djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

И снова о развале САЗа

Очередная статья вышла в газете "Время" о последних днях завода, продаже земли ИКЕЕ, схемах работы новых пензенских управленцев и к чему это привело.

"Бывшие работники рассказывают, что владельцы Як-40 и Як-42 старались попасть именно на саратовское предприятие, так как на профильном заводе квалификация работников по определению выше. Но пензенское начальство вовсе не хотело, чтобы завод зарабатывал и восстанавливался. Цены на услуги предприятия были резко вздернуты, но и это не отвадило заказчиков. Тогда им начали просто отказывать — без всякого объяснения причин."



Пензенские силовики взялись за Саратовский авиационный завод

Силовые структуры Пензенской области сделали то, на что оказались не способны саратовские: вникли в некоторые подробности деловой жизни завода и нашли достаточные основания для возбуждения уголовного дела по фактам мошенничества в особо крупных размерах (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Подчеркнем сразу, что ни подозреваемые, ни обвиняемые еще не названы. В то же время следователи имеют ряд вопросов не только к пензенской команде, оставившей вместо завода голый пустырь, но и к местным силовикам и представителям власти. Наша газета писала о том, что на САЗе происходит много непонятного, еще в 2009 году. Единственной реакцией было гневное письмо от пензенских управленцев, уже направивших завод в крутое пике.

Первое приближение

Для тех, кто не помнит, скажем, что САЗ пережил два банкротства: одно началось в 2007-м и закончилось, несмотря на рост задолженности завода, мировым соглашением в конце 2008-го, а второе началось в 2011-м сразу с введения конкурсной процедуры и завершилось в июле 2012-го уничтожением юридического лица. При выведении САЗа на мировое соглашение из решения областного арбитража странным образом исчезли долги по налогам, что позволило ООО «Монолит-С», карманной фирме пензенских антикризисных спецов по банкротству, стать крупнейшим кредитором и диктовать остальным условия мирового соглашения. При втором банкротстве столь сложные ухищрения уже не понадобились: завод вошел в процедуру, имея требований кредиторов на 1,033 миллиарда рублей, из которых половину составили налоговые претензии. При этом, как следует из материалов суда, имущество САЗа по балансу стоило 308 миллионов рублей, в ходе торгов и взыскания дебиторки конкурсному управляющему Геннадию Балашову (он, естественно, был из все того же пензенского НП арбитражников «Лига») удалось заработать для кредиторов 107 миллионов.
На этот раз никаких разговоров о неведомых счетах, на которых приставы не могут сыскать денежки, не возникало. В этом коренное отличие второй процедуры банкротства нашего авиазавода от первой, новаторской, которую управляющий Игорь Скляр из того же НП «Лига» умудрился провести без плана финансового оздоровления и единого счета, куда по закону должна поступать вся выручка от распродаж заводского добра. В ходе нелицеприятного общения с доблестной пензенской командой нам было письменно заявлено, что план оздоровления не был разработан, так как ситуация на заводе была абсолютно кризисная.
На самом деле, если что и есть в этом абсолютного и тотального, так это ложь пензенских оппонентов нашего издания. И мы постараемся хотя бы в общих чертах измерить тот незаурядный профит, да что там, грандиознейший гешефт, который поимела с убитого саратовского завода залетная компашка.

САЗ должен быть разрушен

Надо думать, управляющему Геннадию Балашову, окончательно спровадившему авиазавод на тот свет, не было нужды нарушать законы, потому что к моменту второго банкротства время самых больших чудес на САЗе уже миновало. А началось оно в 2007-м, когда на завод пришел гендиректором 33-летний житель Пензы, руководитель маршруток и городской депутат Олег Фомин, а с ним — целая плеяда управленцев. В то время даже по балансовой остаточной стоимости земельно-имущественный комплекс САЗа оценивался в сумму порядка одного миллиарда рублей, и надо было сильно постараться, чтобы не расплатиться с инициатором банкротства «Монолитом-С», предъявившим заводу долг в размере 335 миллионов. Но заезжим виртуозам это вполне удалось!
Так, по официальным данным, предоставленным нашей газете разгневанным заводским начальством еще в 2009 году, в рамках конкурсной процедуры первого банкротства на расчетный счет САЗа поступило 251,3 миллиона рублей. Из этих денег оплатили даже профсоюзные взносы, но «Монолиту-С» не пошло ни рубля.
Желая очиститься от прямых обвинений в злом умысле, пензенские топы также сообщили, что «производство продукции в результате деятельности новой команды во главе с Олегом Фоминым возросло более чем в два раза — с 193,726 миллиона в 2006 году до 483,161 миллиона рублей в 2008-м. Выручка же от производственной деятельности за тот же период возросла в пять раз — с 96,211 миллиона до 470,105 миллиона рублей».
А есть еще отчет администрации перед историческим собранием акционеров ЗАО «САЗ», которое имело место быть все в том же 2009 году. Из этого отчета нам стало известно, что еще в 2007-м выручка завода составила 990 миллионов рублей, из которых 550 миллионов было получено по результатам основной деятельности (ремонты и ТО самолетов), а еще 439 миллионов заработано по итогам продажи земли, зданий и сооружений. Все эти цифры выдают пензенских ребят с головой: по итогам одного только 2007 года можно было погасить как минимум половину долговых претензий к заводу. И даже в 2008, уже кризисном году финансовая ситуация вовсе не была плачевной. Но, понятное дело, ни для «Монолита-С», ни для налоговиков денег снова не нашлось, потому что все это было совершенно не в интересах пензенской команды.

Тактика выжженной земли

Выйдя в конце 2008-го на мировое соглашение и избавившись от пусть призрачного, но все же пригляда со стороны арбитража, команда Олега Фомина приступила к самой вкусной части процедуры — расчленению вожделенного тела и продаже самых лакомых кусков. Наиболее выгодным покупателем оказалась «ИКЕА», которая приобрела участок в 26 га под ТРК. Вот выдержка из протокола заседания Совета директоров ЗАО «САЗ»:
— Предложенная цена земельных участков составляет 112,865 доллара США за один квадратный метр, за исключением не сформированного на сегодняшний момент участка площадью около одного гектара, стоимость которого ниже и составляет 50 долларов США за один квадратный метр. В пересчете на рубли по текущему курсу ЦБ РФ это составит 3600 и 1600 рублей за один квадратный метр соответственно. Полагаю, что рыночный характер таких условий не вызывает сомнений, — не скрывает радости Олег Фомин, на тот момент — председатель Совета директоров.
Судя по этим условиям, за 26 га под торговый центр «ИКЕА» заплатила 869 миллионов рублей. Цена одного гектара составила 36 миллионов 21 тысячу рублей, и куда ушли эти деньги, в точности неизвестно.
А на заводе вскоре после этого началась настоящая вакханалия: исчезла заводская проходная с орденами, ночами шли массовые поджоги цехов, на проданном «ИКЕА» участке экскаваторы копали громадный котлован.
Но массовый вывод активов в кэш еще только набирал силу. А сгон завода с его исконной территории имел очень простую подоплеку: именно продажа земли приносила наибольшую прибыль. Это понял еще прежний директор Александр Ермишин, которого пензенские хищники отогнали от кормушки. Едва появившись на САЗе, Фомин и первый управляющий Шепскис накатали на «бедного» директора заявление в прокуратуру, после чего тот был отстранен от должности и попал под уголовное преследование по ст. 201 и ст. 160 УК (злоупотребление служебным положением и растрата в особо крупном размере). А произошло это потому, что Ермишин посмел продать банку «Саратов» 18 га земли за 300 миллионов рублей. Следствие сочло, что 150 миллионов покупатель не доплатил. Кстати, по слухам, даже этот участок рыночной стоимостью 25 миллионов рублей за 1 га пензенцы ухитрились прибрать к рукам...
Еще один кусок, куда более крупный, этим летом выставлялся на продажу. Речь — о 225 га территории бывшего аэродрома САЗа, которые были выставлены на торги по цене 400 миллионов рублей. Это куда скромнее, чем цены на гектар на заводской территории, но ведь и 400 миллионов — неплохие денежки, особенно если учесть, что ключ ко всем этим радостям стоил не дороже 335 миллиончиков. Напомним, таков номинал долгов завода перед газпромовской фирмешкой, выкупленный «Монолитом-С».
Но не только земелька входила в сферу интересов «оздоровителей», клятвенно обещавших сохранить авиапрофиль САЗа. Кое-какая «недвига» тоже была привлекательной. По слухам, в руки лиц, близких к администрации завода, за бесценок перешли 40 га складских площадей, которые при рыночной продаже одной только земли могли принести заводу без малого миллиард рублей.

НДС-махинаторы

Но и это еще не все. Следствие по делу о мошенничестве в особо крупном размере установило гнусную подробность умерщвления бывшего авиагиганта. Мы уже писали, какие недурственные суммы даже по официальной отчетности зарабатывал завод на проведении ремонтов и техобслуживании самолетов. Бывшие работники рассказывают, что владельцы Як-40 и Як-42 старались попасть именно на саратовское предприятие, так как на профильном заводе квалификация работников по определению выше. Но пензенское начальство вовсе не хотело, чтобы завод зарабатывал и восстанавливался. Цены на услуги предприятия были резко вздернуты, но и это не отвадило заказчиков. Тогда им начали просто отказывать — без всякого объяснения причин. А в ангарах завода стали появляться «бэушные» Яки от фирмы «Лизинком», которую считают близкой к пензенским топам. Причем ремонтировались эти суда руками заводчан и с помощью запчастей и комплектующих, запасенных еще Ермишиным. Но завод при этом получал только за труд работников, а вот запчасти, годами лежавшие на складах САЗа, по бумагам якобы поставлялись от разных ООО. Следствием установлено, что часть фирм в этой лжецепочке поставщиков зарегистрирована на бомжей, утерянные паспорта и прочее.
Но самое главное — возмещение НДС, которое также было поставлено на поток на нашем удивительном заводе. Десятки миллионов рублей по решению арбитражей различных инстанций перекочевали на сей раз из государственного кармана в карманы фирм, развернувших бурную деятельность при пензенских отцах-командирах.
Видимо, это и вызвало у следователей интерес к неустанным трудам г-на Фомина сотоварищи.

Тысячи «мелочей»

На фоне таких вот грандиозных достижений возня с непрофильными активами выглядит мелочно и убого. Точно так же выглядит и судьба тысяч мелких акционеров САЗа, которые были на заводе вопреки его статусу ЗАО. После выделения из ЗАО двух ОАО — «Развитие» и «Аэродром «Южный» — завод вошел в эти общества своим имуществом и акциями. И вот как-то очень тихо одно из ОАО превратились в ЗАО, которое публично отчитываться никому не обязано. Более того, акционеры-коренные заводчане убеждены, что и перед ними управляющие органы этого ЗАО отчитываться почему-то забывают.
А второе ОАО попало в банкротство и теперь находится в ликвидации. На том обществе, которое предусмотрительно закрылось еще в июле 2010-го, «висят» непрофильные активы в виде недвижимости, среди которой тоже попадаются бриллианты. Плохи ли объекты в совхозе «Комбайн»? Да что вы!
Ну а аэродромное ОАО, вдруг угодившее в банкротство, очевидно, уже освобождено от тяжкого земельного бремени. Ведь, как мы уже сказали, 225 га аэродромной территории этим летом выставлялись на продажу. И если их таки удалось продать, то где дивиденды по акциям?
Много еще можно говорить о заводском добре и сокрушаться о его непонятном будущем.
Можно поставить вопрос о том, что на заводской территории находилось хранилище весьма токсичных отходов, ведь запчасти и детали самолетов проходили закалку и травление. Сегодня заводские старожилы утверждают, что как раз на месте могильника строится жилой комплекс, а сами ядовитые шламы делись неизвестно куда. Если вспомнить предельно варварский, хищнический стиль работы пензенских оптимизаторов, как-то слабо верится, что отходы эти уничтожены согласно всем требованиям законодательства.
Но все это, даже плутни с НДС, меркнет при осознании одного простого факта: у нашего авиазавода были все предпосылки реального финансового оздоровления. На месте огромного советского монстра мог появиться компактный завод по ремонту и обслуживанию Яков с хорошей рыночной и авиационной перспективой. Прояви региональная власть хоть какую-то волю, а силовики — хотя бы минимум порядочности и профессионализма. В 1993 году на САЗе состоялась презентация эскизного проекта ближнемагистрального Як-242. Предполагалось, что в серию этот Як пойдет именно у нас. Сегодня конструктивные идеи Як-242 воплощаются в самолете МС-21. Предприятию, где будут производиться фрагменты МС-21, ульяновские власти дали территорию и кучу льгот. А у нас ни рабочих мест, ни налогов, ни компетенций. Только голый пустырь, налоговые схемы да полная безнаказанность.

Наталья ЛЕВЕНЕЦ
Tags: #Саратов, САЗ, авиация, краеведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дополнения к обзору за неделю

    Совсем забыл включить приготовленные к еженедельному обзоры ссылки на видеосюжеты и новости. В итоге со вчерашнего дня обзор разросся в два раза.…

  • 2021-05-16 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Мороженое Магнат Ruby

    В Саратове +30, а это значит, что самым ходовым десертом на ближайшие 4 месяца станет мороженое. И по субботам я буду отдавать предпочтение в обзорах…

promo djhooligantk январь 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments