?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Артефакт Пролетарской линии и строительство домов на проезжей части Большой Садовой
djhooligantk
В прошлую среду мы ходили в небольшую экспедицию для исследования состояния трамвайных путей. И неожиданно обнаружился артефакт старой Пролетарской линии. За полтора года с момента написания вышеуказанного поста появились и старые фотографии, и свидетельства о том, как эта линия функционировала в послевоенные годы, поэтому я решил написать этот дополняющий пост с аэрофотосъёмкой и всеми делами :)
Мы с вами стоим на трамвайной линии 9-10 маршрутов на улице Большая Садовая за пересечением с Беговой. Для начала обратите внимание на левый столб на этом фото.



Это остаток подвеса контактной сети той самой Пролетарской линии!



Этот столб мы можем увидеть на этой фотографии 1970-х годов. На нём была подвешена контактная сеть однопутной линии - уцелевшей от старой линии 9 маршрута. Но как вы видите использовалась, судя по зарослям, эта линия не так часто. А как она использовалась?



Поможет нам разобраться в этом вот эта фотография 1977 года. На этом пятачке было довольно бурное развитие трамвайной сети. В домике, который стоит на месте нынешней автостоянке была диспетчерская, к ней был проложен дополнительный путь (видимо ремонтный или для отстоя), а вот участок на месте магазина "Прогресс" более интересен. Тут мы видим две линии, уходящие на Большую Садовую, которые сливались в однопутную ветку. Она же являлась ещё и разворотным треугольником. Говорят, что после войны 10-й трамвай доходил только до нынешней развилки 9 и 10 маршрутов (остановки "Стрелка"). Затем, чтобы ехать обратно, трамвай задним ходом заезжал на эту линию, и таким образом разворачивался. 9-ка же ехала по рельсам дальше до 4-й Беговой. По каким-то причинам (видимо в связи со строительством домов 50-68 на Большой Садовой) трамвайное движение по Большой Садовой закрыли и 9-ка стала ходить к Политехнической (тогда Крайней) по Беговому проезду вместе с 10-кой. А остаток линии заканчивался тупиком во дворе жилого дома №66 по Большой Садовой улице, который продолжал использоваться для отстоя и резервного разворота трамваев. Например Агафоновку зимами 1970-х совершенно не чистили от снега, поэтому трамваи туда просто не доезжали, разворачиваясь здесь.



Те, кто ездит сейчас по Большой Садовой за Трамвайной линией даже не знают, что она была точно такой же "Большой" и широкой, как и до пересечения с Беговой улицей. То есть хрущёвки №№ 50, 52, 52А, 54, 56, 60, 66, 68 были построены прямо на улице! В этом легко убедится, посмотрев на старые карты или из более приближенного к современности - аэрофотосъёмку времён ВОВ. Здесь отлично видно, что основной дорогой после Беговой улицы оставалась широкая Большая Садовая, и потом основная дорога, так же, как и Пролетарская линия, поворачивала на 4-ю Беговую, а с неё на Крайнюю (Политехническую улицу).



Ещё нагляднее это видно на наложении карт. В СССР, тем более в 60-е, никто и не думал, что такие широкие дороги когда-то понадобятся. Убрали трамвайное движение с широкой улицы - построили прямо на улице жилые дома.



В посте использованы фотографии с сайта "Фотографии старого Саратова"

promo nemihail 15:05, вчера 203
Buy for 40 tokens
Почитайте, как расправляются с юристом Кантемиром Карамзиным: « - Здесь они медленно и каждый день меня убивают, не имея на то никаких, даже…

  • 1
осталось застроить линию соединения садовой и политихнеческой, там вроде что то намечалось, есть информация? Любой шелдодомик там навсегда отрежет заводской от октябрьского по этой стороне ж/д, так и будут как муравьи расползаться по всяким Миротворцевам, а еще несколько высоток по линии в агафоновку и муравейник встанет.

Большая глупость для разгрузки района политеха использовать "верхние" улицы? но ет не по теме..

По генплану там ничего строить нельзя, т.к. это зона общественного пользования. Т.е. разрешение на строительство там официально получить невозможно.

знаю, но вроде ты писал, или где то еще читал, что под застройку кто то начал огораживать там территорию.

Ну и как по сарметровски, генплан - это бумажка, если хочется, то можно ))

еще где то стройка намечалась на технической поперек генплана, вроде тоже у тебя читал, вот куда надо урбаманов с транспарантами собирать :)

Стройку на Технической прокуратура остановила. Стройка на Клочкова - не проверял что там в итоге построили или нет. "Палитра Вкусов" - в администрации мне сказали что это не капитальный объект строительства, поэтому будет при необходимости разобран (снесен).
А в этом участке никто ничего не огораживал и не строил пока.

"Дружбу" (Палитру вкусов) не так уж и хиленько застраивали. Очень долгое время на этом месте была огороженная почти не начатая стройка (валялись сваи, но вбитых почти не было). В середине 90-х уже так было, раньше - не знаю. Строили Палитру не менее полутора лет. Основание залили основательно. Так что если разбирать, то очень проблемно будет. Да и к тому же, насколько заметил "Дружба" - это сеть зданий. В Энгельсе есть по той же схеме построенное здание и тоже Палитра внутри (видимо, все это ООО "Ваш шанс лтд" или что-то с ними связанное). Когда свою бывшую увижу, попрошу фотки из окна поискать того, что было раньше. У нее окна прямо на Дружбу выходят.

Было бы любопытно взглянуть.

До сих пор не строят, но что характерно - забор периодически обновляют и даже границу забора немного увеличили. Я же заметил стройку эту и в прокуратуру ходил.

Спасибо, Денис, как всегда, интересно! Всю жизнь там хожу, а столба этого с подвесом и не замечал (как и трамвайного столба на углу с 4-й Беговой, который был в том старом посте). И про хрущевки не знал, что их прямо на дороге строили. Аналогично, кстати, застроили 2-ю Садовую от Политехнической до Арбатской (Строймаша).

Про хрущевки я догадывался - уж очень они не вписываются в атмосферу других домов. Ментовский дом (56/64) походу позже строили (он тоже не вписывается), а 66-й и рядом с ним - ни в какие ворота. )

А вот около этого столба остался кусочек старой рельсы. Если только его уже не откопали или, наоборот, не утоптали. ... Я чего-то сейчас вспомнил, что уже обещал поискать эту рельсу, сфоткать и выложить. Запамятовал... ))))

Edited at 2013-05-23 10:58 pm (UTC)

Понастольгировал.Я в том районе в 5 общаге политеха на Беговой жил, когда в Саратове учился.
Летом проездом был в Саратове, с общественным транспортом полный бардак и хаос, все оккупировали газели-маршрутки и коммерческие автобусы, нормальный общественный транспорт быстро деградирует.

Спасибо, очень интересный момент в истории трамвая.

  • 1