djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Пассажиры готовы переплачивать – лишь бы уехать, Пассажирское автопредприятие №1 Саратова

Завтра я расскажу вам о том, что меня заинтересовало в волгоградском транспорте. А sarmetro сегодня порадовал первой частью истории пассажирского автопредприятия №1 Саратова

Оригинал взят у sarmetro в Пассажирское автопредприятие №1 Саратова
Пассажирское автопредприятие ПАТО-1, которое в советские годы называлось СПАТП-1, как понятно из его номера, было первым в истории саратовского автобусного сообщения. Информация о зарождении городского автобуса крайне скупа и разрозненна. До такой степени, что у Саратовского автобуса даже нет своей статьи в Wikipedia, где нашло своё отражение всё самое важное. Статьи нет не потому, что городской автобус и его история не важны – просто исторически так сложилось, что свидетельства истории сохранились в крайне ограниченном количестве, а наше отношение к собственной истории крайне легкомысленное.

СПАТП1_2
До 2001 года – гараж «СПАТП-1» на Ильинской площади, 5.

Итак, во время моей большой саратовской экспедиции мне удалось изучить хранилища областной универсальной научной библиотеки на Театральной площади и её краеведческого отдела на Челюскинцев. Там я нашёл две интересные книги: «Летопись автотранспорта Саратовской области» Валерия Буганкова и «Серебряные вёрсты» А. Кокушкина и Б. Тайкова (1976 год, Саратов). Личность Арсения Алексеевича Кокушкина достойна отдельной статьи в моём ЖЖ, которую я подготовлю в другой раз – его руке принадлежит много статей и книг о саратовском транспорте, а сам он был Кандидатом экономических наук, профессором кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» СГТУ.

Итак, история ПАТО начинается вместе с историей возникновения автобусного движения в Саратове – в 1934 году...

Тогда в Саратовской губернии автотранспорт находился в составе трёх довольно крупных организаций: АО «Автогужтранспорт», отделение Россовхозтранс и трест Союззаготтранс. 15 июня 1934 года из АО «Автогужтранспорт» было образовано предприятие «Крайавтогужтрест», располагавшееся у Театральной площади.

За 1934 год автобусами, находящимися в системе коммунального хозяйства, перевезено 2% пассажиров к остальным видам транспорта (электротранспорту, гужевому транспорту и грузовому такси).

К 1935 году в Саратове начали действовать первые городские автобусные маршруты. Из было два, на них работало 6-7 автобусов из имеющихся 9. Основная масса пассажиров перевозилась на грузовых автомобилях, оборудованных скамейками. К 1937 году в его гараже было около 100 автомобилей ГАЗ-АА, АМО-3, ЗИС-5, ЗИС-8.

В 1939 году «Автогужтрест» был переименован в «Саратовскую автотранспортную контору», в которую из «Саратовского трамвайного парка» пришло 15-20 автобусов ЗИС-8 (на основании этого я и сделал предположение, что именно трамвайный парк был первым оператором на саратовских автобусных маршрутах) и несколько легковых такси.

В 1947 году «Саратовская автотранспортная контора» была преобразована в «Саратовскую автобусную контору». Т.е., скорее всего, в 1947 году произошли какие-то изменения в схеме саратовских маршрутов.  А в 1949-1950 годах «Саратовскую автобусную контору» перевели с Театральной площади (пл. Революции) на Ильинскую площадь (пл. Фрунзе). Сейчас въезд на эту территорию с улицы Симбирцева между Белоглинской и Шелковичной. Вполне возможно, что этот перенос тоже был связан с какими-то изменениями транспортной схемы города.

В 1958 году «Саратовскую автобусную контору» переименовали в «Автотранспортную колонну № 52» (АТК-52), а затем в «Автоколонну №52» (АК-52). Информация вступает в противоречие с данным телефонного справочника 1952 года с указанием автобусных маршрутов Автоколонны №52

0_9c5fa_79bd2c75_XXL
Фото из блога Дениса djhooligantk абкина.

На сайте oldsaratov.ru мне попалась фотография автобуса на Московской в районе Театральной площади. Фото датировано как раз 1952 годом.

1952_saratov_ploshchad_revolyucii

Где именно находилась на площади автоколонна я не знаю – может быть кто-то подскажет... Но её следов на фото я не увидел.

Вот, кстати, ещё фотографии 1950-х от цирка (на снимке также можно увидеть автобус):
1950-e-cirk

И, видимо, на время прокладки троллейбусной линии, маршрут «Вокзал – Волга» на проспекте Кирова (1954 год):
1954_1


В 1965 году «Автоколонна №52» была переименована в «Автобусный парк», а в марте 1969 года – в «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (СПАТП-1).

Так выглядели автобусные маршруты Саратова в 1963 году:
СПАТП1_1963

Автобусное хозяйство продолжало развиваться несмотря на то, что даже в конце 60-х основные перевозки в городе осуществлял электротранспорт. В 1967 году начала работу единая центральная диспетчерская служба по организации работы и контролю за регулярностью движения автобусов на линии.

«Для успешной работы службы по руководству городским общественным автотранспортом выделено специальное помещение в здании <транспортного> управления, в котором оборудована современная система управления автотранспортом, основанная на радиотелефонной связи. В настоящее время все начальные и конечные пункты маршрутов имеют прямую связь с центральной диспетчерской службой. Работники ЦДС строго следят за регулярностью движения автобусов, составляют рациональные графики движения, занимаются обследованием пассажиропотоков, нормируют скорости движения» – «Серебряные вёрсты», 1976 год.

