djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Улица Томская
djhooligantk
Улица Томская - уникальная улица в Саратове. Местные называют её "бетонкой". Уникальна она тем, что с момента её строительства в конце 1930-х до гибели саратовского авиазавода, она являлась улицей для самолётов. Именно по ней самолёты отправлялись с авиазавода на аэродром "Саратов-Южный".



Последний раз это событие произошло в 2008 году и было весьма печальным. Практически готовый новый самолёт с аэродрома повезли на завод, чтобы позже порезать на металлолом.



Ещё интересно то, что все улицы 4-го жилучастка за несколько десятков метров от Томской "неожиданно" заканчиваются (Кавказская, 1, 2, 3 Кавказские Тупики, Томский тупик). Единственное исключение - Кавказский проезд.
Но давайте всё же пройдём по улице традиционным для самолётов путём. От авиазавода. Вот она, ещё сохранившаяся южная проходная авиазавода, откуда выкатывали самолёты (слева от здания). Ещё левее - бывший склад САЗа, где сейчас действует завод "Сокол ЗАО "САЗ". В планах города - продлить улицу через территорию бывшего завода и соединить с улицей Орджоникидзе.



Если мы посмотрим в другую сторону Пензенской улицы, то увидим ещё один сохранившийся гигантский корпус САЗа.



Начинается Томская улица домами, которые были построены в 1990-х годах. Завод вообще построил огромное количество жилых домов для своих работников. 1, 2, 3, 4 жилучастки раньше в справочниках так и назывались "жилучастки аваиационного завода".



Томская улица является границей 4-го жилучастка.



Трёхэтажное здание, построенное между домами многие годы стояло недоделанным. Но вот уже что-то внутри есть.



Кавказский проезд. Тут мы можем обнаружить совсем старые дома, с которых начинался 4-й жилучасток.



3-этажный дом №1 по Кавказскому проезду построен в 1959 году.



Дома №3 и 5 в 1951 и 1953 гг.



Дом №1 по 1 Кавказскому тупику в 1951 году.



Дом №4 по 1 Кавказскому тупику в 1956 году. И вместо того, чтобы расселить людей из этих ветхих домов, снести их и построить здесь новые, решили просто застроить вот эту огромную дворовую площадку расположенную между названными домами 19-этажкой (!).



На мой вопрос на слушаниях, а планируется ли снести эти дома, мне ответили, что строительство 19-этажки во дворе "даст импульс обновления этой территории". Так что если застраивается очередной двор - не волнуйтесь. Это импульс.
То что дома эти ветхие, видно невооружённым глазом. Часть из них и правда внесли в программу расселения из аварийного жилья, но как вы знаете сроки её постоянно сдвигаются.



Давайте заглянем внутрь.



Ох, сколько таких домов было и ещё есть на 4-м жилучастке.



Коридор.







Но давайте вернёмся на саму улицу Томскую. Улица эта не совсем прямая и ровная, как может подумать человек, узнавший, что по ней возили самолёты. Рельеф имеет углубление - остатки Залетаевского оврага.



Но позвольте, как же тут самолёт Як-42 мог проехать, спросите вы? Дорога-то какая-то узкая. А дело всё в том, что дорога была шире. Об этом можно догадаться по советским столбам, отмечавшим её границы. Теперь они находится либо в густых зарослях.



Либо на территориях улицы, захваченных под автостоянки. Вот тут хорошо видно, какой широкой улица была изначально.



Делая на этом участке поворот, улица идёт к воротам заводского аэродрома.



Прежде чем туда идти, оглядимся по сторонам. С одной стороны находится городская станция аэрации. И до самой Волги отсюда тянутся очистные сооружения.



С другой стороны самая старая 9-этажка на улице. Она была построена в 1975 году.



Но что это там виднеется за ней?



В густых зарослях находится крупное заброшенное здание. А ведь ещё свежи воспоминания, как я с трепетом входил вот в эту дверь.



Усаживался в удобном кресле и смотрел мультфильмы и кино. Именно здесь я впервые увидел фильмы "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", со страхом в глазах смотрел "Вий". Теперь об этом напоминают лишь остатки экрана на стене.



И дырки для кинопроекторов на противоположной стене.



А людей в кинозале помещалось довольно много!



Это был клуб "Заря", куда ходили все местные жители.



Здание 1950-х годов.



Остатки лепнины.



