?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Преемник саратовского авиазавода. Эксклюзив!
djhooligantk
Когда "Саратовский авиационный завод" перестал существовать, ходили слухи, дескать где-то на его территории авиационное производство всё ещё продолжается. В каких-то цехах что-то мол до сих пор ремонтируют и изготавливают. Не могут же Як-42, которых ещё много летает в мире, остаться без запчастей! Оказалось, что так оно и есть.



Ещё в 1990-е, когда Саратовский авиазавод образовывал внутри себя малые предприятия (самостоятельные юридические лица), среди прочих был образован и завод "Сокол" для производства малых изделий. После гибели авиагиганта этот завод по сути остался единственным выжившим детищем завода. Тут собрались самые настоящие энтузиасты, которые взяли кредит и выкупили у погибающего предприятия здание главного склада, чтобы продолжать там авиационное производство.



На проходной - никаких табличек и строгая охрана. Войдя внутрь, я ожидал увидеть старые оштукатуренные стены с трещинами, которые не ремонтировались полвека, бетонный пол. В общем брутальные производственные коридоры, а тут всё выглядит весьма прилично. Несколько лет назад ничего подобного здесь не было. Перед тем, как склад выкупили, здесь даже случилось несколько пожаров. Всё что есть сейчас, создавали своими силами и до сих пор расплачиваются по кредиту.



Лестница. Поднимаемся к директору.



Александр Владимирович Овчинников. На саратовском авиазаводе занимался военной приёмкой. Затем перешёл работать в завод "Сокол", который вскоре возглавил. Предприятие до сих пор называется ООО "Завод "Сокол" Закрытого Акционерного общества "Саратовский авиационный завод". На заводе трудятся около 100 сотрудников, практически все - бывшие работники САЗа.



В 2012 году завод получил свидетельство от МАКа об одобрении производства компонентов самолёта Як-42. Вся конструкторская документация на Як-42 находится здесь. По лицензионному договору с разработчиком самолёта (ОКБ им.Яковлева), завод имеет право производить различные компоненты самолёта. Основные партнёры - эксплуатанты Як-42: "Газпромавиа", "Саратовские авиалинии", "АТ-Лизинг" и другие, а так же "Быковский агрегатный завод", где производится ремонт самолётов этого типа.



Компания со здравым оптимизмом смотрит в будущее, тем более, что объём заказов и темп производства за последние годы резко выросли. Важную роль сыграли и западные санкции, из-за которых сильно подорожала эксплуатация и содержание самолётов иностранного производства, и многие компании вновь стали отдавать предпочтение самолётам отечественным. А, как известно, одним из последних самолётов советского производства, до сих пор отвечающих международным стандартам, стал Як-42.
Всего было выпущено около 200 самолётов данного типа и около полусотни самолётов эксплуатируются в настоящий момент. Последний самолёт был выпущен в 2002 году. Границы продления срока эксплуатации - до 36 лет, так что саратовские "Яки" ещё полетают.
По оценкам сотрудников предприятия, одни и те же детали на Як-42 и зарубежный самолёт по стоимости могут отличаться в 10 раз. Да и изготавливалась отечественная авиатехника с большим запасом прочности.



Когда исчезал саратовский авиационный завод, ряд уцелевших станков удалось спасти от уничтожения. Они и стали основой для производственных цехов на заводе "Сокол". Сотрудники с сожалением говорят о том, что на металлолом тогда были списаны даже самые современные станки.







С расширением объёма заказов появилась возможность приобретать новое оборудование. Так, например, был куплен этот пескоструйный станок.



В настоящее время завод подал заявку на выполнение работ по тяжёлым формам техобслуживания (ТО-10000, ТО-20000), которые выполняются после 10 и 20 тысяч часов налёта. Это когда самолёт практически полностью разбирают и собирают заново. Ряд самолётов Як-42 сейчас не летает, т.к. подошло время этой формы. Раньше такое ТО выполнялось на аэродроме авиазавода. Завод "Сокол ЗАО САЗ" не имеет собственного аэродрома, поэтому в качестве площадок для проведения этих форм предлагает ангары в аэропортах Казани и Саратова. Специалисты завода уже работают на этих площадках, особенно им нравится казанский ангар.



Если работу по тяжёлым формам одобрят, то нужно будет расширять штат. Понадобятся как минимум ещё 40 рабочих рук. Об этом на заводе тоже думают. Здесь уже оборудован учебный класс, где с сентября будут проходить обучение и производственную практику студенты - с СГТУ был заключен договор о создании филиала кафедры ТМС и достигнута договорённость о возрождении отделения авиастроения.



Прогуляемся по различным цехам. Здесь можно увидеть много различного оборудования, стендов для испытаний и произведённые детали самолёта.



Винтовые механизмы закрылок.



На заводе, благодаря наличию документации и чертежей самолёта, реально изготовить практически любую сложную деталь.



Стенды позволяют провести регламентируемые испытания влажностью, давлением, температурой и т.д.





На стенах уцелевшие плакаты с авиазавода.







Уникальное фото! Третий опытный образец Як-42 на заводском аэродроме "Саратов-Южный"! Двери ещё расположены по-другому, а у стабилизаторов обтекатель похож на тот, что у Ту-154.



Висят и нереализованные проекты. Такие, как лёгкий военно-транспортный самолёт. Помните я писал пост Последние проекты самолётов от САЗа? В нём ещё несколько подобных проектов.



Административные кабинеты.



А картинку этого кабинета я выкладывал у себя в фейсбуке с вопросом "Что это?". Никто не смог ответить точно.



А это - самолёт Як-42 на бумаге. Все чертежи самолёта, всех деталей, представляете?! Они занимают всю комнату.



Рассмотрим работу на одном из станков.



Вот лежат чертежи детали.



Вот сама деталь.



А вот и рабочий, который изготавливает аналогичную деталь на станке из болванки. Раньше было проще - детали изготавливались из заготовок. Здесь же приходится долго трудиться. Что и говорить, тут необходимо современное автоматизированное программное производство.



Но и это рано или поздно сюда доберётся, уверены сотрудники и руководство завода. С таким оптимистичным настроем и растущими производственными показателями всё должно получиться!


P.S.: Дополнительные подробности можно почитать в статье на "Фокусе города": Первый после САЗа, или Будут ли в Саратове снова делать самолеты

Posts from This Journal by “САЗ” Tag


promo djhooligantk january 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Невероятно! Я то думал, что действительно на коленях по аэродромам базирования детали вытачивают)

Запость в ВК в From PILOTs to People!
Да и в ТС можно)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ну Слава богу и Огромное уважение всему коллективу данного предприятия!
Кто ы мог подумать что всего пару лет назад там была полная разруха, от цеха оставалось только название, не было абсолютно нечего...... А теперь полноценное производство=) в общем такие вещи не могут не радовать! Желаю данному производству успехов и развития!

ничего себе, очень здорово! как здорово, что есть такие люди

Обалдеть. Спасибо за пост. Я думал, что его уже нет. Жаль, что такой гигант утопили наши дерьмократы.

Классный материал, Денис! Получилось что-то вроде производственного туризма в Саратове, да и позитивный настрой компании радует:)
"Компания со здравым оптимизмом смотрит в будущее, тем более, что объём заказов и темп производства за последние годы резко выросли."
Мне как-то довелось побывать с экскурсией на заводе Мерседес в Германии, очень понравилось. Говорят, в Европе - это одно из достаточно популярных направлений туризма. В Саратове, насколько помню, за последний год появлялось несколько подобных публикаций в интернете (кухни "Мария", Саратовская ГРЭС). Интересно, а может быть на каких-нибудь саратовских предприятиях под влиянием санкций дела тоже в гору пошли как и на ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ"?:) Было бы интересно почитать:)

Кстати на фабрике "Мария" мы вчера побывали. В 5 утра сбросил на комп 500 фотографий и уснул ) Завтра буду разгребать )

да, на некоторых предприятиях отмечают, что санкции и рост курса им только на пользу пошли

Мы в Заводском знаем про это предприятие. Но по сравнению с гигантом авиазаводом это - сами понимаете...

Ну когда-то половина Заводского там работала. Знаю, сам оттуда. Больше 16000 человек в 1980-х!

Угу. Я живу в заводском микрорайоне, практически рядом с бывшим заводом, поэтому в курсе.

Они молодцы, сделали все на свой страх и риск. Печально в этом факте лишь одно: всё происходит вопреки желаниям властей. Были бы нормальные власти, авиационный завод существовал и работал бы. А сейчас, даже ангар для исполнения работ больше в Казанской области подходит.
Да и о факте, что жизнь Саратовским самолетам может быть продлена на десятки лет, наверное, узнают из этой записи.

В Саратове власти не разрешили построить капитальный ангар. Да и вообще в СМИ пошли статьи о том, что ангар для техобслуживания в аэропорту - это очень плохо. Он же может сгореть.

Хорошая новость. Удачи этим людям!Успехов!

Отличный пост! Большое спасибо, Денис, за САЗ и за надежду на его возрождение.

Странно, что вас на завод пустили. Там же "спецпродукция" делается

Нам спецпродукцию не показывали :)

Молодцы канешна, но до автокада ещё не дошли, а это минус 15 лет.
А может и не к чему, старым птицеводам цифровать старые птицы.

Вот про Автокад как раз они сами сказали, что теперь-то с чертежами работать легче стало. Можно их в компьютерных программах рисовать. Так что осваивается всё потихоньку.

Денис, МП "Сфера" из состава САЗа выжила и отлично живет, перебазировавшись чуть подальше - на территорию Зуборезного завода.
Производят по большей части продукцию для оборонной промышленности.
http://sfera-avia.ru/

Это удивительные люди - почти все они работают вместе уже более 20 лет. Могу познакомить.

бред какой

(Anonymous)
ТО 10000 и 20000 проводили в 14. 15 цеху на аэродроме проходили обкатку движки и покраску, на таком предприятии производит ТО курам на смех или в других ангарах смешно. Скорее всего остались запчасти в старых цехах которые были честно найдены и собраны всей шайкой завода сокол и теперь втюхивает их по честной цене. Был я на этом складе и видел на 3, 4 этаже полные стеллажи комплектующих для этих яков, которые стоят далеко не копейки, потом они ушли стало всё пусто, и как я полагаю скоро они найдутся и получит на конец применение, потому что что там лежало в металлолом даже дурак не сдаст

Re: бред какой

Вы читайте внимательнее - ТО производится на базе саратовского и казанского аэродромов.

Молодцы, очень здорово, что организовали производство и спасли десятки бортов.

вообще-то это КУЛЬМАН, на нем раньше чертежи делали

  • 1