Более поздняя история автопарка, а также история «ПАТО-1» до наших дней – во второй части рассказа, скоро.

И статьёй о работе некоторых наших маршрутов...

Оригинал взят у sarmetro в Пассажиры готовы переплачивать – лишь бы уехать
Сегодня на sarbc появилась новость о том, что люди на маршрутке №96 платят двойной тариф лишь бы уехать в центр. Для этого они садятся на маршрутку за несколько остановок до конечной (платят 14 рублей), на конечной не выходят и платят ещё 14 рублей уже за поездку в центр.

767855
Фото: eugeniI97, сайт fotobus.msk.ru

На самом деле в комментариях промелькнула мысль о том, что это сомнительный информационный повод, так как ничего противозаконного в этом нет. Согласен почти со всем кроме того, что на конечной водитель вроде как обязан осмотреть салон на предмет забытых вещей и подозрительных предметов. Ну да ладно, главное, что на Предмостовой это делается, так как там машины чаще всего отстаиваются.

А сказать хотелось бы о другом. Городские и областные чиновники часто упрекают «Сарметро» в том, что мы сгущаем краски когда говорим, что в Саратове транспортный коллапс. Давайте рассмотрим эту ситуацию под микроскопом.

1. Люди, которые живут в районе Техстекла часто работают где-то в центре. Допустим, им надо на работу к 9 утра ну допустим в район Театральной площади. На дорогу надо заложить минут 40, а с учётом пробок может быть и намного больше. То есть чтобы нормально добраться надо в 8 утра сесть в маршрутку. Троллейбус №5 и автобус №6, по-видимому, принципиально не выбираются, так как они едут дольше и нужно приходить на остановку ещё на полчаса раньше. К тому же в условиях плотного движения возможны аварии, а значит, троллейбус может вообще встать.

2. Чтобы сесть на маршрутку надо её дождаться и залезть если она полная. При том, что на маршруте работают автобусы малой вместимости, есть большой шанс, что на конечной она заполнится, и уже на следующей остановке влезть будет невозможно. О том, что автобусам малой вместимости не место городских маршрутах мы говорим постоянно. В том числе по этой причине. Так что на ожидание маршрутки закладываем полчаса – в 7:30 надо быть на остановке.

3. До остановки надо ещё дойти – при условии ограниченного по площади района – 10–15 минут. Пока закроешь дверь, то да сё – выйти лучше в 7:00 – 7:10. А значит проснуться нужно в 6 утра.

4. Двухчасовой стресс по дороге на работу ещё по советским исследованиям приводит к тому, что в первый час работы наша эффективность снижается на 30%.  «Нам нужны салоны с наполнение 4 человека на метр – из соображений снижения транспортной усталости и повышения производительности труда. А у нас – 9,1 человека на метр» (ссылка). И вот тут тоже про это есть. В первый час после прихода в офис мы остываем от ругани в транспорте, стоянии в пробке, переживаний что можем опоздать. 

Итоги:
1. Если люди готовы переплачивать двойную стоимость проезда только чтобы СИДЯ добраться до места В МАРШРУТКЕ – это трындец, граждане. Именно так и проявляется глубокий кризис если не коллапс в транспорте. В Москве проезд тоже стоит 28 рублей, но ты едешь в отапливаемом салоне автобуса или троллейбуса или трамвая. Или же вообще в метро. Саратовцы платят столько же, но без права на комфорт, проездной, расписание движения.

2. Маршрутные такси просто не могут справиться с пассажиропотоком на половине маршрутов. Даже если их и можно оставить в городе – то только как подвозящий транспорт (типа маршрутов №70, 80, 98 в Ленинском районе).

3. Отсутствие проездных билетов приводит у тому, что люди стараются как можно меньше пользоваться транспортом, делать как можно меньше пересадок, а значит пассажиропоток уменьшается. Почему если маршрутные такси насколько удобнее и быстрее трамвая и их в несколько раз больше – количество перевезённых пассажиров на электротранспорте и на маршрутках, почти равное? Правильно, на трамвае и троллейбусе есть проездные билеты.


Пока мэрия и Транспортное управление будет и дальше делать хорошую мину при плохой игре, канючить что ну вот совсем нет денег ни на что (кроме мраморных бордюров или Лексусов) я и дальше буду им напоминать, что в Саратове транспортный кризис плавно переходящий в коллапс. Олег Василич, жители Саратова готовы уже отдавать по 28 рублей за проезд. Может быть пошевелимся и сделаем для них что-то хорошее? Вы уже давно у власти, давайте подумаем, как сделать, чтобы о Вас осталось хорошее воспоминание у горожан?

Tags: #Саратов, Симбирцева, автобусы, краеведение, репост, транспорт
Subscribe

  • 2021-08-02 Авиационный обзор

    Материалы к заседанию Межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к воздушным перевозкам. Целая борьба между авиакомпаниями предстоит за…

  • 2021-08-01 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Хотя перед выборами все новости о развитии…

  • Троллейбусная экскурсия в Заводской и центр Саратова

    В середине июля состоялась премьера нового экскурсионного маршрута на троллейбусе "Дома Саратова, которым больше 200 лет и рабочие посёлки Заводского…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments