djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

АЭРОПОРТ И ВОКЗАЛ. НУЖНЫ ЛИ ОНИ САРАТОВУ?

Как всегда отличная статья Михаила Кожевникова из "Земского обозрения" (№20 за 15.06.2011)

Весною этого года в ряде газет, в том числе и «Земском обозрении» обсуждалась идея уничтожения внутри Саратова вокзала (станция Саратов-1) и вообще железнодорожных путей.

На освободившейся полосе предложено построить автомагистраль, соединяющую Ленинский и Заводской районы вдоль склонов Лысой горы, т.е. мимо исторического центра, ограниченного полукольцом Большой Садовой улицы. При этом откроется возможность хотя бы частично восстановить сквозное движение по Большой Садовой – от полиграфкомбината до завода им.Орджоникидзе!

ЕСЛИ БЫ НЕ КРИЗИС

Несколькими годами ранее упорно внедрялась в головы саратовцев идея о ликвидации аэропорта на Соколовой горе: начали подготовку к выкупу земель под новый аэропорт – к западу от Сабуровки, много было сказано слов о поисках инвесторов… Парадоксально, но свалившийся на наши головы мировой финансово-экономический кризис остановил разворачивающееся безумие! Одновременно застопорилось строительство объездной железной дороги, по которой должны проезжать транзитные товарные поезда. Замерла и подготовка к строительству южного моста через Волгу ( на левом берегу около Квасниковки) – по последним проектам комбинированного, как в Ульяновске, автомобильного и железнодорожного с числом колей не менее двух.

Немногие города России и других стран СНГ и Балтии могли похвастаться таким близким к центру города аэропортом, как правило старым, с короткой взлётно-посадочной полосой, т.е только для самолётов малой и средней вместимости для ближнемагистральных сообщений. Кольцово в Свердловске, Спилве в Риге, ещё в Иркутске ВПП оказались окружены жилыми и промышленными кварталами.

Для приёма пассажирских самолётов всех классов по международным нормам ИКАО длина ВПП должна быть не менее двух сухопутных английских миль (3,2 км). Все три саратовских аэропорта – учебный в Разбойщине, испытательный при авиазаводе и «Аэрофлота» на Соколовой горе имеют ВПП короче, а перспективы удлинения так или иначе связаны с разными сложностями.

Единственная ВПП испытательного аэродрома может быть удлинена только строительством насыпи, поглощающей остров Казачий. Заход на посадку и взлёт только со стороны Волги над центральным автомостом между центрами двух городов.

Такие аэродромы с ограниченными возможностями в мире имеются там, где рельеф местности иного не позволяет, обычно на небольших островах или около высоких гор (Адлер).

В настоящее время существует угроза потери городом испытательного аэродрома с последующей застройкой жилыми кварталами. Вопрос: кто там будет жить?

Аналогично предполагается застройка и Соколовогорского аэропорта ( после постройки нового – на полях к западу от Сабуровки).

САРАТОВСКИЕ «ИДЕИ»

Возвратимся к вокзалу – единственному в Саратове. Строго подходя к транспортным проблемам вообще, надо рассматривать оба города, образующие основу агломерации по обе стороны Волги. В ней вокзалов два, причём старый (ст. Покровск) в Энгельсе собирались модернизировать. Учитывая, что около четверти населения агломерации живёт на левом берегу, в первую очередь все поезда, конечным пунктом которых является Саратов, должны либо ехать до ст. Покровск, либо заезжать туда по пути на юг. А поезда северных направлений (например, в Москву) начинаться в Покровске! А в идеале все транзитные пассажирские поезда должны заезжать на станцию Покровск.

Ещё в конце 70-х на станции Трофимовский-1 начали рыть котлован ( со стороны Московского шоссе) под стройку северного вокзала – второго в Саратове. Одновременно встал вопрос о необходимости третьего – в Заводском районе. Тогда пассажирское сообщение на железной дороге росло с каждым годом, старый вокзал, несмотря на перестройку, был переполнен.

Саратовские «идеи» по выводу далеко за черту города вокзалов и аэропортов не оригинальны – этим давно болеет Москва. На 9 вокзалов покушаются с конца 80-х: очень хочется застроить площади вблизи Садового кольца!

С центральным аэродромом ( на Ходынском поле, переименованном в Октябрьское) расправились давно – его уже начали застраивать с краёв! (сохраняя название станции метро «Аэропорт», одноимённой улицы и т.д.).К счастью для столичной инфраструктуры, вокзалы пока не тронули. По идее строительного лобби, с вокзалов за пределами МКАД пассажиры должны ехать в центр на давно переполненном метро! На чём будут добираться до Саратова и Энгельса пассажиры из Сабуровского ( пока ещё воображаемого) аэропорта и (столь же воображаемого) нового вокзала ( где-то за будущей объездной кольцевой автодорогой?), наши местные прожектёры до сих пор молчали, для них главное дело – застроить чем-нибудь освободившиеся земли! Облегчит ли ликвидация существующего вокзала ( и путей) дорожный паралич на улицах саратовского центра? Конечно же, нет! Как были, так и останутся все главные причины: перенасыщенность центра учреждениями и прочими торгово-посредническими «конторами» (независимо от формы собственности), малое количество магистральных улиц со сквозным движением – это при изначальной прямоугольной сетке улиц – ещё по генплану 1810-1812 годов!

О нашей болезни ( см. мою старую статью «Почему Саратов не Сицилия?» – № 32 «Земского обозрения» от 19 августа 2009 г) – о застраивании сквозного проезда по многим старым улицам – можно говорить до бесконечности: Пугачёвская, Железнодорожная, Челюскинцев, Первомайская-Киселёва, Большая Казачья и Григорьева (бывшая Революционная), ну и, конечно же, многострадальная Большая Садовая. Список далеко не полный.

СКВОЗЬ ПРОБКИ

Во 2-й половине 1930-х годов семью моего деда выселили из квартиры на ул. Железнодорожной между Цыганской (Кутякова) и Нижней (Зарубина). Проезжую часть застроили корпусами института «Микроб». Теперь, после перебазирования этого института подальше от центра, пора снести эти наспех построенные корпуса, отслужившие все официальные сроки для подобных построек. Проезд по этому кварталу разгрузит параллельные Университетскую и Астраханскую. Точно так же давно пора: раскрыть проезд по Пугачёвской между Рабочей и Шелковичной ( сквозь двор завода «Серп и молот») снести старые корпуса аккумуляторного завода, стоящие поперёк Большой Садовой.

Конечно, раскрытие сквозных проездов по перегороженным улицам не решит полностью проблему пробок в центре Саратова. Как это не обрадует и тех, кто за рулём, неизбежны ограничения на проезд, остановки и стоянки у обочин центральных улиц.

Вызывает удивление объявленная предстоящая ликвидация трамвайного движения по Большой Горной! Это при острой конкуренции трамваев и автомобилей на ул. Кутякова. Трамвай по Большой Горной ходил когда-то до берега Волги – в Затон. От этой улицы вверх в гору по Мясницкой шла грузопассажирская линия к существовавшему ( на кромке Соколовой горы) кирпичному заводу. Именно по этой трассе можно с минимальными затратами построить трамвай до Юбилейного посёлка и далее, чтобы кратчайшим путём связать нагорные кварталы с центром города.

МЕТРО И НЫНЕ ТАМ



Возвращаясь к «идее» о ликвидации вокзала, невозможно не напомнить (уже в который раз) об обещании железнодорожников обеспечить горожан регулярным – с малыми интервалами движения в течение суток – быстрым и надёжным сообщением ( от Увека и Комсомольского посёлка до Трофимовского моста – и далее во все стороны к пригородам Саратова и Энгельса). Ещё в 1970-е годы были построены дополнительные пути в черте города, но они потом использовались для стоянок грузовых поездов!

Многочисленные проекты по использованию существующих путей – то для скоростных трамваев, то для будущего метро ( число проектов для агломерации Саратов плюс Энгельс уже приблизилось к пяти) вряд ли осуществятся, пока не выведут из города грузовой транзит. Прецедент в России: на трассе Москва-Петербург уже несколько лет запрещено движение товарных, старейшая трасса полностью отдана пассажирским поездам.

БЛИЗКОЕ И ДАЛЁКОЕ

Противники старого аэропорта обычно указывают на окружение: жилые дома, завод, военный городок. Последний стал в своём ведомстве «чемоданом без ручки» – после ликвидации ракетного училища здесь лишь учебный центр «новых сержантов» да музей военной техники под открытым небом. Территория завода «Корпус» за последние годы сократилась в несколько раз: у старых корпусов – новые владельцы, не связанные с производством. Жилые кварталы делятся на две категории: одноэтажный частный сектор и многоэтажные, в основном ( 4-5 этажей) постройки 1940–60-х годов, 9-этажных почти нет. Большинство этих домов уже обветшали, дешевле снести и строить новые, чем ежегодно выбрасывать деньги на ремонт. Удлинение ВПП с обоих концов – восточного, и западного – до необходимых 3,2 км – обойдётся дешевле ( включая расходы на отселение жителей), чем стройка в чистом поле у Сабуровки!

Зато Саратов сохранит аэропорт вблизи центра – вечером автобус менее чем за 10 минут доезжал до главной почты – официального центра города.

Таким же внутригородским может стать и бывший испытательный аэродром умышленно обанкроченного, несмотря на ряд перспективных проектов («летающая тарелка «ЭКИП», глубокая модернизация по нескольким вариантам ЯК-42, с заменой крыльев и двигателей, что должно было уменьшить потребление топлив до приемлемого уровня) авиазавода.

Главная ВПП аэропорта лежит в широтном направлении, заход на посадку и взлёт с заводского аэродрома – вдоль Волги: обе ВПП дополняли бы друг друга при разном направлении ветра. Ещё до того, как в аэропорту ВПП получила твёрдое покрытие, а была грунтовой, в весеннюю распутицу самолёты (тогда ИЛ-12, ИЛ-14, ещё ранее Ли-2) садились и взлетали с заводского аэропорта!

Из всего описанного следует, что в стране срочно необходим закон об охране транспортных и внутригородских инфраструктур: рельсовых путей, станционных сооружений, водных портов. Кстати, для постройки аэродрома не так уж много подходящих мест – точно так же, как и для строительства морского порта.

С древних времён ценились особо хорошие бухты, недаром несколько таких в разных концах мира по древней традиции названы «Золотой Рог»! Никому не приходила в голову «идея» по засыпке этих портовых бухт для дальнейшей застройки жилыми кварталами! А вот аэропорт и испытательный аэродром – запросто! А также и железную дорогу. Действительно, число путей давно пора сократить, а в местах пересечения с улицами и магистральными дорогами поднять их на эстакады, как сделано на Московском шоссе ( между станциями Трофимовский1 и Трофимовский-2).

Точно так же надо охранять трамвайные пути на городских улицах: они сдерживают автомобильное движение ( водители предпочитают ездить по другим улицам – без трамвайных путей), а в перспективе позволяют обеспечить пассажирские ( и грузовые тоже!) перевозки более эффективно, чем автобусы и троллейбусы.

Михаил КОЖЕВНИКОВ

Tags: #Саратов, авиация, краеведение, репост, трамвай, транспорт
Subscribe

  • Лучшие посты 2020 года

    Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2020 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение…

  • Обновление постов

    Переработал пару постов про объекты на улице Хользунова. Во-первых, добавлена история "Школы героев" до её постройки и более подробная история тех…

  • Немного обновлений постов по Московской

    Дополнил и исправил старые посты Московская от Горького до Вольской Московская от Горького до Вольской: дворики

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment