Оригинал взят у
Вот уже полтора месяца мы с вами ведём борьбу против закрытия центральной линии саратовского трамвая – линии по улице Кутякова. Почему центральной? Напомню, что долгое время конечная на Радищева называлась «Центр».

Фото: Сталь Касович, с сайта oldsaratov.ru. Трамвай маршрута №5 «6-я Дачная – ул. Радищева» (1955 – 1974 гг.)
Даже среди сторонников сохранения линии не все понимают, почему она так важна. Я постараюсь как можно короче и понятнее объяснить смысл линии.
1. Инфраструктурная составляющая
Маршрут №11 обслуживает от 20 до 26 вагонов (10-13 составов), которые работают с 5:45 утра и ходят с интервалом 10-15 минут. При закрытии движения вагоны направятся на кольцо в Мирном переулке, где уже сейчас работают маршрута №3, 9 и 10. Сегодня на «тройке» работает около 30 составов, на «девятке» – около 15 пар. И есть ещё десятка с 5-6 (данные неточны) вагонами.
Кольцо в Мирном переулке сильно перегружено, оно не может справиться даже с сегодняшним количеством вагонов. Если к нас даже на время добавится ещё один маршрут – оно может просто «встать».
К тому же есть такая сторона вопроса, как аварии на трамвайных путях. Вот как выглядела схема движения до 2011 года. Количество маршрутов обозначается толщиной линии.

В случае аварии на улице Кутякова трамвайный маршрут №11 ходил по Большой Горной, тем самым конечные маршрута не менялись, просто выбирался другой путь для объезда.

Авария на Астраханской (между Кутякова и Советской) приводила к тому, что трамвай №3 шёл по Кутякова, до конечной на Радищева.

Если же так случалось, что авария происходила на Астраханской между Сенным и Кутякова, то тогда трамвай №3 вставал, а 11 и 12 ходили оба по Большой Горной. Поворота для трамвая №3 на Большую Горную не существовало.

После варварского демонтажа линии на Большой Горной ситуация существенно изменилась. Теперь нет удобного объезда для трамвая в центре в тех случаях, когда нерадивые автомобилисты совершали ДТП на трамвайных путях. Нынешняя схема выглядит так:

Случись авария на Кутякова – все трамваи 11-го маршрута переходят на работу по Мирному переулку. При таком режиме там работает сразу 4 маршрута, но длится это обычно не более часа-полутора. Все знают, какая трамвайная пробка образуется тогда на кольце Советская – Мирный переулок – Вавилова – Астраханская.

Если же авария произошла на Астраханской между Кутякова и Советской – тройки стройным рядом направляются по аварийному пути на Кутякова до Радищева. Современным вагонам очень непросто на таких путях... но это выход как не выводить из работы на час сразу 60 вагонов.

Когда авария происходит на Астраханской между Сенным и Кутякова, или же одновременно и на Кутякова, и на Астраханской – встаёт работа сразу 85 вагонов (маршруты №3 и 11).

Вот какую схему хочет оставить на несколько лет городская администрация.

Мы хорошо понимаем, что даже несмотря на то, что кольцо в Мирном получается перегруженным, любая авария на Астраханской приводит к тому, что оба маршрута, и №3, и №11 перестают работать. Любая авария у Сенного, или на Астраханской/Кутякова, или на Астраханской/Московской, или на Астраханской/Б. Казачьей, или на Астраханской/Вавилова приводит к тому, что 85 вагонов стоят! Единственный шанс хотя бы как-то исправить ситуацию, можно несколько вагонов, которые находятся в Солнечном, пустить оборотом через кольцо на Осипова.

2. Пассажирская составляющая.
Эту тему мы подробно разбирали всего несколько недель назад. Линия на Кутякова обеспечивает переходную доступность трамвайной линии в центре. Удалив эту линию мы получим ситуацию, когда большое количество пассажиров уйдёт с маршрута: например дачники Кировского и Ленинского района, которые доезжали до остановки пригородных автобусов на Радищева.

Вместо того, чтобы пользоваться трамваем, они будут пересаживаться на автобус №11 или маршрутное такси №73, тем самым придётся ещё увеличить выпуск на этих маршрутах и загрузить и без того непростую ситуацию с магистральными направлениями из Ленинского и Кировского района (Танкистов, проспект 50 лет Октября).
3. Пропускная способность.
Демонтаж трамвайной линии задумывается для увеличения пропускной способности улицы Кутякова: она постоянно стоит в пробках, а если убрать трамвайное полотно, пробки по мнению городской администрации должны рассосаться. Однако на практике мы получаем противоположную ситуацию

По психологии любого водителя дело будет обстоять так: «на улице Кутякова убрали трамвай и сделали широкую дорогу. В центре. Значит, по той дороге, где я всегда стою в пробке, я больше не поеду. Поеду-ка я как раз на эту новую улицу!». Когда так подумает сразу треть всех, кто пользуется сейчас улицами Зарубина, Гоголя, Московской, Большой Казачьей, Большой Горной и другими – улица Кутякова превратится в большой поток машин. Когда на улице 5 полос, а перекрёстки находятся на расстоянии 300-400 метров водители постоянно совершают перестроения между рядами. Дороги, на которых в одну сторону работает более трёх полос не имеют права на существовании в центре города именно по этой причине.
Лучший выход для того, чтобы автомобилисты хорошо и без пробок передвигались по центру города – это не большая магистраль посреди паутины узких улиц: это как можно лучшее регулирование и хорошее дорожное покрытие на всех маленьких улицах центра. Автомобилисты должны равномерно распределяться между всеми улицами центра. А вот для общественного транспорта достаточно выделить два-три больших транспортных коридора, но они должны проходить непосредственно через центр города.
4. Эстетическая составляющая
Трамвай и любой рельсовый и электротранспорт придаёт городу ощущение столичности, величины и важности. Город с трамваем на улице выглядит уютнее, чем голая автомагистраль. Города, как мы понимаем интуитивно, принадлежат не автомобилистам: они в равной степени принадлежат автомобилистам, пешеходам, велосипедистам и пассажирам общественного транспорта. Не только сильным и молодым, но также и пенсионерам, маленьким детям и инвалидам. Поэтому нужно хорошо, продуманно обосабливать потенциально взаимно опасные группы. Например, инвалидов и автомобилистов. Загнать всех пешеходов, включая тех, кому «не шашнаццать» в подземные и надземные переходы – это не вариант. Тут нужно грамотное планирование, и люди, которые могут этим заниматься, сегодня в Саратове есть. А технические решения тут намного более дешёвые, чем вечно предлагаемые подземные переходы или эстакады.
В идеале весь первый уровень города (наземный) должен принадлежать пешеходам, общественному транспорту и велосипедистам. Автомобильное движение должно при необходимости уводиться под землю или над землю. Тогда город станет более удобный сразу для всех. Вот для сравнения, широкая улица без автомобильного, но с трамвайным движением:
Лион

Эдинбург:

Саратов

И пример улицы без трамвая:
Лос Анджелес, который специально перестраивался под автомобильное движение


Где-то в Китае

Саратов, Чернышевского

По какой из этих улиц больше хочется прогуляться? Какая выглядит уютнее и привлекательнее для вечерней прогулки с малышом, поездки на велосипеде или просто романтического свидания?
Вывод
О чём всё это?
Главное, что я хотел сказать этим постом – что проблема трамвая на Кутякова – не только вопрос того, удобно или не удобно кому-то добираться от Солнечного до Эконома. Это дело каждого жителя Саратова, вопрос самоуважения, взаимовыручки. Сегодня кому-то, кто живёт в Заводском районе может быть даже не важно, будет трамвай на Кутякова или его выдернут. Не важно, пока не придут за трамваем №8, например, или №7. И тогда некого будет винить, что жители Солнечного, например, не обратят внимания на ваши проблемы. Мы живём в одном городе, это наша общая задача: объяснить руководству своё мнение, свою позицию.
Вопрос в том, что некоторые высокопоставленные руководители не осознают, что их главная задача – выработка стратегии. Стратегическая задача – избавить город от пробок и сделать его удобным. Высокопоставленный руководитель не должен предлагать конкретные решения, а тем более настаивать на ошибочных решениях. Для выработки решений есть специалисты. Сегодня все специалисты в один голос говорят, что трамвай на Кутякова нельзя демонтировать ни в коем случае... Но всего один голос из кабинета на Первомайской считает, что нужно. Считает, потому как искренне заблуждается, а ведь очевидное решение не всегда правильное. Если смешать спирт с водой – водки не получится, несмотря на то, что это было бы логично. А расширение улиц и ликвидация трамвая не привозит к избавлению города от пробок.
Наша с вами задача – «достучаться» до человека, принимающего решения. Объяснить, что эта ошибка станет очевидной очень скоро, но денег на её исправление может уже не быть.

Фото: Сталь Касович, с сайта oldsaratov.ru. Трамвай маршрута №5 «6-я Дачная – ул. Радищева» (1955 – 1974 гг.)
Даже среди сторонников сохранения линии не все понимают, почему она так важна. Я постараюсь как можно короче и понятнее объяснить смысл линии.
1. Инфраструктурная составляющая
Маршрут №11 обслуживает от 20 до 26 вагонов (10-13 составов), которые работают с 5:45 утра и ходят с интервалом 10-15 минут. При закрытии движения вагоны направятся на кольцо в Мирном переулке, где уже сейчас работают маршрута №3, 9 и 10. Сегодня на «тройке» работает около 30 составов, на «девятке» – около 15 пар. И есть ещё десятка с 5-6 (данные неточны) вагонами.
Кольцо в Мирном переулке сильно перегружено, оно не может справиться даже с сегодняшним количеством вагонов. Если к нас даже на время добавится ещё один маршрут – оно может просто «встать».
К тому же есть такая сторона вопроса, как аварии на трамвайных путях. Вот как выглядела схема движения до 2011 года. Количество маршрутов обозначается толщиной линии.

В случае аварии на улице Кутякова трамвайный маршрут №11 ходил по Большой Горной, тем самым конечные маршрута не менялись, просто выбирался другой путь для объезда.

Авария на Астраханской (между Кутякова и Советской) приводила к тому, что трамвай №3 шёл по Кутякова, до конечной на Радищева.

Если же так случалось, что авария происходила на Астраханской между Сенным и Кутякова, то тогда трамвай №3 вставал, а 11 и 12 ходили оба по Большой Горной. Поворота для трамвая №3 на Большую Горную не существовало.

После варварского демонтажа линии на Большой Горной ситуация существенно изменилась. Теперь нет удобного объезда для трамвая в центре в тех случаях, когда нерадивые автомобилисты совершали ДТП на трамвайных путях. Нынешняя схема выглядит так:

Случись авария на Кутякова – все трамваи 11-го маршрута переходят на работу по Мирному переулку. При таком режиме там работает сразу 4 маршрута, но длится это обычно не более часа-полутора. Все знают, какая трамвайная пробка образуется тогда на кольце Советская – Мирный переулок – Вавилова – Астраханская.

Если же авария произошла на Астраханской между Кутякова и Советской – тройки стройным рядом направляются по аварийному пути на Кутякова до Радищева. Современным вагонам очень непросто на таких путях... но это выход как не выводить из работы на час сразу 60 вагонов.

Когда авария происходит на Астраханской между Сенным и Кутякова, или же одновременно и на Кутякова, и на Астраханской – встаёт работа сразу 85 вагонов (маршруты №3 и 11).

Вот какую схему хочет оставить на несколько лет городская администрация.

Мы хорошо понимаем, что даже несмотря на то, что кольцо в Мирном получается перегруженным, любая авария на Астраханской приводит к тому, что оба маршрута, и №3, и №11 перестают работать. Любая авария у Сенного, или на Астраханской/Кутякова, или на Астраханской/Московской, или на Астраханской/Б. Казачьей, или на Астраханской/Вавилова приводит к тому, что 85 вагонов стоят! Единственный шанс хотя бы как-то исправить ситуацию, можно несколько вагонов, которые находятся в Солнечном, пустить оборотом через кольцо на Осипова.

2. Пассажирская составляющая.
Эту тему мы подробно разбирали всего несколько недель назад. Линия на Кутякова обеспечивает переходную доступность трамвайной линии в центре. Удалив эту линию мы получим ситуацию, когда большое количество пассажиров уйдёт с маршрута: например дачники Кировского и Ленинского района, которые доезжали до остановки пригородных автобусов на Радищева.

Вместо того, чтобы пользоваться трамваем, они будут пересаживаться на автобус №11 или маршрутное такси №73, тем самым придётся ещё увеличить выпуск на этих маршрутах и загрузить и без того непростую ситуацию с магистральными направлениями из Ленинского и Кировского района (Танкистов, проспект 50 лет Октября).
3. Пропускная способность.
Демонтаж трамвайной линии задумывается для увеличения пропускной способности улицы Кутякова: она постоянно стоит в пробках, а если убрать трамвайное полотно, пробки по мнению городской администрации должны рассосаться. Однако на практике мы получаем противоположную ситуацию
По психологии любого водителя дело будет обстоять так: «на улице Кутякова убрали трамвай и сделали широкую дорогу. В центре. Значит, по той дороге, где я всегда стою в пробке, я больше не поеду. Поеду-ка я как раз на эту новую улицу!». Когда так подумает сразу треть всех, кто пользуется сейчас улицами Зарубина, Гоголя, Московской, Большой Казачьей, Большой Горной и другими – улица Кутякова превратится в большой поток машин. Когда на улице 5 полос, а перекрёстки находятся на расстоянии 300-400 метров водители постоянно совершают перестроения между рядами. Дороги, на которых в одну сторону работает более трёх полос не имеют права на существовании в центре города именно по этой причине.
Лучший выход для того, чтобы автомобилисты хорошо и без пробок передвигались по центру города – это не большая магистраль посреди паутины узких улиц: это как можно лучшее регулирование и хорошее дорожное покрытие на всех маленьких улицах центра. Автомобилисты должны равномерно распределяться между всеми улицами центра. А вот для общественного транспорта достаточно выделить два-три больших транспортных коридора, но они должны проходить непосредственно через центр города.
4. Эстетическая составляющая
Трамвай и любой рельсовый и электротранспорт придаёт городу ощущение столичности, величины и важности. Город с трамваем на улице выглядит уютнее, чем голая автомагистраль. Города, как мы понимаем интуитивно, принадлежат не автомобилистам: они в равной степени принадлежат автомобилистам, пешеходам, велосипедистам и пассажирам общественного транспорта. Не только сильным и молодым, но также и пенсионерам, маленьким детям и инвалидам. Поэтому нужно хорошо, продуманно обосабливать потенциально взаимно опасные группы. Например, инвалидов и автомобилистов. Загнать всех пешеходов, включая тех, кому «не шашнаццать» в подземные и надземные переходы – это не вариант. Тут нужно грамотное планирование, и люди, которые могут этим заниматься, сегодня в Саратове есть. А технические решения тут намного более дешёвые, чем вечно предлагаемые подземные переходы или эстакады.
В идеале весь первый уровень города (наземный) должен принадлежать пешеходам, общественному транспорту и велосипедистам. Автомобильное движение должно при необходимости уводиться под землю или над землю. Тогда город станет более удобный сразу для всех. Вот для сравнения, широкая улица без автомобильного, но с трамвайным движением:
Лион

Эдинбург:

Саратов
И пример улицы без трамвая:
Лос Анджелес, который специально перестраивался под автомобильное движение


Где-то в Китае

Саратов, Чернышевского

По какой из этих улиц больше хочется прогуляться? Какая выглядит уютнее и привлекательнее для вечерней прогулки с малышом, поездки на велосипеде или просто романтического свидания?
Вывод
О чём всё это?
Главное, что я хотел сказать этим постом – что проблема трамвая на Кутякова – не только вопрос того, удобно или не удобно кому-то добираться от Солнечного до Эконома. Это дело каждого жителя Саратова, вопрос самоуважения, взаимовыручки. Сегодня кому-то, кто живёт в Заводском районе может быть даже не важно, будет трамвай на Кутякова или его выдернут. Не важно, пока не придут за трамваем №8, например, или №7. И тогда некого будет винить, что жители Солнечного, например, не обратят внимания на ваши проблемы. Мы живём в одном городе, это наша общая задача: объяснить руководству своё мнение, свою позицию.
Вопрос в том, что некоторые высокопоставленные руководители не осознают, что их главная задача – выработка стратегии. Стратегическая задача – избавить город от пробок и сделать его удобным. Высокопоставленный руководитель не должен предлагать конкретные решения, а тем более настаивать на ошибочных решениях. Для выработки решений есть специалисты. Сегодня все специалисты в один голос говорят, что трамвай на Кутякова нельзя демонтировать ни в коем случае... Но всего один голос из кабинета на Первомайской считает, что нужно. Считает, потому как искренне заблуждается, а ведь очевидное решение не всегда правильное. Если смешать спирт с водой – водки не получится, несмотря на то, что это было бы логично. А расширение улиц и ликвидация трамвая не привозит к избавлению города от пробок.
Наша с вами задача – «достучаться» до человека, принимающего решения. Объяснить, что эта ошибка станет очевидной очень скоро, но денег на её исправление может уже не быть.
Ну и плюс - маршруточное лобби
К сожалению, я не разделяю мнение, что это отличный иллюстрированный пост, скорее типичный для сарметро лоббистский с искажением фактов и реальной Саратовской обстановки.
Про объезд ДТП вообще смех, поехал на Радищева приехал в крытый )) пассажиры это ценят и ездят на автобусах.
завтра перенесу в ЖЖ с сайта реальные иллюстрации, сделанные сегодня днем, и комментраии к этому ужасу. Улицы с трамваем и без трамвая. Реальные сегодня в Саратове, а не на фотках с разных концов мира
Для прогулок есть кирова к набережной, и еще набережная. Рахова к горпарку с горпарком, астраханская к детскому парку с детским парком, липки. Почему не беспокоит например в хлам заставленная волжская?
Кутякова - транспортная улица. Это все понимают.
И никто Кутякова расширять не собирается, все не понимаю причем тут водка.
PS. Транспорт в Лос-Анджелесе гораздо комфортнее, чем в Саратове. На автомобиле там перемещаться тоже гораздо легче и приятнее, я проверял лично не далее, чем в этом январе. Просто не надо путать улицы и дороги. Дорог у нас нет. Улиц тоже мало.
Про чушь
Про миллиард на ремонт путей только одного маршрута.
Увольте вы того, кто приводит такие данные.
Эта сумма превышает затраты в Москве на весь ремонт трамвайных линий за несколько лет.
Деньги есть
Сейчас на это всем плевать, поэтому и возводятся в центре "Два Члена" и прочие высотки, с соответственным увеличением жильцов, а следовательно и автомобилей. Поэтому и предлагается оставить все трамваи вдали от центра, что приведет к полному забиванию узких центральных улиц маршрутками и автобусами.
Если двигаться в этом направлении, как нам предлагают тут автолюбители и автобусофилы, надо просто сравнять с землей весь центр и отдать руины застройщикам, которые радостно зальют все бетоном и возведут новый лас-вегас с шестнадцатиполосными магистралями и улицами без тротуаров. К этому, видимо, все и идет.
Если же делать по уму, для начала, в качестве минимальных мер, надо приводить в порядок трамвайные пути и обтачивать до круглости квадратные колеса старых КТМ-ов, ибо по нормальным, ровным рельсам и они способны бегать достаточно быстро и тихо. Параллельно надо создавать транспортную модель города, и уже отталкиваясь от нее просчитывать новые маршруты и застройку. Также необходимы объездные транзитные дороги между районами города, приведение в порядок беспорядочной парковки на тротуарах и обочинах, в том числе жесткими мерами, и организация платных парковок с доступными, но прогрессивными ценами. Только такими методами можно привести в порядок тот кошмар, что сегодня творится в саратове.
"Вот для сравнения, широкая улица без автомобильного, но с трамвайным движением:"
бла бла