djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Трамвайный маршрут №12 RIP (1931-2011)

Сегодняшний пост посвящён трамвайному маршруту №12, история которого началась в первую пятилетку, а закончилась 5 сентября 2011 года...
Мы вспомним историю маршрута, поглядим старые фотографии, и проводим маршрут в последний путь, взглянув на нынешнее положение дел...




12-й маршрут - один из старейших маршрутов города Саратова. Появился он в 1931 году.
В начале 30-х годов, когда шла индустриализация страны и активно строились трамвайные линии.
Как становится ясно из статьи 1928 года, строился он в Военный городок, а не на СХИ. Видимо наличие трамвая и сельскохозяйственной станции (ныне - НИИСХ Юго-Востока) явилось одной из причин размещения у конечной трамвая корпуса института СХИ и общежитий.



29 декабря 1929 года газеты писали о возможной постройке линии в 1930 году.



От Сенной площади линия проходила по Астраханскому переулку, доезжала до Кислородно-ацетиленового сварочного завода (ныне "Медтехника"). В общем-то изначально линия тянулась точно так же, как и сейчас за исключением двух моментов.

1 - Здания, где сейчас центр Дикомп не было ещё построено и на его месте располагался овраг. трамвай делал здесь небольшой S-образный уклон к насыпи в другую сторону, нежели сейчас.

Трамвайная линия 12-го маршрута в 2011 году и 50 лет назад от Сенного в сторону Астраханского переулка


2 - Кольцо 12-го маршрута (да, было кольцо!) располагалось не на Осипова, да и улицы собственно такой ещё не существовало. После завода трамвай ехал по пустырю. А сам посёлок СХИ стал отстраиваться уже вдоль трамвайной линии. Тогда он назывался "городок 1-го мая".
В то время в нём располагались лишь военный городок военно-конструкторского училища (позднее танкового, ещё позднее ракетного). Правда довольно крупный. Сейчас тут Региональный учебный центр боевой подготовки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.

На месте нынешнего завода "Корпус" строили СХИ. Но потом построенный корпус для СХИ стал главным корпусом производственного объединения "Корпус".

Кольцо располагалось тогда примерно вот в этом месте. Как раз отсюда начиналась единственная улица в этих местах, проходящая по центру "городка 1-го мая" - нынешняя Артиллерийская.



В 50-х силами рабочих завода были построены двухколейные пути от остановки "Ватный" до проходной завода, где кольцо располагается по сей день. Здесь мы хорошо видим и завод, и проходную с памятником Ленину, и трамвай.


1976 и 2013 год

От кольца маршрут шёл точно так же, до Сенного, потом по Большой Горной, доезжал до Радищева, где у него была конечная.

Однако не всё так просто :) Первоначально маршрут был не отдельным, а являлся лишь продлением Затонской линии трамвая.

Затонская линия шла по Большой Горной до Большой Затонской улицы и заканчивалась в районе нынешней Насосной станции №2 саратовского водоканала. В советское время линию завернули на Хвесина (тогда Малая Северная улица), и к большой Затонской она спускалась по Малой Горной.

Поэтому логично было продлить линию по Горной в сторону СХИ. Маршрут получил 3-й номер. Однако при этом на старой карте конечная 3-го маршрута указана на Радищева-Московской. Я не знаю, когда трамвай заезжал сюда. Возможно трамвай проезжал по Радищева при следовании в обе стороны, чтобы забрать пассажиров, привыкших к конечной Затонской линии именно у Верхнего базара.

Там же была и конечная 4-го маршрута, который являлся продлением до 2-ой дачной дореволюционной Горной линии трамвая, до Сенного рынка совпадая с маршрутом на СХИ.

Потом 4-й маршрут закрыли, а 3-й разделили. Затонский маршрут стал отдельным 13-м маршрутом и был перенесен на Горького, а маршрут на СХИ получил 12-й номер. По крайней мере на схеме 1935 года уже так:



За последние 25 лет схема движения 12-го маршрута в центре неоднократно менялась. То он делал круг с Горького на Радищева, то наоборот, то возвращался к Сенному по Кутякова, то ехал по Кутякова от Сенного.

Сдвоенный трамвай 12-го маршрута поворачивает с улицы Кутякова на улицу Радищева. Видны рельсы трамваев 1 и 11 маршрутов


В итоге всё вернулось к тому, что трамвай стал ходить по улице Большой Горной, делая кольцо на Радищева->Кутякова->Горького.

Вариант маршрутоуказателей 1980-х годов - "Центр - ул.Осипова"


1990-е годы - "ул.Осипова - ул.Радищева"


В 2009 году маршрут продлили до посёлка Солнечного.

Трамвай 12-го маршрута на улице Плодородной


В этом году на вагонах появились и новые маршрутоуказатели:


Вчера я съездил на бывшее кольцо 12-го маршрута (ул.Осипова). Теперь тут находится диспетчерская 11-го маршрута.



