djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Заблуждения. Церковь Рождества Богородицы и трамвайный вокзал

Вокруг истории Саратова ходит так много заблуждений. Причём некоторые упорно кочуют из книги в книгу, из экскурсий в экскурсию. Я молчу про "жёлтую гору" или как на Соколовой горе разводили соколов. Давайте коснёмся частностей.
Ну вот вам пример сразу нескольких заблуждений в одном месте. В Саратовском областном музее краеведения висит фотография советского времени с такой вот подписью.



То есть перед нами уже узловая трамвайная будка рядом с трамвайной линией без крестов.
Для начала возьмём книгу Валеева об истории саратовских церквей, чтобы прочитать, что в ней написано о данном объекте.



Сразу же бросается в глаза "полностью разобрана". То есть переделанной в узловую будку никак быть не могла. Теперь посмотрим что на этом месте находится сейчас. И обнаружим, что это кафе с куполом, похожим на тот, что был на старой фотографии!



Возможно из-за этого купола и родился этот миф. Но каждый, кто бывал в этих местах лет 20 тому назад, хорошо помнит, что это здание является надстроенным и расширенным из общественного туалета.



Это кстати ещё один миф. Когда говорят, что на пересечении Астраханской и Московской был трамвайный вокзал Дачной линии, то большинство указывают именно на это здание, а вот здание в котором располагался вокзал, почему-то называют туалетом.



Однако трамвайный вокзал, а потом и центральная трамвайная диспетчерская были именно в нём.



Вот история постройки этого здания: История трамвайного вокзала (1926)



В итоге купол-новодел и ложное отнесение здания туалета к трамвайной инфраструктуре дали повод сделать подобную подпись к фотографии в музее. Вот такие хитросплетения!
А где же тогда была снята фотография узловой будки? Для этого стоит внимательнее присмотреться к старым фотографиям Саратова. И похожее на эту самую "будку" здание окажется на одной из самых известных фотографий Митрофаньевской площади!



А переместившись в 1930-е годы на этом самом месте мы обнаружим ту самую трамвайную будку! Именно около неё была конечная маршрутов №№2 и 9 (нынешние 9 и 10) и тупичок для трамвайных вагонов за Крытым рынком.



Это ничто иное, как часовня Митрофаньевской церкви, возведённая в 1910 году. Сама же Митрофаньевская церковь (справа) была построена в 1841 году.



Так и нарекли музейные работники часовню недостроенной церковью Рождества Богородицы. И как вообще можно было не заметить узнаваемое здание Крытого рынка на заднем плане?



Вот статья о передаче часовни для размещения павильона Клинической линии.



А вот тут - новые загадки. В обсуждении на сайте "Фотографии старого Саратова" нашлась только информация о Богородице-Владимирской церкви, которая строилась на пересечении Астраханской и Большой Казачьей. По проекту архитектора Александра Николаевича Клементьева тут должен был вырасти каменный, трехпрестольный храм вместимостью 1500 человек, с хорами на 1750 человек. Предполагались центральный купол и четыре по углам. Особенность храма составляло отсутствие пилонов при его 8-ми саженной ширине (likober). Нашлась даже фотография с недостроенным храмом, сделанная в 1927 году.



А позже недостроенный храм обнаружили и на размещённой выше панораме Митрофаньевской площади! И история вроде как раз вокруг завершения строительства ходила с повешением: Новое здание должно было сменить ставшую ветхой Богородице-Владимирскую церковь. Уже были водружены кресты и проводилась внутренняя отделка, когда произошло событие, в результате которого храм решили не освящать. Но тут опять много нестыковок - церковь не разобрали получается до 1930-х гг.



Кстати в 1925 году выходила статья, где говорили о том, что нужно бы использовать это крепкое недостроенное здание.



В статье "58 чопиков" Александр Сорокин пишет: Когда-то тут стояла деревянная церковь, потом в 1909 году здесь начали строить каменный храм — огромный, вместимостью до 1500 человек. Работа уже подходила к концу, когда возле алтаря храма повесился рабочий. После этого события строительство прекратили, а здание разобрали. В 1923 году Карл Мюфке, архитектор, строитель Саратовского Императорского университета, представил проект перестройки здания церкви под библиотеку СГУ.
Проект перестройки был опубликован в газете от 17 августа 1927 года.



Это подтверждается и этой статьёй 1928 года, здесь она называется "недостроенной Маминской церковью", что косвенно намекает на то, что строилась она на замену существовавшей:



В 1931 году церковь окончательно снесли.



Но проект был отклонен, и в 1925 году оба храма, деревянный и остатки каменного, разобрали.
В 1933 году на фундаменте храма начали строить дом для военнослужащих. Поскольку уничтожить фундамент церкви так до конца и не удалось, дом возводили без подвала. В 1953 году пристроили третий этаж, а спустя 20 лет — четвертый.




Подробности по угловому дому на Большой Казачьей / Астраханской читайте в посте Заблуждения. Дом КЭЧ и загадочный 4-й дом трампарка

Tags: #Саратов, Астраханская, Крытый рынок, Московская, заблуждения, краеведение, площадь Кирова, трамвай, храм
Subscribe

Posts from This Journal “храм” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “храм” Tag