Помимо кинозала, здесь было ещё много других помещений. Десятки кружков и детских секций. До 1993 года он находился на балансе САЗа. Последние годы работы в нём располагался клуб парашютистов, а участок был оформлен на физлицо. Последние 15 лет здание заброшено и находится в таком состоянии. И никто ничего не предпринимает. Письма общественников так и остались безрезультатными.



Давайте по живописной дороге снова возвратимся на Томскую улицу.



Самолёты обычно возили с завода в ночное время, особенно военные. Но жители окрестных домов все равно сбегались посмотреть на это волшебное зрелище.



Ещё в этом районе находится большое количество гаражных кооперативов. Гаражей настолько много, что закончились все цифры, поэтому есть даже гараж номер "ноль".



Рядом ещё несколько домов, прописанных на Томской улице, повторяющие её силуэт.



И мы выходим к самому уникальному железнодорожному переезду города.



Для того, чтобы самолёты могли проехать через него не задев килем проводов, он имеет систему подъёма контактной сети!



Тут располагается остановочный пункт электричек, движущихся к центру города, "Радужная". Хорошо помню, как в середине 1980-х электрички ходили так часто, что использовались местными жителями как городской общественный транспорт. Было как минимум десять проходящих электропоездов в день, стояла касса, где висело расписание и продавались билеты. Я сам часто ездил с дедушкой на электричке с этой остановки, а ещё любил стоять здесь и наблюдать за проезжающими поездами.



Заканчивается улица на территории аэродрома. Когда-то здесь были закрыты ворота, сидела охрана. А сейчас можно спокойно зайти и изучить "запретный" отрезок улицы, тянущейся до ангара Б-6. Это мы уже сделали в посте Аэродром "Саратов-Южный", часть 1.



Posts from This Journal by “САЗ” Tag

  • 2018-08-13 Авиационный обзор

    "Саратовские авиалинии" выплатили более 215 млн рублей компенсаций за авиабилеты «Фактически компания выплачивает по 4 000 000 рублей ежедневно.…

  • Панорама Саратова с Лопатиной горы

    Финальной точкой экскурсии по Агафоновке стала Лопатина гора, с которой открывается красивый вид на Волгу, Октябрьский и Заводской район. Давайте…

  • 2018-05-07 Авиационный обзор

    «Музенидис Трэвел» отменил чартерную цепочку из Саратова в Салоники. Как рассказал корреспонденту портала TourDom.ru генеральный директор…

  • Онлайн конференция с главой города Саратова

    На сайте ИА "Взгляд-инфо" на прошлой неделе завершилась онлайн-конференция главы города Михаила Исаева. Несколько дней я читал все 465 вопросов.…

  • 1995. Первый полёт Як-54

    24 июня 1995 года. Аэродром Саратов-Южный Саратовского авиационного завода. Первый полёт нового учебно-тренировочного самолёта Як-54. Во втором…

  • Проекты САЗа в 1999 году [Эксклюзив]

    Скоростной надземный общественный транспорт. Проект Саратовского аваизавода и СГТУ конца 1990-х. Помимо проекта надземного поезда много видео…

  • 2018-01-08 Авиационный обзор

    Второй авиаобзор в этом году Аэрофлот отмечает вторую годовщину полетов в Саратов С начала полетов Аэрофлот выполнил более 2 800 рейсов и перевез…

  • 2017-12-10 Саратовский обзор

    Ещё одно доказательство, что не будут надземными и подземными переходами большинство людей пользоваться. Мэрия Саратова хочет изъять…

  • 1977. Як-42: идёт наладка

    К 60-летнему юбилею октября собирались поднять в воздух первый Як-42, выпущенный на САЗе. Статья о тех, кто строил первый Як-42 Саратовского…


Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2017 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Парсамовский роддом в наши дни Экскурсия на Саратовский полиграфкомбинат, История Полиграфкомбината Ртищево Топ 5 самых…

