Сегодня осталось совсем немного свидетельств того, что ещё совсем недавно трамвай ходил по улице Челюскинцев (кстати, Денис djhooligantk Жабкин как раз недавно выложил пост об этой улице).
После закрытия трамвайного движения по Московской в начале 1950-х годов, именно сюда были перенесены трамвайные маршруты. В частности, в разное время маршрут №14 от вокзала, маршрут №5 из Ленинского района, и самый «живучий» – маршрут №1 от площади Орджоникидзе.
Фото с сайта СТТС, добавлено elrond1_2eleven (из книги "Маршруты и судьбы" 110 лет саратовскому рельсовому транспорту")
Трамвай шёл по Челюскинцев от Радищева до Мичурина, после чего делал крюк по Мичурина – Рамаева (которая до 1983 года называлась улицей Севрина) – Северной и снова выходил на Челюскинцев.
На схеме Саратова 1979 года этот район не удостоился хорошей детализации. Как, впрочем, и почти ни на одной другой схеме или карте Саратова.
В прошлом месяце, когда я был в Саратове, я решил своими глазами посмотреть на эту часть города, это при том, что за всю жизнь на улице Рамаева я не был никогда. По Мичурина я вышел к её пересечению с сабжем. Кстати, вижу, что это многим нравится – совместил фотографию конца 1970-х с сегодняшним днём. Видно, что от дерева, которое ещё есть на снимке, сегодня остался один пенёк. А от рельсов трамвайного маршрута №1, которые тут поворачивали на Мичурина, не осталось вовсе ничего...
Но никакого отчаяния, я решил поговорить со старожилами. Мне встретилась бабушка, которую я и допросил с пристрастием. Интересно было не только то, что было на самом деле, но и какие были впечатления, воспоминания о трамвае.
Бабушка не сразу вспомнила, что тут ходил когда-то трамвай, но потом начала вспоминать. В её памяти осталось, что отсюда можно было доехать до Рынка, и это было хорошо. Конечная остановка находилась прямо после поворота на Мичурина и часто там скапливалось очень много людей. Когда я спросил, помнит ли она, когда трамвай спускался ниже, до Волги, и когда ходил до 3-й Дачной, этого она не смогла вспомнить, сказала, что такого не было =)
Она была расстроена, что трамвай убрали, но в её памяти время немного перепуталось: она запомнила, что трамвай «убрали при Аяцкеве», хотя конечная была закрыта намного раньше.
Конечно, я её спросил, почему трамвай закрыли – она сказала, что Севрина (она, видимо, так и не привыкла к названию «Рамаева») очень узкая, на повороте трамвай почти задевал дом (видимо, речь о перекрёстке Рамаева и Северной). Жители дома жаловались, и трамвай хотели перенести с Рамаева на Валовую. Но, что-то не сложилось, и конечную совсем закрыли.
Мы помним, что это случилось из-за разворота трамвайного движения на улицах Кутякова – Радищева – Большой Горной – Горького – раньше трамваи ходили именно так, а с Кутякова на Челюскинцев шли два пути рельсов.
Опять я отвлёкся...
В общем, вот фото улицы Рамаева, которая почти не отмечена на карте, с неё нет Яндекс-панорам, а Денис Жабкин, когда был там 2 года назад, не мог её пройти из-за стройки.
Это поворот с Мичурина на Рамаева. Тут начинался трамвайный маршрут №1. Думаю, жители этого дома тоже были не особо рады такому соседству...
Далее маршрут шёл вот тут, по этой узенькой улице
Кажется, это и есть знаменитый первый электрический столб в Саратове. Или первый металлический... Денис, подскажи ) Это он?
Далее трамвай сворачивал влево на Северную. Тут, видимо, тоже вагоны почти притирали угол здания...
Доходил снова до Челюскинцев и отправлялся в сторону Радищева...
Было это примерно так (хотя не думаю, что на Рамаева был асфальт...) Художник Андрей Тихомиров, Источник: artnow.ru
Заметить следов трамвая сейчас уже практически невозможно. Осталось несколько столбов, на которых висят остатки растяжек... но заметить это можно только если намеренно искать.
В связи с последними событиями вполне вероятна блокировка соцсетей и сервисов, в связи с чем, чтобы не потеряться запишите, скопируйте, заскриньте мои другие адреса. Публикации и анонсы экскурсий в случае закрытия какой-то из действующих площадок, появятся на альтернативных. Так что подпишитесь…
Journal information