djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Старинный дебаркадер - путешествие в прошлое

Оригинал взят у mishanik_210 в Старинный дебаркадер - путешествие в прошлое
Чем дольше живешь в Саратове, тем больше понимаешь, сколько всего интересного и необычного скрывает в себе наш родной край. На этот раз, мы отправимся в небольшое путешествие к последнему, уцелевшему в России, деревянному дебаркадеру проекта 133 КИ, построенному в середине прошлого века.

1

Итак, начнем с того, что же такое таинственное скрывается за этим непонятным словом: «дебаркадер».  Дебаркадер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ.

2

Данный дебаркадер был спущен на воду 15 октября  1954 года, из производственных цехов Городецкой судоверфи  города Городец (Нижегородская область). К этому времени, при строительстве судов подобного класса, для создания плавучей платформы, использовали железобетонные конструкции, но в нашем случае применили старый метод. Платформой для судна, служит металлическое основание, сверху которого возвышается деревянная надпалубная часть.

3

Изначально, судно использовалось в качестве речного вокзала. К сожалению, точной информации, о том, где именно дебаркадер нес свою службу нет, но просматривая старые фотографии Саратова, можно более менее представить, как все это выглядело. Фото из архива В.Ф. Нестерова, с датировкой, примерно между 1951-1956 годами.

4

В дальнейшем, дебаркадер, сменив многочисленных владельцев, успел побывать и санаторием, и столовой, ну и, в конце концов, никому не нужный, был брошен неподалеку от одного из берегов Волги.

5

Но вернемся из дебрей истории, ближе к нашему деревянному архитектурному чуду. Данный дебаркадер состоит из двух палуб. На первой палубе, располагаются различные технические помещения, кухня, а так же каюты матросов и шкипера судна. На второй палубе, находится огромный зал ожидания, ряд комнат (суммарно на 15 спальных мест + 8 детских) и несколько технических помещений. Так же, на верхней палубе в положении сидя, в ожидании нужного рейса, могли разместиться  135 пассажиров. Ну, а экипаж судна, состоял из 8 человек.

IMG_1457

На дебаркадере имеется и нижняя палуба, но о ней немного позже. А сейчас пришло время, отправиться в прогулку по деревянной надстройке.

6

Несколько движений, и качающаяся лестница остается позади. И с таким же нетерпением, как полвека назад пассажиры ожидали здесь своего корабля, мы отправляемся внутрь дебаркадера.

7

Препятствий в виде замков обнаружено не было, и, переступив через облупившийся порог, мы оказываемся в «мясном цехе». Кровь, кишки, расчленёнка…

8

Пройдя чуть дальше, мы заходим в основное помещение кухни (камбуз). В правой части кадра грузовой лифт, рассчитанный на 200 кг. На нем готовые блюда поднимались наверх в «раздаточную», и уже оттуда поступали к голодным пассажирам в «зал ожидания».

9

«Цех мытья кухонной посуды» - название в лучших традициях советского времени. Думаю, и без моих комментариев  понятно, чем тут занимались.

10

Огромная духовка, максимальная температура готовки - 300 градусов.

11

Холодильничек… Пора бы уже привыкнуть, что здесь все огромное. Два верхних отсека, запирались  на ключ, что в них такого секретного хранили, остается только гадать.

12

Устройство для кипячения воды, которая поступала по трубам из специальной ёмкости, находящейся на самой нижней палубе.

13

Чудо-печка, больше похожая на топку кого-нибудь паровоза… Для полноты картины  не хватает только лопаты для угля.

14

«Хлеб – всему голова», поэтому для его хранения выделено отдельное помещение, как на первом, так и на втором этаже.

15

Когда мой коллега присмотрел себе новый плафон на дачу (шутка, если не поняли), с осмотром кухни можно было завершать, и через одну из запасных лестниц мы отправились на верхнюю палубу.

16

А вот и лестница. К слову, о состоянии дебаркадера. На данный момент растащили лишь  особо ценные предметы. Судя по всему, корабль находится в запустении не больше года или двух. По найденным нами огнетушителям, точно можно сказать, что в 2009 году, судно еще активно использовалось (дата последнего обслуживания). Жители ближайшего населенного пункта, уже начали приводить судно в убожеский вид, растаскивая и разбивая все на своем пути.

17

В левой части фотографии, можно увидеть лестницу, по которой мы поднимались. В данном помещении, располагались многочисленные ряды сидячих мест для пассажиров. Один из таких  рядов сохранился до сегодняшних дней (справа в кадре).

18

Проходим в единственную дверь в этой комнате и оказываемся в длинном коридоре. Если идти прямо, то попадаешь в большой «зал ожидания».

19

По обе стороны коридора встретилось несколько таких помещений. Назначение, так и  осталось для меня загадкой. Похоже на одиночный карцер одиночную каюту.

20

Однотипную череду кают, разбавило помещение «раздаточной». В кадре можно увидеть, то самое окошко, через которое выдавалась еда.

21

Именно в это помещение приезжал грузовой лифт с блюдами из кухни, о которой я писал чуть выше. Что-то мне подсказывает, что забавы ради, на лифте каталась не только еда…

22

Дверь, за которой находится «зал ожидания». Судя по дырке на двери, кто-то, чего-то явно не дождался….

23

А вот и «зал ожидания» - самое большое помещение судна, площадью 106 кв.м.

24

Фото в другую сторону. В  «зале ожидания» располагались многочисленные ряды стульев, и столы для приема пищи. В этом помещении жизнь буквально кипела, люди бегали за подносами с едой, кто-то медленно возвращался в свою каюту или в спешке тащил своих детей на вот-вот отбывающий корабль…

25

Из «зала ожидания» мы отправляемся  дальше по коридору, в неизведанную часть дебаркадера.

26

По обе стороны коридора расположились жилые каюты. Для начала мы отправились в ту, что слева, но ничего интересного в ней не обнаружили, разве что вот это:

28

А вот вторая каюта, оказалась ощутимо больше и интересней, и состояла из трех помещений. На фото, самое последнее помещение – спальная комната для взрослых.

29

А здесь, была детская комната. Ремонт вполне себе в духе 80-ых годов. Даже обои еще остались. БОМЖам это место пришлось явно по вкусу, и местами, хорошо заметны следы их пребывания.

30

В этой каюте мы обнаружили предмет небывалой роскоши – отдельный сан. узел.

31

Ну что ж, верхняя палуба была изучена, и пришло время спускаться вниз. На фото: главная лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубу.

32

Для начала, мы решили пройтись по оставшимся каютам первой палубы, а уже потом спускаться в царство Аида подвальные помещения.

33

На дебаркадере имелся собственный медицинский пункт. К сожалению, ничего кроме белого медицинского шкафчика и таблички на двери об этом больше не напоминает.

34

Дальше, мы решили зайти в очередную жилую каюту. Состояла она из нескольких комнат, судя по количеству спальных мест, каюта рассчитывалась на двух человек.

35

В холодильнике было пусто…

36

Рядом с запасной лестницей на верхнюю палубу, в кормовой части судна, располагались каюты матросов и шкипера. В одной из матросских кают, мы нашли целую коробку различной документации: банковские счета, налоговые отчеты и т.д. Дальше небольшая подборка кадров из данных кают.

37
38
39

Вот и настало время, прогуляться по помещениям нижней палубы. Трюмов в судне оказалось довольно много, поэтому расскажу и покажу лишь самое интересное.

40

Итак, перед вами, судовая мастерская. Всё помещение усеяно различными инструментами и непонятными вещами.

41

Трафареты, шланги, ящики, коробки, прожектор, тумбочки, всего не перечислить…

42

Уникальная способность моего товарища, которая помогает нам передвигаться в темноте  =)

43

В носовой части судна, расположилось самое большое помещение нижнего яруса. К сожалению, до конца разобраться  в его предназначении мне так и не удалось. Возможно, оно использовалось в качестве склада.

44

45

Под кухней, то есть в центральной части судна, так же имелось помещение нижней палубы. В нем находилось несколько емкостей для питьевой воды. По фотографии ниже, можно хорошо понять, каким образом устроено  основание платформы дебаркадера.

46

Ну и в завершение экскурсии по нижнему ярусу, мы посетили каюту обслуживающего персонала судна.

47

На столе обнаружили еще один ящик с документами дебаркадера. На этот раз, это были акты санитарного осмотра судна в 1991 году, после ремонта.

48

А теперь, просто подборка снимков судна.

49
50
51
52
53
54
55
57

Уже по сложившейся традиции, перед самым уходом мы сняли небольшое видео:



За свое более чем полувековое существование, судно сменило очень много названий. В документах разных годов можно встретить: «Чапаев», «Дом отдыха Чайка», «Дебаркадер №137» и это только с 1991 года. А уж, сколько бортовых номеров, корабль поменял за свою жизнь посчитать, наверное, вообще невозможно. Последним владельцем, за которым вроде как до сих пор числиться это судно, является ООО «Ревьера» - одна из баз отдыха на Волге, в районе города Маркс. В 2014 году, дебаркадер несколько раз выставлялся на продажу за 2 000 000 рублей, нашел ли он нового хозяина, или был просто брошен на растерзание  местному населению – неизвестно. Интересным, является тот факт, что на  судно, с носовой части, проведено электричество с новым распределительным щитом. При этом сам дебаркадер, от него не запитан. Поэтому, невольно возникают мысли, а не распилят ли этого красавца на металлолом?… В любом случае, без охраны – судьба у дебаркадера незавидная.

Вот мы и закончили наше небольшое путешествие. Надеюсь, что вам было интересно прочитать данную запись и если это действительно так, то жду ваших комментариев, лайков и репостов. Подписывайтесь и следите за моим дневником, обещаю много всего интересного! До новых встреч!



P.S. Даже не пытайтесь узнать у меня, где находится этот объект… Не хочу быть причастным к уничтожению этого памятника прошлого…

Tags: Волга, краеведение, репост
Subscribe

  • 2021-03-02 Авиационный обзор

    "Аэрофлот" покидает Саратов. Теперь, как и в некоторых других соседних городах вместо "Аэрофлота" в Саратов будет летать авиакомпания "Россия". При…

  • 2021-02-23 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-02-22 Авиационный обзор

    С 27 марта возобновятся рейсы из Саратова в Минводы. PegasFly будет летать туда по вторникам и субботам на Эмбраерах-190. Рейсы в Санкт-Петербург…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • 2021-03-02 Авиационный обзор

    "Аэрофлот" покидает Саратов. Теперь, как и в некоторых других соседних городах вместо "Аэрофлота" в Саратов будет летать авиакомпания "Россия". При…

  • 2021-02-23 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-02-22 Авиационный обзор

    С 27 марта возобновятся рейсы из Саратова в Минводы. PegasFly будет летать туда по вторникам и субботам на Эмбраерах-190. Рейсы в Санкт-Петербург…