  • 1
1-й ряд, место 4 - это было моё любимое кресло в клубе "Заря".
Справа от экрана стояло пианино, марку уже не помню, на нем я аккомпанировал поющим на сцене одноклассницам, пока фильм ещё не начался. И на этом же пианино иногда проходили мои уроки музыки (в клубе был филиал школы искусств). А ещё там был ВИА (ударник, ритм, соло и бас, и, конечно, "Ионика") выступавший по окрестным эстрадам.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Оврагов то два было на бетонке. Один закопали в начале 80-х. Закапывал стройбат, я 5-ти летний гулял один! и солдаты подкармливали меня хлебом с молоком. Второй овраг, ближе к аэродрому закопали позже, но я как то пропустил когда это было. Второй овраг кстати за бетонкой так и идет до Волги между железной дорогой и очистными.
Зарю прекрасно помню, но как то не довелось ни разу побывать в ней.
На электричках мы постоянно ездили с Радужной. Сначала отец ездил на Тантал на работу, а потом, когда мы все переехали на Саперную, то мы с ним ездили обратно на 4-й жилучасток к бабушке и дедушке.
Самолеты (по крайней мере пассажирские) возили и днем, выбегало много народу посмотреть.
Переезд этот знаменитый еще тем, что за ним очень много гаражей, а на самом переезде часто стояли товарняки, которым не хватало сил въехать в гору. Автомобилисты ходили кругом и страшно нервничали (дело было обычно в выходные, дома ждали родные ехать на Волгу или куда то еще отдыхать). Потом научились как то проезжать вдоль путей на Радугу.
Если кому то интересно, наверное еще много чего могу вспомнить.

интересно, как самолёты с завода вывозили, он же по ширине вроде не проходит через проходную?

Тогда другие ворота были - черные такие, сдвижные. Самолет туда запросто проходил.
И на аэродроме такие же были

Синягин Владимир

(Anonymous)
Всё что происходило на бетонке в ту пору, естественно не могло произойти без нас(пацанов). Мы сопровождали самый первый ЯК40 от проходной до аэродрома. Нам даже потрогать его разрешили. Кстати, чтобы провезти самолёт по бетонке, предварительно спилили все мешающие электростолбы вдоль бетонки, т.к. первый ЯК40 везли с крыльями.

Re: Синягин Владимир

А вотом без крыльев возили? И Як-42 тоже без крыльев?

Re: Синягин Владимир

О, теперь все встало на свои места. Дед работал на аэродроме, занимался испытаниями самолетов и хорошо знал тех, кто возил эти самолеты. Ясно себя помню сидящем на крыле одного из них (ну возможно не сидящем непосредственно, а дед пугал, что посадит). И я всю жизнь думал, что мне это приснилось, потому что посадить меня на крыло Як-42 дед явно не смог бы. А оказывается, это был Як-40! Как то не думал об этом раньше.

Синягин Владимир

(Anonymous)
Небольшая поправка: дом по Кавказскому проезду( что на снимке), не №1 а №3. Дом №1 напротив, через общагу. В данный момент снесён. Ещё из воспоминаний: Все два оврага были полностью мною(естественно с друзьями) исследованы. Лазили даже через тоннель под бетонкой. Я жил в доме №3, и когда строили гаражи напротив нашего дома, мы на котловане находили гранаты-лимонки. Кстати, помню слева от железнодорожного переезда у аэродрома находили большой склад боеприпасов. Опять-же лично наблюдал раскопки.

Очень интересно! Особенно про переезд!

Спасибо! Очень интересно. Только остановочный пункт называется не "Радужная" как упорно его везде называют, а "Радужный".

Расскажите про улицу пономарева. Про рухнувший дом про садик в котором потом был ОМОН теперь цвснп, про мясную лавку. А теперь это наверное самая пьяная улица там порядка 7 пивных магазинов.

Это мне надо бы приехать на неё и поснимать. А вообще улица-то интересная. На месте рухнувшего дома похоже очередной пивной магазин строят.

Огромное спасибо Вам за репортаж! Действительно все точно так и было ! Особенно ярко помню когда везли гражданский самолет , то мы, дети бегом мчались , чтобы идти под крылом как под крышей ! Мальчишки прыгали пытаясь дотянуться :) а военные самолеты везли чем-то накрытыми, но с сильным грохотом и быстро..конечно может что-то уже и не так помнится. В клубе "Заря" работал сторож с повязкой черной на одном глазу..довольно злобного вида ....

По больнице

"Трёхэтажное здание, построенное между домами многие годы стояло недоделанным. Но вот уже что-то внутри есть."

Это не что иное, как больница, которую строил тоже завод. Она почти была достроена, внутри уже даже плитку завезли,стекла стояли, двери даже помоему, но потом сами местные жители, которые там работали охраной всё растащили вплоть до кирпича, из которых были сделаны перегородки внутри здания. Помоему даже дом Томская 16 появился благодаря этой больнице, хотели строить только её, а потом пристроили и дом заодно :) А нынешнее состояние - это частный владелец давным давно пытается переделать её в жилой дом. Но как то вяло и неохотно, то крышу сносило то еще что.

