?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Саратовский аэровокзал
djhooligantk
И вот по улице Аэропорт мы дошли до аэровокзала, заодно узнав историю о том, что вокзал изначально располагался совсем в другом месте, хотя это здание до войны уже существовало (кликабельно)



Первый саратовский пассажирский аэровокзал выглядел так.


Фото предоставлено начальником информационно-аналитического отдела НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области Вячеславом Ивановичем Давыдовым

Как пишут все современные книги - здание аэровокзала было построено в 1959 году по проекту архитектора В.И. Скоробогатова. Однако, основываясь на немецкой фотосъёмке я считаю, что здание на этом месте было построено гораздо раньше, а в 1959 году состоялось переоборудование довоенного здания под аэровокзал.

UPDATE: И вот я нашёл подтверждение своим мыслям в книге А.И. Жаворонского "В небесах и на земле". Читаем:

В двухэтажном кирпичном здании внушительных размеров, впоследствии ставшим основой для современного здания аэровокзала, размещалась авиационная, а затем планерная школы.
В послевоенные годы по наследству от планерной школы здание перешло в ведение военного факультета Саратовского медицинского института и авиаремонтных мастерских ГВФ. В малоприспособленных для жилья казармах проживали студенты военфака, другая часть здания была приспособлена для размещения управленческого аппарата АРМ-72 и проживания семей рабочих и служащих этого предприятия.
В конце 50-х годов это двухэтажное здание было подвергнуто основательной внутренней и внешней перепланировке. В процессе реконструкции, получив железобетонный остекленный купол со шпилем, здание приобрело современный вид аэровокзала после достройки его южной половины с видом на Саратов.

Более того, пару лет назад фотография некой военной авиационной школы появилось на сайте "Фотографии старого Саратова", местоположение которой мы никак не могли определить, ссылая её то в посёлок Сокол, то ещё куда подальше. Я было забыл о той фотографии, но член сообщества под ником "Яковлев" предположил, что не аэровокзал ли это будущий. И это оказалось именно так, сомнений быть не может! Посмотрите как всё выглядело в 1963 году и в 1940 году! Многих элементов "сталинского" украшательства бывшая школа при реконструкции лишилась!



В начале 1960-х главные воздушные ворота города выглядели так.



Сейчас с того же ракурса мы видим вот что. Недавно к приделанному "буферу" с пандусами приклеили новые большие буквы "Саратов".



Вот как изменился вид на вокзал со стороны аэродрома за 50 лет.



К зданию, построенному ещё до войны и не справлявшемуся с пассажиропотоком, в 1979 году была пристроена довольно большая часть с залом ожидания и кассовой зоной.



Напомню, что в годы ВОВ вокзал выглядел так.



На снимках 2005 года ещё было видно старые очертания аэровокзала и пристроенную часть. В наши дни кровлю уже капитально переделали.



Если кто-то мне ещё не верит, то вот вам:



Аэродром от вокзала отделяет накопитель. Или, если выражаясь по современному Gates :) На моей памяти в 90-х тут было 7 накопителей, над которыми висело табло с номером рейса, пассажиры которого улетали или прилетали через эти двери. Там же - выдача багажа. Сегодня гейтов по моему два. Тот что на снимке - на вылет, тот что не попал в кадр - на прилёт. Это одно из главных неудобств саратовского аэропорта - тесный зал, в котором пассажиры ожидают автобуса, который довезет их до трапа. В этом году зону регистрации собираются расширять.



А теперь побродим по скверу, который расположен между зданием вокзала (которое по сути вообще не нужно пассажирам, купившим электронные билеты) и сектором регистрации. Уникальная вещь, кстати. Сквер этот является излюбленным местом местных жителей для прогулок с детьми и покатушек на роликах. Вы только посмотрите какие крутые дизайнерские скамейки!



А ещё здесь остались артефакты советской эпохи. Где ещё можно встретить такие древние светильники?



А такие? Только на фотографиях старых парков!



Зимой здесь тоже прекрасно! Тут можно встретить многолетние дубы, как в горпарке, берёзы, а несколько лет назад здесь росли огромные голубые ели, розы и другая красота.



Вид на зал официальных делегаций (в обиходе - "депутатский"), который построили в начале 90-х, а сейчас стали пускать туда бесплатно тех, кто летает бизнес-классом. Справа - старые деревянные бараки, в которых расположены службы безопасности.



Ну и конечно то, что привлекает сюда всех местных детей - вид на аэродром!



Но туда мы подойдём как-нибудь в следующий раз в посте про историю саратовской авиации, а сейчас самое время вернуться к зданию вокзала.



Полвека назад мы бы увидели мир по-другому...



Теперь обойдём вокзал и посмотрим на него с другой стороны. Именно этим видом он встречает прибывших к воздушным воротам на общественном транспорте или проезжающих мимо. А ниже - вид с того же места четверть века назад.



