(Читать на сайте Стройсар...)
На пересечении улиц Радищева и Московской расположилось огромное историческое и уникальное для нашего города здание – пассаж Лаптева (Юренкова). О том, что оно не совсем обычное подсказывают формы окон разных этажей.
В России пассажи распространения не получили, в отличие от европейских городов, где многие из них до сих пор сохранились. Оттого саратовский пассаж сразу после постройки стал достопримечательностью.
Первые европейские пассажи, придуманные в конце XVIII века, стали местами торговли, где сама по себе торговля была не основной составляющей. Если вы бывали в Европе, то могли видеть как это работает, например я пользовался пассажами в Праге, Брюсселе, Льеже. Даже на картах города они обозначены как пешеходные улицы-проходы прямо посреди квартала.
Войдя в пассаж, ты оказываешься на улице, накрытой стеклянной кровлей. Сюда можно было приходить без конкретной цели, гулять среди внутренней архитектуры и хорошо оформленных витрин, повстречать знакомых, послушать выступление писателя или поэта. Сейчас может показаться удивительным, что в Петербурге второй половины XIX века не считали зазорным выступать фактически в универмаге классики русской литературы: Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский; Кроме того, торговые галереи стали одним из первых общественных мест, где женщине было прилично появиться в одиночестве – подобная прогулка, скажем, в парке была бы в те времена подозрительна, а на улице – почти недопустима.
Наша саратовская улица-пассаж имела Г-образный вид, начинаясь от улицы Радищева и заканчиваясь выходом на Московской. На старых планах города мы видим, что внутри этого здания – свободный проход.
На старых фотографиях Саратова прекрасно видно чугунные колонны и массивные арки входов в пассаж.
Сегодня чугунные колонны никуда не делись. Но вот бывшие входы в пассаж заделали, приспособив под новые нужды.
Здание было выполнено в стиле эклектики, как и стоящее напротив здание судов. Это дало основания считать его автором саратовского архитектора А.М. Салько, известного приверженца данного стиля. Тем не менее, из архивных документов следует, что автор этого проекта – техник Саратовской Городской Управы Н.А. Старченко. Поэтому табличка, висящая на здании содержит ошибки как в имени архитектора, так и в дате постройки.
Первым хозяином торговых мест был купец Ефим Константинович Лаптев. В газете «Саратовский Дневник» за 1880 год сообщалось: «На углу Московской и Театральной площади местным купцом г. Лаптевым положено основание громадному зданию с пассажем. Дом строится в 33 окна по Московской и в 17-ть по Никольской улице в 4 этажа снаружи и в 5-ть со двора… Отличительная особенность дома и совершенная новинка для Саратова – это крытый пассаж, проходящий во всю длину здания с выходами на обе улицы и недорогими помещениями для 18-ти магазинов. Таким образом дом г. Лаптева, строящийся по образцу новейших столичных зданий, с паровым отоплением, теплыми ватер-клозетами и т.п., дает Саратову то, чего он не имеет: массу дешевых торговых помещений и несколько удобных и комфортабельных квартир».
Помещения для торговли располагались на двух этажах по обе стороны от главного прохода. Крыша над ним была сделана стеклянной, помещения были красиво отделаны деревом, зеркалами, лепниной. Магазины внутри и снаружи имели зеркальные витрины.
Открытие Пассажа в декабре 1881 г. привлекло внимание многих торговцев и предпринимателей, устроивших в торговом зале свои магазины. Верхние этажи Пассажа сдавались, как правило, в аренду разным учреждениям - страховым и нотариальным конторам, столичным агентам разных торговых домов. А в 1910-1913 гг. здесь размещались учебные классы медицинского факультета Саратовского университета. В 1917-1918 гг. помещение Пассажа арендовали Высшие государственные мастерские театрального искусства.