Ностальжи... Спасибо.
Денис, так ты тоже что ли жил в этих местах?

Сейчас меня осенило - я вспомнил этот клуб - водили нас из садика туда. Больше трех десятков лет прошло...

Мне было 5, друг, с первого этажа, на год младше. Ну и пошли мы с ним гулять по городу - перешли мост, ходили возле Кавказского тупика, пытались попасть домой через овраг, напрямую... Дома ждал ремень

А вот на электричке, всего пару раз удалось прокатиться, хоть о п Радужный был всего в 10 минутах ходьбы. Я их помню, ходили еще старые зеленые СР3. Еще я любил смотреть на жд составы - довольно часто, на платформах, мимо Радуги, провозили новые троллейбусы из Энгельса

Edited at 2015-11-25 05:37 pm (UTC)

Жил до 1988 года.
Я всегда бежал к железной дороге, заслышав шум поезда. Помню, как электрички с автоматически открывающимися дверями вдруг сменили тепловозами, к которым были прицеплены обычные сидячие вагоны. Году в 1987-м наверное на достаточно продолжительный период. Я тогда подумал, что все электрички уже устарели или ток кончился ) Что это было, так до сих пор и не знаю. Может электрификации на каком-то участке не было.

Электрички

Электрички, которые ходили в саратовском узле, в доисторические времена СР 3, не имели автоматических дверей.
В 1988 году, в Саратовском узле, проходила реконструкция электрификации - ее продляли до Аткарска, потом до Салтыковки, а еще через пару лет, довели до Ртищево. И вот в этот период, в 1988 году, приходилось пригородные поезда, (как сидячие вагоны, так и несамоходные составы СР 3)таскать тепловозом.
А в 1989 году поступили новые шикарные электрички, голубого цвета, которые ходят по сию пору

Edited at 2015-11-26 03:57 pm (UTC)

Re: Электрички

Всё-таки память меня не подводит. В детстве многие детали запоминаешь.

Re: Электрички

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1

Вот такие электрички ходили тогда в Саратове, я их прекрасно помню. Двери в них не автоматические, а, как видно, с ручкой, и открываются они вовнутрь.

Re: Электрички

Такие я даже не помню

Re: Электрички

Как это не помнишь? Ты вроде не столь уж и молод, должен помнить - именно они и ходили, с начала электрификации (1968 год)саратовского узла, до его реконструкции ( в том числе и перевод с постоянного тока, на переменный). Именно эти электропоезда, уже несамоходные, и таскали тепловозы, в год продления электрификации узла. И в 1989 году, заменили все электрички - приобрели новые ЭР2, которые работают до сих пор. А в то время, на новых электричках, кататься было удоволствием

Re: Электрички

Память порой иногда творит странные вещи. Возможно я давно не видев старые, увидел новые электрички и воспринял их, как возвращение старых. Заодно провёл параллель, что именно такие и ездили, напрочь забыв про старые.

Re: Электрички

Я тоже помню. У меня четко отложилось, что двери были не автоматические. В прошлом году решил выяснить модель электрички и удивился, что у всех рижских, начиная с ЭР1 были автоматические двери. Решил переспросить отца, он подтвердил, что ясно помнит, что курил на ходу в открытую дверь (которую сам же и открывал), т.е. я ничего не спутал.
Спасибо, что здесь разъяснили какой модели были поезда, буду знать.

Re: Электрички

Вот даже список их есть https://trainpix.org/list.php?did=416

Денис, спасибо за замечательный рассказ. Многое, к своему стыду, не знал. Очень интересно. Но какой грустью веет от всего этого... И уничтоженный авиазавод, являвшийся одной из визитных карточек города, и запустение в домах и на улицах... Прямо безнадега... Жаль.

С 2000 по 2012 жил в 18ом доме, что пятой фотке. Вот ходил там в школу, гулял, весь университет отучился за это время, привык глаз. А вот так со стороны посмотришь, боже мой, какое же убожество, серость, грязь, разруха. Ещё иной раз подумаешь, хорошо хоть не в Африке какой-нибудь живёшь. А на деле-то, какая разница? Такой же ужас, только глаз уже привык.

Почти все двухэтажки по кавказскому тупику сносятся. Интересно, сколько ещё простоит трехэтажный дом, кажущийся очень даже крепким.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account