Как вы видите, тогда козырёк у вокзала был сделан по типу старого козырька железнодорожного вокзала, чтобы под ним могло поместится много людей. Перемычка для автобусов проходила прямо перед вокзалом, перенесли её ближе к дороге в начале 90-х. Окна были выше, а кондиционеры торчали прямо из них.



Значки Аэрофлота возвышались над входом. Ну и картинка в стиле проникновения в прошлое.



Для тех, кому мало - 3D-анаглиф.



Вот так выглядел Аэровокзал с высоты в 1995 году. Тут так же хорошо различима старая часть.



Старый козырёк здесь тоже недавно заменили.



Ну и напоследок заглянем внутрь вокзала. Это старая часть здания. Раньше я часто здесь бывал, и помню как в этом месте стены были увешаны расписаниями (очень много рейсов тогда было), в 90-е годы здесь обосновались "комки", где можно было купить зарубежную газировку и пиво в банках, жвачки и прочие водки "Распутин".



А вот в соседнем пристроенном зале ожидания всегда было многолюдно. Сидения были поставлены не как сейчас в один ряд. Рядов было очень много, но и их не хватало. По дальним стенам были расположены кассовые зоны. По 4-6 окошек, весы для взвешивания багажа. В кассы всегда стояли большие очереди. Кассы местных авиалиний, союзных и предварительные. Рядом с кассами стояли телефонные будки междугородней связи. Перед выходом в сквер к накопителю висело большое табло с перелистывающимися буквами, на которых были написаны отправляющиеся и прибывающие рейсы. Каждую минуту диктор объявляла что-то типа "Пассажирам рейса 5678 Саратов-Симферополь просьба пройти к сектору номер 5". В подвальном этаже располагалась камера хранения, на втором этаже была комната матери и ребёнка.
В 1990-е годы, когда пассажиропоток начал снижаться в подвальном этаже установили игровые автоматы, а на 2 этаже сделали видеосалон. Местная детвора бегала сюда смотреть фильмы (кажется здесь я первый раз посмотрел "Полицейскую академию" и играть в компьютерные игры.
Сегодня здание вокзала, если сравнивать с тем, что было раньше, безлюдно. Три кассы, ларёк союзпечати, один ряд кресел, окошко обмена валют, рамка с полицейскими и глухая тишина....

P.S.: О гражданской авиации в Саратове мы с вами ещё поговорим отдельно...
В материале использованы фотографии сайта "Фотографии старого Саратова"

Posts from This Journal by “Саратовские авиалинии” Tag


promo djhooligantk january 8, 18:06 1
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2017 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Парсамовский роддом в наши дни Экскурсия на Саратовский полиграфкомбинат, История Полиграфкомбината Ртищево Топ 5 самых…

  • 1
Я в здание аэровокзала захожу только валюту перед поездками менять, тут курс всегда неплохой )

мой первый полет на самолете состоялся в 1989 году, мне было 13 лет, по маршруту Ульяновск-Саратов. На Ан24. Помнится, тода меня жестко удивило, невиданное ранее в других аэропортах - зона досмотра - отдельно стоящее здание, относительно вокзала

Пост интересный и может не стоило, но все-же:
Сервис аэропорта - никакой. Это даже нельзя назвать колхоз. Самолеты - ну уж очень стары. Саравиа наверно живет лишь тем, что низка конкуренция.

Сервис? По моему его и нет вовсе.
Самолёты ещё не очень стары. Есть региональные авиакомпании, где дела похуже.
Ну и в принципе у других региональных авиакомпаний-монополистов абсолютно похожая ситуация. Мы не "выделяемся".
Радует лишь возможность купить дешевые билеты и возможность трансферных рейсов.

СарАвиа радует хорошим расписанием. Оно распределено с раннего утра до вечера. Сейчас в расписании 8 рейсов!
А вот сравнить с расписанием на соседний Волгоград. Казалось бы, конкуренция - несколько а/к. Минимум 4 независимых друг от друга, + их партнеры по рейсам.
А по факту билет стоит не меньше 6500 руб., и утром в Волгоград можно прилететь только к полудню. А если сравнить Саратов с крупными авиа-узлами, такими как Омск, Барнаул, Сургут - вот там в течение дня поездку не спланируешь. Либо под утренний перелёт, либо под ночной. Разные авиакомпании летают друг за другом гуськом, с разницей вылета в час.

В случае СарАвиа я много раз писал, что летаю при своевременной покупке билета дешевле, чем билет в ж.д. купе - по 3500 руб. летал уже в июне. Первый утренний рейс вылетает и прилетает на час раньше.

Edited at 2013-06-28 08:10 am (UTC)

Омск, барнаул, сургут расположены восочнее москвы (+2, 3 часа) и удаленность приличная, поэтому и расписание составляется таким образом, что есть так называемый утренний разлет, когда в западном направлении москва, спб, сочи, европа, большая часть рейсов вылетает. Пассажиры прибывают в пункт назначения примерно в то же время, что и вылетели, например как из екб в 13.50 по местному вылетел, так в 13.50 по местному в саратов и прилетел, пассажирам очень удобно как бы время не теряется в полете. А вот в обратном направлении как раз все наоборот. А в обратном направлении летит тот же борт, который прилетел в мск допустим в 10.00. Пока дозаправка, уборка салона, загрузка, время 11.30. Своих пассажиров этот борт привезет допустим в омск уже в 16.00 по местному, считай к концу дня, а вылетал в мск он в 08.00. Вот и получается, вылети в мск в 12. Из омска, назад вернешься ближе к полуночи. Поэтому в расписании аэропортов восточных регионов есть своя специфика, и сравнивать их с саратовом не совсем корректно. С самарой и волгоградом да, часовой пояс один, расстояние до мск сопоставимое. Ну в волгограде как у нас, 5 рейсов в день, в разное время, но при этом в разные аэропорты и 3 а/к.

Да, утренний разлёт есть. Только в большинстве случаев, по-моему, он обусловлен вечерним вылетом из Москвы. Около 23:00 - 01:00, соответственно посадка от Урала до Красноярска в диапазоне 04:00 - 07:00, и через 40 минут тот же борт обратным рейсом выполняет рейс на Москву.

В аэропорту Барнаула работа действительно кипит по утрам. Но в аэропортах Омска, Сургута, Красноярска, Иркутска есть и дневные и вечерние рейсы, по России. И в Москву как правило можно улететь и вечером.

Конечно, наш аэропорт - полная *опа! Полоса, "залы" вылета и прилета... Но парк! Ничего подобного не видел ни где в европейской части РФ (пролетел все от КАлининграда до Новосиба). Мило и уютно...

Друзья, обратите внимание, у главного входа еще остались "золотые огни", и фонари еще действуют!)

Но с июля начнётся реконутрукция комплекса, которая предусматривает замену некоторых фонарей. Не ровен час, как и тут пропадут "золотые огни" Саратова. В сквере ещё более ранние светильники, фото которых я опубликовал в посте. Большая вероятность, что в этом году и они исчезнут. А они - единственные оставшиеся светильники такого типа на улицах с 60-80 х.

Сегодня видел перед аэровокзалом людей с лазерным визиром. Прицениваются. Клумбы там в печальном состоянии, конечно, пора уже давно, но "золотые огни" наверняка останутся лишь названием грищенковского проекта по улучшению освещения на окраинах.

да, были времена...

Ежедневные рейсы во все райцентры Сар обл., в районные города соседних областей.
Дальние рейсы почти по всему Союзу.
Круглые сутки толпы пассажиров в зале ожидания.
То, что аэропорт в черте города, всегда было большим плюсом Саратова, в отличие от большинства соседей. Пешком по Чапаева или 8 автобус до Крытого (IMHO, Икарус на старой фотке как раз 8-й)
Монополисту Саравиа пора тесниться, цены нереальные.
Понятно, что задолго можно взять дешевле, но главная ниша и преимущество авиатранспорта всегда было - неожиданные срочные поездки.

Re: да, были времена...

Пост про авиацию в Саратове скорее всего отдельный тоже напишу. Уже много материала насобирал...

А мне понравилось фото, где совмещены старая и современная фотография здания аэропорта. Думаю, что такие фотки можно сделать со множеством наших старых зданий.

Часто занимаюсь таким коллажированием ) Это интересно!

Кстати, на вчерашнем показе кинохроники 60-х в Доме кино был один репортаж про аэровокзал! Там в середине зала стоял кофейный столик, вокруг в креслах сидели мужчины в костюмах и почитывали прессу в ожидании рейса)

Edited at 2013-11-22 09:08 am (UTC)

Как жаль, что я вчера работал и не попал в дом кино! Как бы мне хотелось это увидеть. Первый раз был в аэровокзале в середине 80-х уже после реконструкции. Тогда там было много рядов стульев, как в кинотеатре и сесть всегда было негде. Много касс и во все очереди.

Аэропорт

(Anonymous)
В начале моей трудовой карьеры пользовалась услугами нашего аэрофлота, вы и не можете себе представить, что рейсы были по всей стране и по городам области,да что города ! я летала в Ал-Гай ! был и такой рейс.Летели в каком -то летающем устройстве, в моделях не сильна,около 4о минут, всё стучало,гремело, свистело и вибрировало,вот это Адреналин !, а в окно совсем низко от земли можно было рассмотреть реки,ручейки,улицы,дома и маленьких человечков !В аэропорту народу всегда очень много, особенно южан, сидели,стояли, ели,кимарили прямо в зале,ожидая своего рейса.Рейсы южного направления пользовались особым спросом, билетов на добыть !Очень любила летать в Питер - тогдашнюю советскую Венецию, город театров и музеев !

Где то в 1956-1957г. мой отец улетал в Москву на ЛИ-2 с этого аэровокзала, я был дошкольник, каким было здание не помню.

Тогда скорее всего с вот этого старого.

  • 1