Сегодня прогулка вокруг старых домов площади Орджоникидзе с полезной информацией внутри.
Для большинства людей как в советское время, так и сейчас, площадь Орджоникидзе ассоциируется с крупным пересадочным узлом Заводского района. До конца 1990-х По обе стороны площади начинались автобусные маршруты в различные микрорайоны Заводского, дачные посёлки и пригороды юго-западной части Саратовского района. В центре площади были кольца пяти трамвайных маршрутов (см. Бывшее кольцо 1 и 15 трамвайных маршрутов). На площади в новый год ставили ёлку, а летом сюда приезжали различные аттракционы, зоопарки, мотоциклисты-каскадёры и прочие развлечения.
Сегодня площадь практически застроена новыми домами. На оставшейся части - кольцо трамвайных маршрутов №№2, 7 и 8, следующих в отдалённые части Заводского и конечная 15-го троллейбуса. Автобусные конечные сконцентрировались у стадиона "Волга".
В кассу за билетами на пригородные автобусы немаленькая очередь.
Думаю, что кому-то эта информация будет полезна. Летнее расписание пригородных автобусов от ст.Волга.
Теперь пройдём по трамвайной линии вдоль бывшего стадиона авиазавода "Волга" к площади Орджоникидзе. В стену стадионного помещения встроено что-то треугольное. Что это? Бывший ларёк?
Но больше нас на этой площади будет интересовать старая застройка - дома, построенные здесь ещё в "дохрущёвское" время. Прямо от трамвайной линии мы увидим вот этот манящий дворик.
Это огромный многосекционный дом по адресу "пл.Орджоникизде, 11", построенный ещё в довоенное время.
Он выполнен в виде буквы "Ш", прямая часть которого прилежит к автодороге, а в обратной части находятся дворики.
В списках объектов культурного наследия муниципального значения он обозначен, как "Дом жилой, 1947 г.". В качестве даты введения дома в эксплуатацию значится 1941 год. По информации Марии Салий, дом строился по частям: 1-я и 2-я секции (те, которые ближе к Дворцу культуры) были сданы в 1940 г., 3-я и 4-я - в 1941 г. Остальная часть достраивалась после войны. Строился как жилой дом завода зуборезных станков. Есть свидетельства, что строительство началось ещё в 1936-м.
Отделка дома, судя по всему, производилась в послевоенное время.
К сожалению, до наших времён дом дошёл не в самом лучшем состоянии.
Сквозные подъезды с полупортиками и осыпающиеся балконы.
Небольшой палисадник со стороны проезда.
Сам проезд ведёт к проспекту Энтузиастов, и во время регулярных пробок им пользуются автомобилисты и водители маршруток для объезда.
Если мы направимся по нему в другую сторону, то нас ждёт ряд других интересных довоенных построек.
Дом №10 1931 года постройки. Когда-то конструктивистские панорамные пролёты подъездов и остеклённые угловые окна были заложены кирпичом.
Вид со двора.
Вид внутри.
Будка видимо тоже с очень древних времён.
Формы здания под номером 10а тоже выдают конструктивизм.
Это здание, выстроенное авиазаводом для ГТС-44. В 1996 году было пристроено новое крыло.
Далее на этом проезде расположен дворец культуры авиастроителей, ныне ГЦНК, за которым расположены ещё три постройки времён завода комбайнов (предшественника авиазавода), относящиеся к памятникам муниципального значения: фабрика-кухня (ныне МРЭО), кинотеатр "Темп" (уже несколько лет не работает) и универмаг (сильно обезображен). Про кинотеатр у меня будет отдельный пост в рубрике "Кинотеатры Саратова". Про фабрику-кухню можно прочитать здесь.
Journal information