Моя задача состояла в том, чтобы сфотографировать трамвай на кольце, точно так же, как я сделал это в начале 1990х годов. Поиск той самой исторической точки осложнился тем, что сейчас всё кольцо и зелёная зона вокруг и внутри него используется местными как автостоянка:



Наконец я нашёл почти то самое место. "Почти", потому что на том самом стоял автомобиль. И когда показался трамвай откуда ни возьмись набежали школьники :)

В начале 90-х ремонтного пути, отходящего от кольца ещё не было


В 2011 году руководство города уже заявляло о том, что собирается убрать рельсы с Большой Горной. С тех пор прошло уже много месяцев и подвижек в эту сторону вроде не было видно...

Схема 12-го маршрута в 2009-2011 гг.


И вот неожиданно появляется информация о том, что с 5 сентября временно закрывается движение 12-го трамвая и связано это с проведением ремонта трамвайного полотна по улице Большая Горная.

Информация сразу насторожила, поскольку рельсы на Большой Горной уложены по новым технологиям, препятствующим разрушению асфальта, не так давно. Этого пока не удостоились некоторые другие маршруты города.

Очевидцы на месте событий начали передавать тревожные фотографии, где чётко видно, что начинают вскрывать рельсы...



...и снимают контактную сеть!



И вот, 14 сентября выходит газета мэрии города "Саратовская панорама", где публикуется постановление, датируемое 12 сентября о закрытии трамвайного маршрута №12. Кстати ни газета, ни само постановление до сих пор не появилось на официальном сайте мэрии!

То есть как всегда, сделано тихо, без лишнего шума, дабы не поднимать общественный резонанс.
Прикрывшись предлогом о "временном ремонте" был уничтожен очередной трамвайный маршрут в Саратове.

Я согласен, что маршрут не пользовался бурной популярностью, дублируя 11-й почти на 80%. Им пользовались в основном жители Большой Горной и окрестных улиц, которые теперь не имеют другого транспорта по направлению к Сенному и на СХИ, а так же студенты экономического и жители улицы улицы Радищева, которые имели возможность добираться сюда, минуя пробки на Зарубина.

Но зачем радикально выкапывать 1,5 километра рельс и снимать контактную сеть? Неужели нельзя было оставить эти пути как резервные, на случай аварий или ремонта на основных путях?
Ведь раньше ещё был 5й трамвай, который ехал по Горной прямо к Дачным (т.е. был и прямой путь по Большой Горной, связывающий пути 12 и 3 маршрутов).

Что ж, теперь в Саратове ещё на 1 маршрут меньше, и трамвайных путей меньше ещё на 1,5 км.
И эта тенденция будет продолжаться: новые вагоны не закупаются, старые выходят из строя, денег нет даже на плановый ремонт трамвайных путей, какой уж там скоростной трамвай!

В итоге, когда город задохнётся в пробках, и мы обратим внимание на европейские города, где трамвай возрождают и ездит он по узким улочкам гораздо быстрее автотранспорта. Вот тогда будет уже совсем поздно!

Сегодня я прогулялся по закрытому теперь участку пути на улице Большой Горной...

Теперь трамвай не сможет так повернуть - контактной сети уже нет!


Контактная сеть снята на всём протяжении закрытого участка!



По краю Большой Горной ещё до закрытия маршрута поставили новые столбы для контактной сети, которую больше никогда уже не повесят.



И вот на улице Чапаева мы упираемся в ограждения. Обратите внимание на новый остановочный павильон, который поставили только в этом году! В отличие от трамваев Заводского района, у 12-го были и новые рельсы, и новая технология укладки и новые остановочные павильоны!



Вот во что превратился трамвайный путь... :(



Теперь с этой остановки никуда не уедешь...



А вот и машины, что сделали это дело...



Помимо выкорчевывания рельсов рабочие укладывают и новый бордюр.



3D-анаглиф (кликабельно)(Как смотреть 3D-анаглиф?)


А здесь уже засыпают и ровняют бывшую трамвайную колею, чтобы заасфальтировать улицу.

А раньше это была остановка "улица Вольская" (см. аншлаг вверху)


Как только закончится демонтаж на этом участке, рабочие перейдут на следующий...



Всего 2 недели назад здесь ездили трамваи... Ездили 80 лет! У маршрута в этом году был юбилей! Погода сегодня тоже оплакивала маршрут...



И как будто специально, в этот самый момент произошло то, о чём я говорил выше! На перекрёстке Горького и Горной произошла авария.



И 2 недели назад трамвай просто бы поехал налево, не делая круг на Радищева. А теперь налево нет контактной сети. Да и рельс скоро не останется.



И если уж попасть, так по полной! Видимо город мстит за потерю трамвая :) В Мирном переулке тоже что-то произошло и все трамвай №3 поехали разворачиваться на Радищева. За 10 минут по улице Горького выстроилась вереница уже из 7 трамваев. Вот так! Теперь выходите и идите пешком! Объезда больше нет!



В материале использованы фотографии из своих архивов, а также с сайтов СТТС, сарметро.рф, Старый Саратов и яндекс-панорамы

Tags: #Саратов, 3d, Большая Горная, Осипова, СГЭТ, закрытые линии, краеведение, тогда и сейчас, трамвай, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “закрытые линии” Tag

  • Демонтаж рельсов в Мирном переулке. Попытка №2

    Начну с самого актуального.В группе "Трамваи и троллейбусы Саратова" опубликовано Обращение к В.В. Володину о линии в Мирный переулок Объявлен сбор…

  • Конечная 11-го трамвая на 6-м квартале

    Продолжаем поход от 5 к 6 кварталу. Как вы думаете, что сейчас перед вами? А перед вами бывшие пути 11-го трамвайного маршрута. Увидели…

  • По следам 13-го троллейбуса

    Все, кто пытался разобраться в нумерации троллейбусных маршрутов Саратова, обнаруживали, что самый последний большой порядковый номер маршрута – 16.…

  • Экскурсия по Весенней ветке РУЖД, часть 2.

    В воскресенье состоялась вторая часть экскурсии по "Весенней ветке" РУЖД (именно так она значилась в некоторых книгах того времени). Графический…

  • Весенняя ветка РУЖД. Фото с экскурсии...

    Из-за закрытия Яндекс-фоток всё ещё обдумываю что же делать с загрузкой фотографий в посты. Вариантов немного: фотохостинг LJ, собственный сайт,…

  • Трамвайный маршрут №13 в Затон

    Трамвайный маршрут в Затон начал ходить 30 июля 1909 года и получил название "2-я Горная линия". От угла Московской и Горького трамвай ехал по…

  • 1927. 40-летие конки

    В год 40-летия с момента запуски конки (которая проработала в Саратове 21 год), в газетах вышла подборка статей, посвящённых юбилею. Сначала о том…

  • Трамвай на горах (Симбирская линия)

    Устраняем очередные пробелы в истории самой загадочной Симбирской линии трамвая. Сначала сложная комбинация: Жители Монастырки просят пролить…

  • 1910. Столкновение на Печальном переезде

    Подробный материал об этой закрытой железнодорожной линии я начал готовить в 2010 году. С тех пор было совершено несколько краеведческих походов,…

promo djhooligantk февраль 26, 2022 15:43 2
Buy for 30 tokens
В связи с последними событиями вполне вероятна блокировка соцсетей и сервисов, в связи с чем, чтобы не потеряться запишите, скопируйте, заскриньте мои другие адреса. Публикации и анонсы экскурсий в случае закрытия какой-то из действующих площадок, появятся на альтернативных. Так что подпишитесь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “закрытые линии” Tag

  • Демонтаж рельсов в Мирном переулке. Попытка №2

    Начну с самого актуального.В группе "Трамваи и троллейбусы Саратова" опубликовано Обращение к В.В. Володину о линии в Мирный переулок Объявлен сбор…

  • Конечная 11-го трамвая на 6-м квартале

    Продолжаем поход от 5 к 6 кварталу. Как вы думаете, что сейчас перед вами? А перед вами бывшие пути 11-го трамвайного маршрута. Увидели…

  • По следам 13-го троллейбуса

    Все, кто пытался разобраться в нумерации троллейбусных маршрутов Саратова, обнаруживали, что самый последний большой порядковый номер маршрута – 16.…

  • Экскурсия по Весенней ветке РУЖД, часть 2.

    В воскресенье состоялась вторая часть экскурсии по "Весенней ветке" РУЖД (именно так она значилась в некоторых книгах того времени). Графический…

  • Весенняя ветка РУЖД. Фото с экскурсии...

    Из-за закрытия Яндекс-фоток всё ещё обдумываю что же делать с загрузкой фотографий в посты. Вариантов немного: фотохостинг LJ, собственный сайт,…

  • Трамвайный маршрут №13 в Затон

    Трамвайный маршрут в Затон начал ходить 30 июля 1909 года и получил название "2-я Горная линия". От угла Московской и Горького трамвай ехал по…

  • 1927. 40-летие конки

    В год 40-летия с момента запуски конки (которая проработала в Саратове 21 год), в газетах вышла подборка статей, посвящённых юбилею. Сначала о том…

  • Трамвай на горах (Симбирская линия)

    Устраняем очередные пробелы в истории самой загадочной Симбирской линии трамвая. Сначала сложная комбинация: Жители Монастырки просят пролить…

  • 1910. Столкновение на Печальном переезде

    Подробный материал об этой закрытой железнодорожной линии я начал готовить в 2010 году. С тех пор было совершено несколько краеведческих походов,…