djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Аэродромы местных воздушных линий. часть 5. Перспективы

Аэродромы местных воздушных линий. часть 1. часть 2. часть 3. часть 4.
Фотографии предоставлены автором - Дмитрием Воронковым. Оригинал текста - сайт ИА "Версия-Саратов": Рождённые ползать.



А вокруг - тишина

Как отмечает Анатолий Жаворонский, бурное развитие местных воздушных линий (МВЛ) в Саратовской области во времена СССР было связано с ее большими размерами и плохими дорогами. "Я не вижу перспектив возврата к таким полетам. Да и необходимости в них нет, потому что есть автобусное движение и частный автотранспорт", - считает эксперт.

Впрочем, существует как минимум одна важная причина, по которой стране очень нужны многочисленные действующие аэродромы, - это авиационная безопасность. Несколько лет назад получил широкую огласку случай аварийной посадки Ту-154 в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолётов этого типа ВПП. А все потому, что начальник местной вертолётной площадки Сергей Сотников по собственной инициативе 12 лет (!) очищал брошенную полосу от мусора и кустарника. "Обнаружение этой бетонной ВПП было неожиданной удачей, которая позволила избежать жертв и полного разрушения самолета", говорится в СМИ. Впоследствии эта история была использована в сюжете популярного отечественного кинофильма "Елки-2".



"Чем больше аэродромная сеть, тем больше вероятность при какой-то чрезвычайной ситуации на борту любого воздушного судна произвести безопасную посадку. В Западной Европе через каждые 5-6 километров можно найти взлетно-посадочную полосу. У нас это сложно сделать в радиусе 400-500 километров", - отмечает генеральный директор ООО "Авиационная компания "Аэрон" Игорь Попов.

Компании принадлежит посадочная площадка "Шумейка" в районе Энгельса. По словам Попова, в 2008 году они с партнерами выкупили землю в чистом поле и на свои деньги, вырученные на авиационных работах, построили этот объект. "Мы сделали площадку для себя, чтобы у нас была база. Но естественно, раз есть такое место, к нам просятся и частники", - говорит Попов.

Развитие частной авиации - это еще одна причина, по которой в области было бы желательно появление новых аэродромов и восстановление старых. "Может быть, кто-то бы и купил самолет для себя. Но если рядом нет аэродромов, а средства не позволяют содержать свой или размещать самолет на существующих площадках, люди откладывают эту идею. Поэтому при развитии внутрирегиональных аэродромов появятся предпосылки для появления новых частных воздушных судов", - отмечает начальник саратовского Аэроклуба им.Гагарина Евгений Алексеев. Пока частная авиация в Саратовской области развивается крайне медленно, констатируют все эксперты.


Первым делом самолёты

"Самолеты и все, что связано с авиапассажирскими перевозками, - это очень дорогое удовольствие. Область в нынешнем ее состоянии и с нынешними руководителями не потянет такой проект", - заявил в интервью "Газете Наша Версия" генеральный директор ЗАО Инвестиционный холдинг "Энергетический Союз", основной инвестор ОАО "Саратовские авиалинии" Аркадий Евстафьев.

"Содержание аэродрома или посадочной площадки - это дорогостоящие мероприятия", - отмечает Игорь Попов. По его словам, требования к площадкам, а тем более, к аэродромам, даже самым простым, жестко регламентированы. Правовыми актами определено все, вплоть до того, какими должны быть маркеры, подходы к площадке, препятствия, охрана и высота травы на грунтовых ВПП. Сертификация аэродромов тоже стоит очень дорого.

"В планах власти нет ничего невозможного, но все зависит от финансирования и решения множества вопросов: на чьем балансе будут эти аэродромы, кто их будет обслуживать и так далее", - считает Евгений Алексеев. По его мнению, пассажирские перевозки в регионе вполне можно организовать и с применением грунтовых аэродромов. "Восстановить грунтовый аэродром дешевле и проще, чем с искусственным покрытием. Если использовать сертифицированные летательные аппараты, допущенные для посадки на грунт, никаких проблем нет", - убежден Алексеев.

"Любой легкий самолет будет потреблять порядка 200-300 литров керосина в час лёта. За самолеты нужно будет выплачивать кредиты. Нужны летчики, где они? Функции диспетчеризации - кто будет их осуществлять? Кто будет управлять небольшими аэровокзальными комплексами?", - перечисляет проблемы Аркадий Евстафьев.

Есть и еще одна причина, которая ставит под сомнению идею возрождения МВЛ в регионах. Это отсутствие в настоящее время у России своего самолёта для таких целей. Интересно, что у СССР в последние десятилетия существования его тоже не было. Как отмечает Анатолий Жаворонский, пассажирские перевозки на самых распространенных самолетах АН-2 к началу 80-х годов были запрещены по требованию Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Решение было найдено в рамках СЭВ - Совета экономической взаимопомощи стран соцлагеря. СССР для своих местных авиалиний закупил у Чехословакии три сотни самолетов Л-410 УВП (укороченный взлет, посадка). Два турбовинтовых двигателя позволяли им развивать скорость до 350 км/ч, салоны вмещали 15 человек. В Саратове таких судов было два десятка. Как указано в книге "Твои четыре века, город", в мае 1981 года наше авиапредприятие первым в стране перешло на обслуживание местных линий этими лайнерами.

Но даже в плановой экономике пассажирские перевозки по области на Л-410 УВП были дотационными. "Из-за большого расхода авиатоплива они были убыточными даже при стопроцентной коммерческой загрузке", - подчеркивает Жаворонский.

