djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

История саратовского транспорта

sarmetro начал публиковаться в "Газете Наша Версия" со своим видением на историю транспорта нашего города. По сути это обобщающая работа из всех материалов, которые он выкладывал ранее.

Исторически общественный транспорт в Саратове был очень неплохо развит. В начале XX века Бельгийское общество построило в крупном губернском центре Саратове трамвай - сразу 10 маршрутов. На тот момент это был очень современный, быстрый и удобный вид транспорта.



Революционные перипетии ненадолго прервали работу трамвая, но уже в начале 20-х годов власти города, понимая, что проблемы транспорта нужно решать, снова восстановили его работу. В 30-е к рельсовому труженику присоединились автобусы, и количество их маршрутов неуклонно росло - к началу 50-х годов работало около 10 маршрутов. По данным на 1952 год, автобусы соединяли Музейную площадь с площадью Орджоникидзе, Колхозным рынком, водолечебницей и товарной станцией (Саратов-2), 3-ю Дачную с Елшанкой и Разбойщиной, а также Крытый рынок с Затоном и Смирновским ущельем. Автобусы работали до 22-23 часов, а в выходные дни были еще и дополнительные маршруты. Зимой работал автобус до Энгельса по льду Волги.

Когда количество автотранспорта стало увеличиваться, было принято решение открыть троллейбусные маршруты. Постепенно трамвай стал вытесняться с центральных улиц: Ленина, Чернышевского, проспекта Кирова, и на смену ему пришел троллейбус. Это была не самая передовая технология (в Саратове троллейбус пустили в 1952 году, тогда как в Москве они работали с 1933 года), но для нашего города такое новшество было своевременно и удобно.

С 50-х до конца 80-х годов саратовская транспортная инфраструктура постоянно развивалась: реконструировались и строились новые трамвайные и троллейбусные маршруты, запускалось автобусное движение в районах, где никогда не было даже твердого дорожного покрытия. Обслуживание пассажиров на протяжении десятилетий велось на достаточно высоком уровне, хотя и проблем всегда хватало.

В 1979 году была принята программа развития городского транспорта, в которой указывался срок начала строительства саратовского метрополитена: 1995-2000 годы. В планах фигурировало строительство троллейбусного депо в Заводском районе, реконструкция энгельсского железнодорожного вокзала как второго городского, строительство трамвайных линий по улицам Технической, Лебедева-Кумача. Было заложено продление 13-го троллейбусного маршрута до областной больницы, строительство которой как раз завершалось в 80-х годах.

Потом наступили 90-е годы, и страна полностью преобразовалась. Поначалу еще можно было надеяться на скорое возобновление реализации старых планов, страна постепенно возвращалась к нормальной жизни, губерния готовилась отметить свое 200-летие… Тогда Саратов и получил первый тяжелый удар, серьезно ухудшивший транспортное обеспечение горожан: были закрыты трамвайные маршруты №1 и №15. Как рассказывают очевидцы событий, решение принималось в областной администрации, поступило распоряжение сделать все максимально быстро и не освещать закрытие маршрутов в прессе. На сегодняшний день известны всего 3 фотографии из частной коллекции, на которых можно увидеть «вспаханную» улицу Чапаева.

Потом было закрыто трамвайное депо №3, построенное в 1984 году специально под размещение составов скоростного трамвая.

После этого город начал стремительно меняться, и не в лучшую сторону. Появились маршрутные такси, которые «забили» собой и без того неширокие улицы, электротранспорт продолжал нести потери: после обрушения световых опор на мосту через Волгу закрыт троллейбусный маршрут №9, уникальный для России. В прошлом году закрыто трамвайное движение и демонтировано полотно на улице Большой Горной: теперь в случае аварии на путях на улице Кутякова объехать ее по Горной больше не получится, трамваи 11-го маршрута направляются на перегруженное кольцо в Мирном переулке. В последние годы ходят активные слухи о закрытии и этого кольца, хотя исследования показывают, что при пропускной способности трамвайной системы в 5000 пассажиров в час припарковаться там может максимум 100 автомобилей.

В связи с неблагоприятным прогнозом развития инфраструктуры Саратова в городе появилась инициативная группа жителей, под общим названием «Сарметро». Это не политическое объединение и не некоммерческая организация, это просто несколько небезразличных жителей города, которые прорабатывают все возможные варианты развития пассажирских перевозок в Саратове, Энгельсе и в целом в области. Основной идеей является строительство в Саратове и Энгельсе скоростного внеуличного транспорта - ЛРТ (легкорельсовой транспортной системы), или скоростного трамвая. Данный вариант является более дешевым, чем «тяжелое» метро, идея которого была придумана в 1920-е годы для городов-гигантов, таких как Москва или Берлин, и избыточность которого не нужна Саратову. Речь идет о строительстве системы ЛРТ на основе сегодняшней трамвайной сети с дополнением ее новыми участками в центральной части города. Принципиальное отличие состоит в полном отсутствии пересечений скоростного трамвая с автомобильными и пешеходными потоками, что достигается строительством подземных участков в центральной части города и необходимых тоннелей и эстакад на наземных участках ближе к окраинам.

Такие системы строятся сегодня в небогатых, но крупных городах Европы и США, которые еще недавно отказывались от рельсового транспорта. В 2000 году в португальском городе Порту с населением около 240 тысяч человек началось строительство ЛРТ. На сегодняшний день работает 6 линий и 81 станция, а протяженность составляет 70 километров. Система перевозит 51 миллион пассажиров в год, средняя стоимость строительства - около 16 миллионов евро (примерно 650 миллионов рублей) за 1 километр.

Более подробно о сегодняшних проектах развития транспорта в Саратове и Энгельсе мы расскажем в следующей статье.
Tags: #Саратов, закрытые линии, краеведение, репост, трамвай, транспорт
Subscribe

  • 2021-10-17 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Лысые горы. Железнодорожное

    Завершающий пост про Лысые горы посвящён железной дороге и её архитектурным достопримечательностям. В 1895 году состоялось открытие железнодорожной…

  • Гостиница "Европа" сегодня

    Состояние здания гостиницы "Россия" на проспекте многим известно, но напротив стоит здание гостиницы «Европа», которое тоже пострадало от пожара и…

promo djhooligantk январь 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments