Вот что пишут об истории этого дома Вячеслав Иванович Давыдов и Виктор Николаевич Семёнов в книге "Саратов историко-архитектурный": дом был построен в 1913 году по проекту архитектора Мечислава Адольфовича Пульмана на принадлежавшем владельцу мыловаренного завода Ананьину Арсентию Александровичу (1849 – до 1903) дворовом месте, выходившем на три улицы. А.А. Ананьин, купец второй гильдии, бывший цеховой, выросший в преуспевающего предпринимателя, производил различные сорта мыла – дорогие и дешевые (пальмовое, кокосовое, ядреное, мраморное, простое, туалетное), а также некоторые сорта масел, включая технический глицерин. Производство его, основанное в 1870 году, со временем достигло 80 тысяч пудов в год, удостаивалось наград на выставках 1889 и 1896 годов и приносило доход до 300 тысяч рублей в год.
После преждевременной смерти купца его наследники (сыновья Александр, Дмитрий, Леонтий и супруга Александра Алексеевна, жившие «одним капиталом») совместно с семьей купца и гласного городской думы А.И. Арно (он был женат на Евпраксии Алексеевне, сестре супруги Ананьина – обе они были дочерьми купца-миллионера А.И. Красулина) в 1903 году основали торговый дом «Ананьины и Арно» по производству и продаже мыла. Хозяева торгового дома были владельцами мыловаренного и глицеринового завода на Дегтярной площади, лавок и конторы на Верхнем базаре.
Для начала XX века дом был действительно самый современный – с канализацией, водопроводом, электричеством и лифтом. Окна первого этажа были из сплошного стекла, на фронтоне здания висел термометр Реомюра, на него бегали смотреть обыватели со всей округи.
Стиль постройки – модерн (маскароны, повисающие гирлянды и иные элементы этого стиля до сих пор украшают фасад здания). Характерная для зрелого модерна уравновешенность фасада выражается в ритмичном расчленении стены равными проемами окон, группировка которых по два-три придает сооружению динамику и экспрессию. Центральная ось главного фасада отмечена балконом и женской маской. Для здания характерно использование плавных, тягучих линий, напоминающих приемы барокко. Это же просматривается в рисунке чердачных окон и обрамляющих его наличников. Примененные для третьего этажа пологие арочные обрамления носят древнерусский характер. Экспрессия модерна проявляется и в рисунке балюстрад крыши, и в линиях решетки. Планировка здания секционная. Нижний этаж слегка рустован. Дом был оборудован массивными дверьми на этаж и в подвал (частично сохранившимися и поныне), решетками со стороны дворового фасада.
Квартиры в этом доме снимали обеспеченные постояльцы: преуспевающие адвокаты, модные врачи, крупные городские чиновники, инженеры Управления РУЖД. Располагались здесь и конторы – Транспортного общества во главе с П.И. Зебергом, Агентурно-комиссионная во главе с Ж.Л. Сальмоновичем и другие.
Дом этот имеет отношение и к постреволюционным событиям в нашем городе. В мае 1918 года в Саратове вспыхнул контрреволюционный мятеж, в котором приняли участие солдаты и офицеры располагавшихся в городе воинских частей. Руководил этой акцией капитан Викторов, командир артиллерийской батареи, занимавшей казармы Деконского на Ильинской площади. В ходе мятежа орудия были выставлены на линию Ильинской улицы и было принято решение об
обстреле здания Губисполкома, который размещался в бывшем Крестьянском банке на Константиновской (Советской) улице – там, где впоследствии находился обком КПСС. Первые залпы из артиллерийских орудий дали существенный перелет, угодив в дом Ананьина и проделав бреши в его торцовой части, обращенной к югу. Затем стрельба была скорректирована, и снаряды мятежной батареи достигли здания Губисполкома, повредив его фасад. Но мятеж был подавлен, и упоминание о нем в советские времена не практиковалось. А вот следы этого события до 2006 года сохранялись на торцевой части дома Ананьина. Образовавшиеся бреши от разрывов были заложены, но отличались по рисунку и цвету от изначального оформления здания.
Лишь в 2005 году новый владелец большой квартиры в верхнем этаже здания оборудовал ее в два уровня, приспособив и чердак под жилое помещение. В брандмауэре здания появилось окно, а следы артобстрела скрылись под новой штукатуркой.
Очень жаль, что оригинальная дверь здесь утрачена, но зато козырёк и отделка пока оригинальные.
А вот здесь подъезд старый.
Внутри шикарные лестницы.
Массивные двери невероятной высоты.
В 1920-х годах в здании располагался Губземотдел и союз «Губсовтрест», позднее здесь помещался военный комиссариат Саратова. С 1930-х годов здание используется, в основном, как жилое помещение. Первый и подвальный этажи в настоящее время в аренде у различных торговых организаций и услуговых фирм (рестораны, магазины, вневедомственная охрана и т.д.).
Journal information