?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
История САЗа. часть 1
djhooligantk
Сегодня я начинаю публиковать книгу об истории Саратовского авиационного завода. В этом году ему бы исполнилось 82 года... Книга эта так и не вышла в печатном виде, поэтому в интернете всё нижеследующее публикуется впервые. Книгу мне любезно предоставили Бернадский А.Ф. и Егоров Г.И.

Аристархов В.А., Бернадский А.Ф., Егоров Г.И.

80-летие «Саратовского авиационного завода»

Судьба …
«Саратовского завода комбайнов» - (СЗК),
«Завода № 292» - (п/я-1),
«Саратовского авиационного завода» (п/я-8122)




Предисловие.


Для нас, заводчан, «Саратовский авиационный завод» это член семьи, родственник. Мы вместе с ним росли, здесь работали наши родители, наши дети, мечтали работать наши внуки. Многие здесь нашли свои вторые половины, свое счастье.
Мы гордились и гордимся быть членами одной большой семьи – семьи саратовских авиастроителей.
Завод рождался, проходил детские, юношеские годы, годы зрелости, как живой человек. В годы его жизни были и трудные и счастливые годы. Были приобретения и потери. Но он всегда был и будет для нас «Родным» заводом – «родным человеком». Главное богатство завода за все годы его жизни являлся коллектив людей, работавших здесь. Коллектив тружеников завода. И куда бы судьба не разбросала нас, мы всегда будем помнить слова одной прекрасной песни.
«Я не хочу судьбу иную,
мне не за что не променять,
ту заводскую проходную,
что в люди вывела меня!»

80 лет это немалый срок человеческой жизни и как у каждого человека у нашего Родного завода есть своя «Судьба».
80 лет - это срок когда принято подводить итоги, писать мемуары.
Это сделаем мы за наш родной завод. Мы расскажем о его Судьбе.

Саратовские Авиастроители.

Глава 1.
Рождение завода – детище 1-й пятилетки.




В мае 1929 года 5-й Съезд Советов Союза ССР утвердил пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Этот план предусматривал сооружение ряда заводов сельскохозяйственного машиностроения, в т.ч. и в Саратове. Выполняя это решение, трест Сельмаш создал 8 июля 1929 года в Саратове бюро по постройке завода сложных молотилок и зерноочистительных машин. Осенью 1929 года были созданы строительные организации – стройбюро Сельмаша, стройбюро промстроительства и контора строительных работ. Участок под строительство завода был выбран на окраине города недалеко от Волги.
Исторически район где разворачивалось строительство был сельскохозяйственным и до революции 1917 года земли принадлежали помещикам:
- на берегу Волги помещику Юришу, где до сих пор сохранился поселок с одноименным названием;
- земли, где расположен 1-й жилучасток, стадион «Волга» принадлежали помещице Деконской, где также до недавнего времени был поселок Деконка;
- район где расположен 2-й и 4-й жилучасток, аэродром завода принадлежали помещику Залетаеву и долгое время назывались Залетаевкой.
Первым объектом на стройке стал дом на жилучастке (около 15-й школы). На площадке, где теперь находится кинотеатр «Темп» (построен за 53 дня – отсюда и название), построили бараки, где разместились столовая, контора строительства, рабочее общежитие, магазин.
В мае 1930 года было решено перепрофилировать строящийся в Саратове завод сельскохозяйственных машин на производство комбайнов.
Постановлением ВСНХ СССР Саратовский завод комбайнов был включен в список 518 ударных строек пятилетки.
Параллельно со строительством жилого поселка велись работы и по закладке производственных корпусов.
26 июня 1930 года (в день открытия XVI съезда ВКП (б)) были заложены фундаменты двух основных цехов завода – механосборочного и ремонтно-инструментального. Этот день стал официальной датой начала строительства Саратовского завода комбайнов.
16 декабря 1930 года Президиум ВСНХ СССР рассмотрел вопрос о строительстве Саратовского завода комбайнов и принял решение всемерно форсировать его сооружение. Был назначен срок окончания строительства – 1 января 1932 года.
Параллельно со стройкой велась подготовка кадров рабочих и инженеров, разработка комбайна, впоследствии получившего торговую марку «СЗК».
13 ноября 1931 года прибыл и приступил к выполнению своих обязанностей первый директор Саратовского завода комбайнов Витчинкин Михаил Львович.



Сборка конвейеров стала последним этапом работы перед пуском завода.
Наконец наступил знаменательный день 31 декабря 1931 года.



В репортаже газеты рассказывалось:
«4 часа. Под звуки оркестра комбайн вышел из цеха. Открывает митинг начальник строительства Смирнов Иван Никитович (работал с 18.09.1929 г. по 1.11.1931 г.) :
- Сегодня мы празднуем новую победу. Выпускаем первый комбайн крупнейшего в мире завода комбайнов. Слушай страна, нет больше «Комбайнстроя», есть Саратовский завод комбайнов».



Именно эта дата – 31 декабря 1931 года считается официальной датой рождения Саратовского завода комбайнов и Саратовского авиационного завода.
Это название завода настолько вошло в обиход, что до настоящего времени место, где начиналась стройка (пл. Орджоникидзе) называется всеми жителями города Саратова – «Комбайн», а Дворец культуры – клуб «СЗК».
4 января 1932 года приветственную телеграмму в адрес руководства Саратовского завода комбайнов и его работников направил И.В. Сталин.



Стройка была закончена, началось массовое производство сельскохозяйственной техники, основным изделием был комбайн «СЗК». Завод из года в год наращивал производство комбайнов.
За период с 1932 по 1937 год было выпущено 39000 комбайнов марки СЗК.



Волна сталинских репрессий коснулась и руководство СЗК. Был репрессирован и затем расстрелян директор Витчинкин Михаил Львович (реабилитирован в 1957 году).

Глава 2
Главы 3-5
Глава 6
Глава 7
Финал
Приложение
Музей САЗа: часть 1 часть 2 часть 3 Налёт на САЗ

promo djhooligantk january 8, 18:06 1
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2017 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Парсамовский роддом в наши дни Экскурсия на Саратовский полиграфкомбинат, История Полиграфкомбината Ртищево Топ 5 самых…

  • 1

Летайте самолётами Аэрофлота-1971 (Саратов)

Пользователь max64ru сослался на вашу запись в записи «Летайте самолётами Аэрофлота-1971 (Саратов)» в контексте: [...] нно он будет актуален, поскольку выкладывает историю Саратовского авиационного завода (часть 1 [...]

ЭКСКЛЮЗИВ! История САЗа. Глава 7. Хронология уничтожени

Пользователь sargrob сослался на вашу запись в записи «ЭКСКЛЮЗИВ! История САЗа. Глава 7. Хронология уничтожения САЗа» в контексте: [...] долг?!!! ВТОРОЕ БАНКРОСТВО, ПОЛНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ЗАВОДА. Окончание следует.... История САЗа: Глава 1 [...]

Наталия

(Anonymous)
На этом заводе работал мой дед - Титов Петр Васильевич, 1887 г.р., с 1937 по 1943 год. до самого последнего дня своей жизни. Проживал - Фабричная 25, с семьей.

Самое большое бомбоубежище Саратова

Пользователь aleksdos сослался на вашу запись в своей записи «Самое большое бомбоубежище Саратова» в контексте: [...] Если кому- то интересно почитать про историю завода, то советую вам посетить блог Дениса Жабкина [...]

C 2013 года так и не было печатного варианта ?

Вышел. В электронном виде можно полистать здесь: http://ru.calameo.com/books/001277039123c8ac78aee

Спасибо. А нет возможности помочь с печатным ?

  • 1