Трагична судьба владельцев Пассажа. Первый его хозяин Е.К.Лаптев, уже через год после устройства Пассажа, в пух и прах проигрался в карты и вынужден был продать свое заведение своей сестре, рязанской купчихе. А в 1892 году у нее Пассаж приобрел крупный ростовщик Иван Евсеевич Юренков. В 1910 году Юренков был убит своим должником А.А.Саловым, помещиком Петровского уезда - в приступе отчаяния, после просьб об отсрочке долга. Юренкова похоронили на старообрядческом кладбище, а Салова приговорили к церковному покаянию, сочтя, что совершил он убийство в "нервном припадке".
Помещение перешло к старшей дочери Юренкова – Матрене Ивановне Сибриной, но уже в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны часть пассажа занял лазарет. После революции 1917 года здание было национализировано.
В период НЭПа арендаторы стремительно менялись. Все помещения быстро пришли в бедственное состояние, «украсились» всевозможными пристройками и перегородками, за состоянием служб обеспечения – отоплением, электричеством, водопроводом, канализацией – никто не следил, стеклянный потолок был разбит, лепнина отвалилась, дверные ручки исчезли.
В советское время здесь располагались магазины «Кулинария», «Фототовары», «Торгреклама, «Ремодежды №18»; в подвалах долгое время находился местный винный завод.
Ещё одна табличка на стене здания посвящена легендарному герою Великой Отечественной войны Ивану Васильевичу Панфилову, который, будучи подростком, работал здесь в обойно-художественном магазине купца Соколова.
Давайте попробуем найти остатки пассажа. Для этого зайдём в здание со стороны двора.
Если пассаж сотню лет тому назад выглядел в сторону выхода на Никольскую так, …
… то сейчас зрелище предстаёт вот такое:
На мое удивление некоторые элементы и даже лепнина кое-где сохранились.
Даже вот эта очень старая рама на стене, которой заканчивалась стеклянная крыша.
Но многие окна уже «обновлены» пластиковыми вставками.
А часть здания вообще находится в «руинированном» состоянии, может быть последние годы показывая нам свои необычные окна.
Здание пассажа со двора.
Внутренне крыло так же долгое время пребывало в руинированном состоянии. Теперь на его месте выстроили современный корпус.
Зайдём теперь в бывший пассаж со стороны входа на Радищева.
Над нами – бывший переход на уровне второго этажа между крыльями, который теперь превращён в помещения. У перехода сохранилась сводчатая крыша с лепниной.
А на входе в пассаж – рамы с орнаментом – то ли готическим, то ли цветочным. С улицы за рекламным мусором их совсем не разглядеть.
Но проход сейчас заполнен пристройками, холодильниками фастфуда, торгующего в бывшем входе в пассаж и просто каким-то мусором.
Советское время сказалось на пассаже не самым лучшим образом.
По-хорошему нужно отреставрировать здание, восстановить пассаж и использовать его по первоначальному назначению. Тем более, что оно сейчас вполне актуально и востребовано. Проблема как всегда кроется в том, что в здании куча арендаторов и, наверняка, куча собственников помещений, как у гостиницы «Россия». В итоге перспективы сохранения того, что пока есть, а уж тем более восстановления здания пассажа очень призрачны. Уникальный для России объект, который вполне можно восстановить, скорее всего ждёт незавидная участь.
В публикации использованы материалы В.И.Давыдова, сайта saratov.ru, книг "Саратовский крытый рынок", В.Н. и Н.Н. Семеновы "Саратов Купеческий", В.И. Давыдов и В.Н. Семёнов «Саратов историко-архитектурный», фотографии Владимира Федосеева, саратовских диггеров.
P.S.: nztz пофотографировал чугунные лестницы внутри пассажа Лаптева и задался логичным вопросом.
А что это за инициалы написанные на лестничных пролётах? ЕК и ОМ.
Включая логику я перебрал инициалы владельцев здания и обнаружил, что имя-отчество первого владельца пассажа - Ефим Константинович Лаптев. Одновременно я заметил, что под буквами ЕК и ОМ виднеется буква Л.
Так что теперь осталось узнать что за ОМ? Может жена или родственник купца с одноимённой фамилией? Может вы знаете?
Ещё фото...
Journal information