Конечно, самолеты для новых местных авиалиний тоже можно было бы купить у иностранных производителей. Но цена такого вопроса - точно не для депрессивного региона. "Самый дешевый легкий пассажирский самолет стоит порядка 4-5 миллионов долларов. Если удастся купить его в кредит под 7% годовых - это счастье. Вот и посчитайте, во что это обойдется", - поясняет Евстафьев.

"Что такое самолет чехословацкого производства? Изготавливается он там, путёвый капитальный ремонт - там, запасные части - там", - напоминает Анатолий Жаворонский историю Л-410 УВП. Иными словами, покупать самолеты за рубежом - точно не лучшее решение.




Хотели как лучше

"Малая авиация - очень важная составляющая развития любого общества. Региональные перевозки есть в Америке, в Европе, во многих странах мира. Но они и там существенным образом дотируются. Если рассматривать местные воздушные линии с точки зрения коммерческих полетов, то перспектива нулевая", - уверен Аркадий Евстафьев.

Это значит, что организовывать и координировать такие перевозки сможет только власть через бюджетные структуры. Пока усилия областной администрации в этом направлении, мягко говоря, не впечатляют.

"Существуют ли у правительства и Комитета транспорта конкретные планы по восстановлению и развитию внутрирегиональной сети аэродромов? Если да, то аэродромы каких населенных пунктов могут быть восстановлены (или построены заново) в первую очередь?", - поинтересовалась редакция. Ответ комитета: "В настоящее время в области осуществляется реализация федеральной программы по развитию межрегиональных перевозок между городами ПФО".

"Проводилась ли комитетом транспорта примерная оценка стоимости восстановления в целом всей системы и отдельных аэродромов?". Ответ: "Данный вопрос не относится к компетенции комитета транспорта". Согласитесь, такое сложно комментировать.

Обращалось ли правительство области в 2012-2014 годах в администрации тех районов, где сохранились остатки аэродромов с твердым покрытием, с идеями или предложениями по их использованию? Администрации Балашовского, Калининского, Перелюбского и Петровского районов ответили редакции на этот вопрос отрицательно.

"В центральный аппарат Росимущества не поступали обращения каких-либо организаций по поводу использования имущества аэродромов, расположенных в Перелюбском, Аткарском, Петровском и Балаковском районах Саратовской области", - говорится в ответе федерального агентства.

Частников и авиалюбителей ВПП в нашей глубинке тоже не интересуют. Единственное исключение - Петровский район. Как сообщил газете глава администрации Юрий Заигралов, "в апреле этого года поступило письмо от военного летчика-инструктора 1-го класса Чечеткина С.М., пилота вертолета Жирнова В.Н. о создании на базе бывшего военного аэродрома авиационного спортивного клуба "ЧиЖ". Сергей Чечеткин рассказал "Газете Наша Версия", что ранее он обращался с такой же инициативой к президенту Владимиру Путину. Но письмо спустили в область, а администрация Валерия Радаева прислала ответ, что в рамках региональных программ финансирование до 2020 года невозможно. Воззвания к руководителям местных подразделений крупнейших сырьевых компаний страны ("Лукойл", "Газпром") успеха не имели.

Недавно Чечеткин и Жирнов написали письма министру обороны Сергею Шойгу и заместителю руководителя администрации президента Вячеславу Володину. Они просят помочь с созданием клуба "на постоянной государственной основе, с постоянным финансированием" и с приобретением четырех самолетов. Взамен обязуются "подготовить и содержать бывшую ВПП для обеспечения аварийных, вынужденных посадок". О результатах этих обращений пока не известно.

Администрация Петровска, между тем, тоже имеет виды на бывший военный аэродром: "После осуществления передачи министерством обороны из федеральной собственности в муниципальную собственность участка планируется использование территории под малоэтажную застройку". Но состоится ли вообще эта процедура и когда? "Аэродромы в перечень объектов, планируемых к передаче в муниципальную собственность, министерством обороны не включены", - пишет Заигралов. То есть, в нынешнем состоянии этот символ ушедшей эпохи может простоять еще неизвестно сколько лет.

Назад в будущее

Обращались ли областные чиновники к Аркадию Евстафьеву с предложением хотя бы подумать над темой внутрирегиональных перевозок? "Нет, не обращались. У регионального правительства есть серьезная проблема - сформулировать мысли. А уже из этой проблемы вытекают и другие - финансовые, экономические, социальные. Это следствия. Самым важным залогом развития местных авиалиний может быть только экономическая состоятельность региона. А поскольку наш регион экономически не состоятелен, то даже умозрительных схем не видно", - резюмирует бизнесмен.

Одним словом, надеяться на возобновление местных авиалиний даже в отдаленном будущем, видимо, не приходится. Когда введут в строй новый аэропорт в Сабуровке, с учетом нынешних экономических реалий (включая гонку санкций) прогнозировать сложно. Но добираться до него из районов жители губернии станут явно не воздушным путем. Вопрос о том, зачем же тогда надо было записывать в Стратегию красивые слова про "восстановление и развитие внутрирегиональной сети аэродромов", очевидно, следует считать риторическим.



Большое спасибо автору материала - Дмитрию Воронкову за проделанную работу!
Tags: Балаково, Балаковский район, Саратовская область, авиация, аэропорт, краеведение, репост
Subscribe

  • 2021-07-26 Авиационный обзор

    - Ночью состоялся первый рейс авиакомпании "Уральские авиалинии" из Саратова. И первый чартерный рейс в Анталью спустя почти 2 года. A321 прилетел…

  • 2021-07-25 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Заседание градозащитного совета 22.07.2021

    Вчера заседание проходило в Парламентском зале Саратовской областной думы. Повестка дня: 1. Подписание Меморандума о намерениях о…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments