, архитектура, вокзал, краеведение, публикации со мной
Subscribe

Posts from This Journal “вокзал” Tag

  • Аэропорт "Гагарин" ночью. Путь пассажира

    Сегодня я начну серию постов в котором покажу вам разные сценарии взаимодействия пассажиров с новым саратовским аэропортом. Какие варианты добраться,…

  • Петровск. Привокзальная площадь

    В прошлый раз мы остановились на Привокзальной площади Петровска. И вот тут прекрасно видно, что город этот с историей. Петровск-Саратовский -…

  • 2020-05-03 Саратовский обзор

    Вот вам официальный ответ от комиссии по сохранению (!) и созданию зелёных насаждений: "по действующим нормам деревья на улицах Саратова практически…

  • Обновления

    Обновил старый пост про железнодорожный вокзал. А именно дополнил текст, загрузил картинки. В общем получился совершенно новый пост на основе моей…

  • 2019-10-25 Старый аэропорт Саратова

    Старый аэропорт. Вот уже два месяца как закрыт и исключен из списка аэропортов России. Все панорамы в посте кликабельны. Не смотря на…

  • 1932. Открытие речного вокзала

    А вот как выглядел один из первых речных вокзалов города Саратова. Спасибо Марии Салий В вокзале работали детская комната, буфет, комнаты…

  • Второй Саратовский экономический форум: проекты РЖД

    Как я и обещал в посте про Второй Саратовский экономический форум, отдельным постом выкладываю то, о чём говорили представители РЖД. Главным…

  • 2019-07-27 Прогулка по району автовокзала

    Бывший фонтан института "Приволжгипроводхоз" Именно с него мы начали изучение района автовокзала между улицами Емлютина и Большой Садовой. А…

  • Последний час работы аэропорта "Саратов-Центральный"

    Сегодняшний день - 20 августа 2019 года войдёт в историю Саратова. В 8 часов утра все авиарейсы были переведены из старого аэропорта…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments