djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

История саратовского самолёта-памятника Ил-18

Многие до сих пор помнят этот самолёт, который стоял на 3-й Дачной. Особенно впечатляющий вид открывался на него во время поездки на трамвае. Помню, как маленьким с открытым ртом, я ждал момента поворота третьего трамвая с путепровода над проспектом 50 лет Октября. Оттуда Ил-18 было видно очень хорошо. Так хотелось попасть внутрь, но не сложилось. Стоял он за салоном новобрачных, там сейчас находится "Сиеста". Как же он попал к нам, ведь в наш аэропорт такие машины не залетали?



Ил-18 с бортовым номером СССР-75540 был выпущен 18 апреля 1964 г.ода на ММЗ "Знамя Труда" и поступил в Свердловский ОАО (аэропорт Кольцово). Полетав 4 года в Екатеринбурге, его передали в Челябинск, где он и провёл остаток своей трудовой деятельности, пока в 1981 году не был списан.


фото: Михаил Загуляев, сентябрь 1977 года, а/п Пермь Большое Савино (Сокол)

Ил-18 - среднемагистральный четырёхмоторный турбовинтовой самолёт, рассчитанный на перевозку до 122 пассажиров. Начал эксплуатироваться в 1959 году. И эксплуатируется до сих пор в КНДР, России (ВВС), Украине, Сомали, Индии и некоторых других странах. Самый старый из летающих Ил-18 был построен 1963 году и используется ВВС России.


фото: Михаил Загуляев, сентябрь 1977 года, а/п Пермь Большое Савино (Сокол)

В 1977 году началось массовое списание Ил-18. Многие из списанных самолётов устанавливали памятниками в городских парках, детских лагерях. Министерство гражданской авиации поддерживало подобные инициативы, так как подобные мероприятия рассматривались, как один из факторов патриотического воспитания молодежи и привлечения её в лётные училища.
Так 18 мая 1981 года, согласно приказу министерства гражданской авиации по отработке назначенного ресурса был списан и этот борт. Но до подписания приказа самолёт совершил свой последний полёт в Саратов.
Случилось это 18 марта 1981 года. Тогда саратовский аэродром не был рассчитан на приём самолётов подобного класса, поэтому все службы аэропорта тщательно готовились к этому событию, а в назначенный час "высыпали" на аэродром, чтобы встретить этот "гигант".


Посадка Ил-18 на саратовском аэродроме.

Последний рейс "Челябинск-Саратов" был выполнен экипажем Уральского управления ГА, командир ВС - лётчик 1 класса В.В.Галяминских. Посадка была выполнена настолько безукоризнено, что самолёт остановился, пробежав всего половину длины ВВП. Это событие стало важным аргументом в пользу базирования самолётов Як-42, которые начали производиться на САЗе, на саратовском аэродроме.


18.03.1981. Группа авиаработников по обеспечению приёма Ил-18 на вечную стоянку. Справа налево: С.И.Кушинский, А.И.Жаворонский, В.Д.Перемот, П.П.Камшилов, Г.С.Герасимов, А.Д.Усов, С.И.Пригородов, А.В.Пристенский, А.И.Савонов.

По первоначальному замыслу исполкомов городского и Фрунзенского райсоветов народных депутатов местом установки самолёта должен был стать Детский парк. Но так как огромные размеры самолёта не позволили осуществить установку в это место, было решено установить его у Торгового центра. Везли самолёт по обычным саратовским улицам (предварительно демонтировав крылья). На 3-й Дачной в нём открыли кафе-мороженое.



Конец истории печален. После кафе в самолёте располагался тир, видеосалон, игровые автоматы, а в начале 1990-х внутри случился пожар. Потом он долгое время стоял разломанным на две половины. Прямо на постаментах для шасси торговали всяким барахлом, когда вся площадь от Торгового центра до д/к "Россия" стала превращаться в стихийный рынок. А потом он исчез. Говорят авиационные кресла были замечены в помещениях стадиона "Сокол".
Остатки самолета были разобраны и перевезены на свалку отходов производства на территории СЭПО, где они долго лежали в середине 1990-х. Оттуда все это было погружено в ж/д вагоны и вывезено на утилизацию.

При подготовке поста использованы книга А.И.Жаворонского "В небесах и на земле", материалы сайтов "Фотографии старого Саратова", russianplanes.net и архив ОАО "Саратовские авиалинии"
Tags: #Саратов, 3-я дачная, Ильинская площадь, Торговый центр, авиация, аэропорт, краеведение
Subscribe

  • Лучшие посты 2020 года

    Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2020 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение…

  • 2021-02-23 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее

    18 февраля состоялась презентация новой книги-альбома Вячеслава Давыдова "Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее". Мероприятие…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Лучшие посты 2020 года

    Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2020 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение…

  • 2021-02-23 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее

    18 февраля состоялась презентация новой книги-альбома Вячеслава Давыдова "Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее". Мероприятие…