?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Трамвайный маршрут №12 RIP (1931-2011)
djhooligantk
Сегодняшний пост посвящён трамвайному маршруту №12, история которого началась в первую пятилетку, а закончилась 5 сентября 2011 года...
Мы вспомним историю маршрута, поглядим старые фотографии, и проводим маршрут в последний путь, взглянув на нынешнее положение дел...




12-й маршрут - один из старейших маршрутов города Саратова. Появился он в 1931 году.
В начале 30-х годов, когда шла индустриализация страны и активно строились трамвайные линии.
Как становится ясно из статьи 1928 года, строился он в Военный городок, а не на СХИ. Видимо наличие трамвая и сельскохозяйственной станции (ныне - НИИСХ Юго-Востока) явилось одной из причин размещения у конечной трамвая корпуса института СХИ и общежитий.



29 декабря 1929 года газеты писали о возможной постройке линии в 1930 году.



От Сенной площади линия проходила по Астраханскому переулку, доезжала до Кислородно-ацетиленового сварочного завода (ныне "Медтехника"). В общем-то изначально линия тянулась точно так же, как и сейчас за исключением двух моментов.

1 - Здания, где сейчас центр Дикомп не было ещё построено и на его месте располагался овраг. трамвай делал здесь небольшой S-образный уклон к насыпи в другую сторону, нежели сейчас.

Трамвайная линия 12-го маршрута в 2011 году и 50 лет назад от Сенного в сторону Астраханского переулка


2 - Кольцо 12-го маршрута (да, было кольцо!) располагалось не на Осипова, да и улицы собственно такой ещё не существовало. После завода трамвай ехал по пустырю. А сам посёлок СХИ стал отстраиваться уже вдоль трамвайной линии. Тогда он назывался "городок 1-го мая".
В то время в нём располагались лишь военный городок военно-конструкторского училища (позднее танкового, ещё позднее ракетного). Правда довольно крупный. Сейчас тут Региональный учебный центр боевой подготовки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.

На месте нынешнего завода "Корпус" строили СХИ. Но потом построенный корпус для СХИ стал главным корпусом производственного объединения "Корпус".

Кольцо располагалось тогда примерно вот в этом месте. Как раз отсюда начиналась единственная улица в этих местах, проходящая по центру "городка 1-го мая" - нынешняя Артиллерийская.



От кольца маршрут шёл точно так же, до Сенного, потом по Большой Горной, доезжал до Радищева, где у него была конечная.

Однако не всё так просто :) Первоначально маршрут был не отдельным, а являлся лишь продлением Затонской линии трамвая.

Затонская линия шла по Большой Горной до Большой Затонской улицы и заканчивалась в районе нынешней Насосной станции №2 саратовского водоканала. В советское время линию завернули на Хвесина (тогда Малая Северная улица), и к большой Затонской она спускалась по Малой Горной.



Поэтому логично было продлить линию по Горной в сторону СХИ. Маршрут получил 3-й номер. Однако при этом на старой карте конечная 3-го маршрута указана на Радищева-Московской. Я не знаю, когда трамвай заезжал сюда. Возможно трамвай проезжал по Радищева при следовании в обе стороны, чтобы забрать пассажиров, привыкших к конечной Затонской линии именно у Верхнего базара.

Там же была и конечная 4-го маршрута, который являлся продлением до 2-ой дачной дореволюционной Горной линии трамвая, до Сенного рынка совпадая с маршрутом на СХИ.

Потом 4-й маршрут закрыли, а 3-й разделили. Затонский маршрут стал отдельным 13-м маршрутом и был перенесен на Горького, а маршрут на СХИ получил 12-й номер. По крайней мере на схеме 1935 года уже так:



За последние 25 лет схема движения 12-го маршрута в центре неоднократно менялась. То он делал круг с Горького на Радищева, то наоборот, то возвращался к Сенному по Кутякова, то ехал по Кутякова от Сенного.

Сдвоенный трамвай 12-го маршрута поворачивает с улицы Кутякова на улицу Радищева. Видны рельсы трамваев 1 и 11 маршрутов


В итоге всё вернулось к тому, что трамвай стал ходить по улице Большой Горной, делая кольцо на Радищева->Кутякова->Горького.

Вариант маршрутоуказателей 1980-х годов - "Центр - ул.Осипова"


1990-е годы - "ул.Осипова - ул.Радищева"


В 2009 году маршрут продлили до посёлка Солнечного.

Трамвай 12-го маршрута на улице Плодородной


В этом году на вагонах появились и новые маршрутоуказатели:


Вчера я съездил на бывшее кольцо 12-го маршрута (ул.Осипова). Теперь тут находится диспетчерская 11-го маршрута.



Моя задача состояла в том, чтобы сфотографировать трамвай на кольце, точно так же, как я сделал это в начале 1990х годов. Поиск той самой исторической точки осложнился тем, что сейчас всё кольцо и зелёная зона вокруг и внутри него используется местными как автостоянка:



Наконец я нашёл почти то самое место. "Почти", потому что на том самом стоял автомобиль. И когда показался трамвай откуда ни возьмись набежали школьники :)

В начале 90-х ремонтного пути, отходящего от кольца ещё не было


В 2011 году руководство города уже заявляло о том, что собирается убрать рельсы с Большой Горной. С тех пор прошло уже много месяцев и подвижек в эту сторону вроде не было видно...

Схема 12-го маршрута в 2009-2011 гг.


И вот неожиданно появляется информация о том, что с 5 сентября временно закрывается движение 12-го трамвая и связано это с проведением ремонта трамвайного полотна по улице Большая Горная.

Информация сразу насторожила, поскольку рельсы на Большой Горной уложены по новым технологиям, препятствующим разрушению асфальта, не так давно. Этого пока не удостоились некоторые другие маршруты города.

Очевидцы на месте событий начали передавать тревожные фотографии, где чётко видно, что начинают вскрывать рельсы...



...и снимают контактную сеть!



И вот, 14 сентября выходит газета мэрии города "Саратовская панорама", где публикуется постановление, датируемое 12 сентября о закрытии трамвайного маршрута №12. Кстати ни газета, ни само постановление до сих пор не появилось на официальном сайте мэрии!

То есть как всегда, сделано тихо, без лишнего шума, дабы не поднимать общественный резонанс.
Прикрывшись предлогом о "временном ремонте" был уничтожен очередной трамвайный маршрут в Саратове.

Я согласен, что маршрут не пользовался бурной популярностью, дублируя 11-й почти на 80%. Им пользовались в основном жители Большой Горной и окрестных улиц, которые теперь не имеют другого транспорта по направлению к Сенному и на СХИ, а так же студенты экономического и жители улицы улицы Радищева, которые имели возможность добираться сюда, минуя пробки на Зарубина.

Но зачем радикально выкапывать 1,5 километра рельс и снимать контактную сеть? Неужели нельзя было оставить эти пути как резервные, на случай аварий или ремонта на основных путях?
Ведь раньше ещё был 5й трамвай, который ехал по Горной прямо к Дачным (т.е. был и прямой путь по Большой Горной, связывающий пути 12 и 3 маршрутов).

Что ж, теперь в Саратове ещё на 1 маршрут меньше, и трамвайных путей меньше ещё на 1,5 км.
И эта тенденция будет продолжаться: новые вагоны не закупаются, старые выходят из строя, денег нет даже на плановый ремонт трамвайных путей, какой уж там скоростной трамвай!

В итоге, когда город задохнётся в пробках, и мы обратим внимание на европейские города, где трамвай возрождают и ездит он по узким улочкам гораздо быстрее автотранспорта. Вот тогда будет уже совсем поздно!

Сегодня я прогулялся по закрытому теперь участку пути на улице Большой Горной...

Теперь трамвай не сможет так повернуть - контактной сети уже нет!


Контактная сеть снята на всём протяжении закрытого участка!



По краю Большой Горной ещё до закрытия маршрута поставили новые столбы для контактной сети, которую больше никогда уже не повесят.



И вот на улице Чапаева мы упираемся в ограждения. Обратите внимание на новый остановочный павильон, который поставили только в этом году! В отличие от трамваев Заводского района, у 12-го были и новые рельсы, и новая технология укладки и новые остановочные павильоны!



Вот во что превратился трамвайный путь... :(



Теперь с этой остановки никуда не уедешь...



А вот и машины, что сделали это дело...



Помимо выкорчевывания рельсов рабочие укладывают и новый бордюр.



3D-анаглиф (кликабельно)(Как смотреть 3D-анаглиф?)


А здесь уже засыпают и ровняют бывшую трамвайную колею, чтобы заасфальтировать улицу.

А раньше это была остановка "улица Вольская" (см. аншлаг вверху)


Как только закончится демонтаж на этом участке, рабочие перейдут на следующий...



Всего 2 недели назад здесь ездили трамваи... Ездили 80 лет! У маршрута в этом году был юбилей! Погода сегодня тоже оплакивала маршрут...



И как будто специально, в этот самый момент произошло то, о чём я говорил выше! На перекрёстке Горького и Горной произошла авария.



И 2 недели назад трамвай просто бы поехал налево, не делая круг на Радищева. А теперь налево нет контактной сети. Да и рельс скоро не останется.



И если уж попасть, так по полной! Видимо город мстит за потерю трамвая :) В Мирном переулке тоже что-то произошло и все трамвай №3 поехали разворачиваться на Радищева. За 10 минут по улице Горького выстроилась вереница уже из 7 трамваев. Вот так! Теперь выходите и идите пешком! Объезда больше нет!



В материале использованы фотографии из своих архивов, а также с сайтов СТТС, сарметро.рф, Старый Саратов и яндекс-панорамы


Posts from This Journal by “закрытые линии” Tag


promo djhooligantk январь 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Отличный репортаж, спасибо! Демонтаж 1 и 15 почти незафиксирован. По крайней мере, мало известных фото этого варварства, хотя мои глаза помнят это воочию.

Только одна небольшая неточность: там, где 12 поворачивает с Кутякова на Радищева, в подписи написано, что там ходят помимо 12 ещё 1 и 11, но 11 продлили кажется в середине 1988-го года. Да вообще, странная фотография. Можно предположить, что дата фот - между маем и июлем 1988, когда линия по Челюскинцев уже демонтирована, а 11 ещё не продлён до центра, потому что продление совпало, как я понимаю, со сменой направления движения по этому кольцу.

Дата снимка - июль 1988 года. В это время 1 трамвай по Челюскинцев уже не ходил (только рельсы лежали), а 11й уже продлили до Радищева.

Жалко 12 , сколько я на нем проездила в бытность студенткой экономического. Эх!
А про пробки полностью согласна.

Спасибо за репортаж! Отлично написано!
Вообще, 12й, конечно, последнее время особой популярностью не пользоваться, что греха таить: вагоны почти пустые ходили, да и Горная сама по себе узкая, а трамвайная линия делает ее еще уже. Но просто оставить рельсы и контактную сеть на резервный случай, конечно, могли бы.

Кстати, в Воронеже в прошлом году убрали ВСЕ трамваи с улиц города, мотивировав это тем, что разрушается асфальт и замедляется движение. Частично трамвайные маршруты были заменены автобусами, но, конечно, полноценно это сделать не удалось. Такие вот дела.

По вопросу истребления трамваев в Росии имеется вот такая интересная схема: http://transphoto.ru/photo/426915/

Нужно бы ещё фотографию мэра сюда... инициатора и виновника, а о запишет себе в позитив...

Ужос! Какой же срач!

Мне тоже понравился репортаж, спасибо.
Но есть некоторые неточности:
1) Изначально (уже в 1910 году) на Б. Горной было две линии трамвая. Одна из них шла от Астраханской до Никольской (Радищева), далее по Никольской до Московской. Как раз эту линию в 1931 году продлили до СХИ, и она стала 12-м маршрутом. Вторая линия шла от угла Затонской и Соляной (Славянской) площади до Б. Гоной, по Б. Горной до Александровской (М. Горького), по Александровской до Московской.
2) На фотографии ул Б. Горной столбы без проводов не старые, а новые. В 2005 году заменили рельсы от Астраханской до Чапаева, после чего расширили на 1,5 метра дорогу между Пугачёвской и Рахова. При этом старые столбы оказались на проезжей части. Чтобы их можно было убрать, поставили новые, но провода на них так и не перевесили.

Спасибо за уточнения. Исправлю в репортаже.
По столбам ещё более драматично получается :( Я ещё было удивился столбам на проезжей части, но подумал что это сделали карманы для парковки...
По первому вопросу - я абсолютно согласен, так бы подумал и я, почитав википедию :) Но будем опираться на официальные документы и карты. Я бы не написал по поводу продления Затонской линии, не побывав у меня в руках карта, где в 1932 году маршрут проставлен именно таким образом. Видимо это было временное решение при вводе маршрута, иначе не объяснить. А в 1935 году все маршруты привели к тому виду, который изображен на схеме выше. Все маршруты получили номера (до этого были буквы и номера, другие совсем).
В 1932 от 2й дачной по Большой Горной-Радищева уже курсировал 4й маршрут, конечная которого была так же на Верхнем базаре. Как раз он и получился от продления Горной линии (а не 12й).
По поводу кольца на 2й дачной и закрытого железнодорожного переезда тут будет отдельный большой репортаж.

В ближайшее время будет принято решение о замене трамвайного маршрута на нормальное автобусное сообщение, тем более что стоимость проезда одинаковая. Сейчас мы думаем, что это будет новый маршрут от Аэропорта до Пентагона. Или, возможно, введем автобус типа 33а с движением не по Московской, а по Большой Горной. Хочется, чтобы заинтересованные граждане подавали свои предложения к нам в приемную. Обсудив их с Данилиным, мы примем окончательное решение по устройству транспортного сообщения на улице Горной.

http://www.4vsar.ru/news/18929.html

А по Соколовой улице что нибуд ходит? А то теперь далеко на Кутякова подниматься.

только 25-я маршрутка, в которую не всегда влезешь.

Памяти 12 маршрута.

(Anonymous)
Тут как-то Воронеж упоминался, типа скоро нас ждёт участь этого города. Полностью с этим согласен. В Воронеже полностью убрали трамвай. Да и троллейбус живёт там на последнем издыхании. Такое впечатление, что наши власти идут путём Воронежских градоначальников. Но в Воронеже от того что уничтожают электротранспорт лучше-то не становится. По улицам снуют огромное количество битком набитых ПАЗиков и полуразвалившихся автобусов большой вместимости. Зрелище жуткое. Город уже стонет от такого количества автобусных маршрутов. Саратов тоже скоро останется без электротранспорта. Министерство транспорта Саратовской области только расшвыривается обещаниями о развитии трамваев и троллейбусов, а при этом НИЧЕГО не делают, только уничтожают.

Трамвайный маршрут №12 RIP (1931-2011)

User miroslaff66 referenced to your post from Трамвайный маршрут №12 RIP (1931-2011) saying: [...] Оригинал взят у в Трамвайный маршрут №12 RIP (1931-2011) [...]

Пост отличный, с большим интересом почитал! Жаль только, что грустный.
Вспоминаю, как у нас точно также, под предлогом ремонта все трамваи и уничтожили...

Да, много ума не надо, разослать во все СМИ объявление о закрытии в связи с ремонтом и потом выкорчевать рельсы подчистую :(

В Саратове намеренно хотят убить общественный транспо

User skootin referenced to your post from В Саратове намеренно хотят убить общественный транспорт saying: [...] именно на этом ремонтируемом участке. Закрыт [...]

Кажется, где-то уже говорил я, что новыми технологиями на Горной ну вот никак и не пахло. Как-то вот новыми считаются технологии бесшпальной укладки на резине по бетонному монолиту, а не отожжёнными и мягкими на стыках, как навоз рельсами, потому что резали и дырки прожигали горелкой, уложенными на костыли по деревянным шпалам без стяжек.

Тогда надо уточнить: "новыми для Саратова" :)

Олег Грищенко: "Трамваи будем убирать"

Пользователь saboteur_2 сослался на вашу запись в записи «Олег Грищенко: "Трамваи будем убирать"» в контексте: [...] рельсы. Именно после такого ремонта дороги в прошлом году был уничтожен трамвайный маршрут №12 [...]

Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Э

Пользователь bogdan_63 сослался на вашу запись в записи «Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Это было в ХХ веке.» в контексте: [...] Жуковской. Выше по этой улице располагался универмаг "Восток". Ну и напоследок кольцо трамвая №12 [...]

Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Э

Пользователь povalixa сослался на вашу запись в записи «Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Это было в ХХ веке.» в контексте: [...] Выше по этой улице располагался универмаг "Восток". Ну и напоследок кольцо трамвая №12 [...]

Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Э

Пользователь al391 сослался на вашу запись в записи «Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт. Это было в ХХ веке.» в контексте: [...] лет "ПО Корпус", откуда впервые в сети опубликованы эти фотографии. (спасибо  ) [...]

Про 12 маршрут как то не полно,кольцо то когда перенесли к проходной Корпуса? И помнится была речь что ходил он до Аэропорта где был вход ( куда упирается Осипова).Еще помню как забивали в асфальт около кольца стальные балки двутавр,тогда казалось что это рельсы. Говорили,чтобы снизить вибрации от проходящих разворот трамваев,которые мешали работе завода.Хорошо помню остановочный павильон с киоском напротив "кривого" примерно там где стрелка между 11 и 12 маршрутами,конец 70-х,начало 80-х, тогда 11 го еще не было. И диспетчерская тогда находилась в доме около "эконома" по Горной сразу за поворотом с Радищева,очень часто там долго простаивали пока отмечались или чаи гоняли,народ роптал.

про это я писал уже позже - в 2012 году: "Саратов. Проспект Кандарицкого и трамвай в аэропорт." https://djhooligantk.livejournal.com/279673.html

  • 1