?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
ЗиС-154
djhooligantk
Автобус ЗИС-154 мы нашли 7 мая 2011 года, гуляя вместе с товарищем birca по одному из старых районов Саратова. Репорт о том самом походе ещё последует (уф... сколько же сотен или тысяч фотографий и впечатлений надо разобрать, начиная с конца февраля). А сегодня речь пойдёт об этом уникальном для СССР автобусе. Посему, передам слово моему коллеге, который хорошо разбирается в технике СССР. Далее - последовательные фото того, что было сделано с момента обнаружения автобуса, выяснения хозяев, разговора с ними, с мая по настоящего времени.



7 мая он выглядывал своим широким лбом из-за забора частного владения.



Сказать что автобус уникален - ничего не сказать. На сегодня известно лишь 2 сохранившихся. Наш получается третий.



Всего было выпущено 1165 таких автобусов в период с 1947 по 1950 г.



Кузов сохранился на удивление хорошо, но весь декор к сожалению утрачен.



здесь было окно кабины водителя.



Сохранившиеся ступеньки передней двери.



С левого борта была предусмотрена дополнительная дверь - в случае военных действий она предназначалась для погрузки раненых.



Сохранился замок запасной двери.



Сохранились оба моста - передний и задний.



Вид по правому борту назад. Виден проем задней двери.



Около дверей были нанесены надписи ВХОД и ВЫХОД



Ещё вид спереди.



Задний мост.



Потихоньку откапываем автобус.



С правого борта автобуса снесены сараи, где хозяева участка держали коз.



внутри сохранились педали и рулевая колонка.



Вытащить его оттуда будет нелегкой задачей - автобус плотно зажат между сараями, деревьями, столбами ЛЭП и т.д.



Задняя часть к сожалению утрачена - здесь располагался силовой агрегат, дизель и генератор. Так выглядел автобус сзади, когда мы его нашли.



А вот так сейчас. Расчистка автобуса почти закончена. Оставшееся дерево пилить нельзя, в его кроне сложное переплетение проводов. Придется вытакскивать автобус между деревом и забором справа.



Гайка со ступицы переднего колеса. После 40 лет стоянки открутилась без проблем и блестит внутри как новая.



И вот, наконец, ЗИС-154 погружен на трал и готов к отправке.



Вид спереди.



Сейчас отцепим крючки и вперед.



Поехали!



Впереди указатель - поворот на московскую трассу. Автобус уезжает на реставрацию в другой город - у нас он оказался никому не нужен, увы.



ЗИС-154 проделал путь более 1000 км и прибыл к реставраторам.



Трал с автобусом подан к разгрузке.



Сгрузили!



Предстоит долгая и сложная работа по реставрации автобуса, прежде всего нужно восстановить по чертежам заднюю часть.



для начала была проведена профилактика ходовой части, чтобы колеса начали вращаться и можно было перемещать автобус. Эта работа была успешна проведена, но пока не удается найти подходящий подшипник заднего левого колеса, тем не менее колесо вращается.



Далее пост будет обновляться при поступлении новой информации с места реставрации.

А вот каким ЗиС-154 был во времена СССР, когда мы могли его встретить на улицах города:



Автобус оснащался ярославским дизелем ЯАЗ-204, дизель вращал генератор (на фото виден левее дизеля), генератор вырабатывал ток, от тока вращались колеса. Вот такая хитрая схема, эдакая электростанция на колесах )))



Редкое цветное фото ЗИС-154 - он сразу опознается по дверцам моторного отсека в задней части кузова.



Два лючка в передней части рядом с фарами служили для вентиляции салона. Обратим внимание на запасную дверь левого борта - есть мнение, что в случае войны она предназначалась бы для погрузки раненых.



Обратим внимание на количество шпилек колес - их 10, а не 8, как на ЗИС-155. Есть мнение, что за основу был взят американский стандарт колеса, использующийся до сих пор! Другими словами - колесо от современной фуры вполне подходит к ЗИС-154!



На выходе с завода автобус имел красивые декоративные колпаки на колесах, которые конечно сразу же терялись где-то на разбитых дорогах...












promo djhooligantk january 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Спорный проект был. Как обычно - хорошая идея у нас всегда упиралась в недостатки агрегатной базы. Этот несчастный ЯАЗ-204Д, у которого расход масла был сравним с расходом соляры - это был же ужас тот еще. Ну и электротрансмиссия - это в автотранспорте до сих пор очень спорно, да. Зато платформа в целом оказалась вполне ничего себе. Ее ж потом на трамваях и троллейбусах использовали, если я не ошибаюсь...

Посмотрим, что у реставраторов получится, интересно. На ход собираются ставить? У меня сильные сомнения по поводу силовой установки - где ж сейчас дизель-то такой возьмешь? Или будут восстанавливать с более поздним вариантом с ЯАЗ-206? Они вроде бы есть еще...

Сам по себе 204й дизель (лицензионная копия GMC) совсем не плох, и сделано их огромное количество, так что - не редкость. Беда в том, что то были ОЧЕНЬ РАННИЕ, толком ещё не освоенные 204е с кучей проблем и "детских болезней".
Использовалась не платформа (у ЗиС-154 кузов несущий, у ЗиС-155 - нет), а типовые боковины с окнами и крыша. Как вы справедливо заметили, - на трамваях, троллейбусах и - теплоходах.

Исходно на нем был именно ЯАЗ-204Д, форсированный. Вот он-то как раз был вполне себе кошмарным. Потом, когда появился доработанный 204 и 206 - жизнь наладилась. Как тут ниже пишут - будут ставить именно 204, с военхрана (я все время забываю про такой шикарный источник старой доброй техники).

А что за теплоход был с этим кузовом? Не слышал про такое...

Речные трамваи серии "М" ("Москвич"):http://ru.wikipedia.org/wiki/Москвич_(тип_речных_судов)

Использовались секции боковин с окнами.

Вы ошибаетесь. То, что окна пассажирских салонов теплоходов типа М (ПТ/Т и т.п.) проекта 515/544 похожи на ЗиС-154 - соглашусь. Но все же Московский судостроительный их изготавливал сам. Потом эти же окна использовались в остеклении салонов ОМов. Рама окна выполнялась из дерева, и в отличии от ЗиС-154 открывалась верхняя фрамуга, а не нижняя часть окна (как у автобуса). Говорю уверенно, так как сам эти рамы не раз "щупал"

ЗИС-154

(Anonymous)
Добрый день! Спасибо Денису за замечательный репортаж, отвечу на поставленные вопросы: автобус будет реставрироваться полностью, до последнего винтика, ставиться на ход. Уже найден новый дизель ЯАЗ-204, с военного хранения, фото, если интересно, передам Денису, он разместит. Сейчас идет комплектование запчастями, этот процесс может занять много времени. Так же предстоит восстановить по чертежам заднюю часть кузова. В общем работы хватает. Почти одновременно с ЗИС-154 был найден и так же передан реставраторам ЗИС-155, репортаж об этом будет позже. На очереди редчайший Икарус-620, но это уже наверное в следующем году.

Альтернативы: технические и не только.

User 2nd_street referenced to your post from Альтернативы: технические и не только. saying: [...] й, Бартини... Ну и напоследок - местные новости. http://djhooligantk.livejournal.com/78782.html [...]

интересно,какого было им управлять и в нём ездить)

Впечатления от езды на ЗИС-154, единственном на сегодняшний день ходовом экземпляре этой модели, можно прочитать вот тут (тест-драйв программы "Доброе утро", 2007 г.):
http://mytashkent.uz/2010/04/18/staryie-avtobusyi-dizel-chast-2/

Сохранившийся ЗиУ-5

Нашелся в Одессе, причём он работает в авиации :-) http://kaiser-w.livejournal.com/216923.html

Re: Сохранившийся ЗиУ-5

Саратовские сарайчики:
http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/411156?page=0 ЗИС-155 в Саратове
http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/406868?page=0 ЗИС-154 в Саратове
http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/462251?page=0 разные сарайчики из ОТ в Саратове

Чего и следовало ожидать, автор грамотно опубликовал.

Сегодня нашел переднюю балку от етого чуда техники, состояние отличное!! Неделю думали с мужиками что за балка, от какой машини.

О сколько нам открытий чудных...
Интересный пост и про ЗиС-155 тоже)

  • 1