djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Горинский старообрядческий храм и богадельня

Немного истории

После Раскола церкви, который произошёл в 1650-60 гг, когда патриарх Никон провел реформу богослужебных обрядов и изменил многие каноны для унификации с греческими, часть священнослужителей и верующих отказались принимать новые постулаты. Их называли «старообрядцами» (приверженцы старых обрядов) и предали анафеме.

Гонения на старообрядцев вынуждали их селиться в необжитые места. Так, например, заполнились старообрядцами нынешние территории Хвалынского, Вольского районов. Здесь были знаменитые Иргизские монастыри, в советское время переделанные в санатории.

Саратовские земли стали крупным центром старообрядчества. Многие богатые и авторитетные купцы Саратовской губернии, именитые и почётные жители Саратова, Вольска и Балаково были старобрядцами. Иван Волков-Песковский, Тарас Горин, Паисий и Анисим Мальцевы, Иван Ефимов, Степан Никитин-Кабанов.

В начале XXвека в Саратове размещалось несколько храмов разных согласий (направлений старообрядчества), молельных домов и богаделен.

В разные годы наступали периоды послабления и усиления гонений на раскольников.





Идея храма и богадельни

К 1880-м годам старообрядцы храма не имели и пользовались лишь небольшой деревянной часовней, основанной ещё в начале XIX века. В период небольших послаблений в 1859 году её удалось превратить в церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы.

Храм представлял тогда собою небольшое помещение, наполовину вросшее в землю и, естественно, к 1880-м годам оно значительно обветшало. По свидетельству современников церковь напоминала скорее полуразрушенный подвал.

Конечно прихожане хотели строить новый храм, но в то время старообрядчество было запрещено.

Журнал «Церковь» (1909) описывал ситуацию так: «По причине строгого отношения властей того времени старообрядцы не решались открыто заявлять о себе, да и средств на это как-то все не хватало. Так это дело и тянулось. Оно, пожалуй, осталось бы и еще на долго в таком положении, но тут, неожиданно, появился благотворитель из среды купцов-старообрядцев, который, идя на встречу желаниям общества предложил построить храм на свои средства, не требуя ни от кого никакой помощи. Жертвователь этот был Е. Я. Горинъ. Совместно с храмом, он решил построить еще богадельню для престарелых и немощных старообрядцев и с этой целью начал ходатайствовать перед Министром Внутренних Дел».

Министр Внутренних дел граф Игнатьев однако не разрешал строительство заведений для запретной веры. Даже богадельня не дозволялась из-за приписки «старообрядческая».

Но 1 марта 1881 случается убийство царя-освободителя Александра II революционерами-народовольцами. На престол восходит его наследник Александр Александрович – император Александр III.

Ефим Яковлевич Горин, глубоко скорбя о постигшем Россию испытании, решает соединить задуманное им благотворительное дело с этим событием. Он едет в Санкт-Петербург, добивается аудиенции у самого Императора, к которому обращается с ходатайством об «освещении будущего учреждения имени Государя Императора Александра II». Его Величество благосклонно отнесся к ходатайству просителя, приказал затребовать прошение, поданное ранее Министерству и наложил собственноручно резолюцию: «разрешаю».



Богадельня Императора Александра II


Для размещения богадельни Ефим Горин приобретает каменный двухэтажный дом на пересечении нынешних улиц Чернышевского и Григорьева. Согласно новой функции здания он совершает внутреннюю перестройку, а во дворе, недалеко от здания, начинает строительство каменного храма имени явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери.



8 июля 1883 года храм и богадельня были торжественно освящены преосвященным Амвросием в окружении многочисленного духовенства и молящихся. Кроме местных старообрядцев присутствовали представители со всей России, в числе которых был Иустин Картушин, представитель Дона, а спустя некоторое время архиепископ Московский и всея России Белокриницкой иерархии.

В момент коронации Императора Николая II (1896 год) Ефим Горин направил Государю поздравительную телеграмму, в которой выразил желание в память коронации поставить в своем храме икону с неугасимыми лампадами, во имя Святого Николы и Святой Александры Царицы. Разрешение от Николая II последовало и храм украсила новая икона.

Для того, чтобы храм и богадельня продолжали существовать, Ефим Горин передал им два больших земельных участка (более 20 кв.км) с условием, чтобы арендная плата за них шла на содержание учреждений. Кроме того, в Государственное Казначейство он положил фантастический вклад в 100 с лишним тысяч рублей, предоставив его на вечное время богадельне, чтобы проценты с него поступали на содержание богадельни после его смерти. При жизни он оплачивал все расходы на содержание сам.

Однако владеть зданиями старообрядческая община не могла, так как не могла быть официально зарегистрирована. Поэтому своим духовным завещанием, Ефим Горин передавал богадельню после смерти городу Саратову, но с непременным условием, чтобы она была предоставлена в пользование старообрядцам, и управляли ей трое выбранных этими старообрядцами попечителя. На первые три года завещатель просил назначить попечителями своих душеприказчиков: усыновленнаго племянника Тараса Васильевича Горина, П.Ф. Тарина и П. И. Кузнецова.

В 1904 году Горина не стало. Его племянник стал одним из трёх попечителей, а в 1907 году был переизбран на второй срок.

За первые 25 лет существования богадельни, количество призреваемых в ней достигло 400 человек. Ещё 100 человек за это время состояли служащими и певчими. Часть помещений служила приютом для приезжавших в Саратов раскольников.





Свобода вероисповедания

17 октября 1905 года издается знаменательный для староверия Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости». До этого момента в России строились и действовали мечети, католические костелы и лютеранские кирхи. Были законы, регулирующие их правоотношения. Однако в отношении старообрядцев «веротерпимости» не было.

Во исполнение Высочайшего Указа обеспечивалось равноправие старообрядческих общин с другими религиозными общинами страны. Старообрядцам было предоставлено право свободного исповедания веры, публичного отправления всех обрядов (в том числе ношение духовными лицами священнического и монашеского одеяния, крестные ходы и колокольный звон) и, самое главное, регистрации общин в качестве юридического лица, имеющего право владеть и распоряжаться имуществом.

По примеру других старообрядческих обществ прихожане Казанского храма, с попечителями во главе пожелали учредить у себя общину и просили Т.В. Горина принять на себя труд по её организации. В мае 1907 года «Саратовская старообрядческая Горинская община» была утверждена. Председателем общины был избран Тарас Горин.

В 1897 и 1905 годах Тарас Васильевич избирался гласным (депутатом) Городской думы. Состоял членом Учетно-Ссудного комитета Саратовского отделения Государственного банка, Попечительского совета Коммерческого училища, исполнительной Базарной комиссии, Береговой комиссии.

Был причислен к купеческому сословию - торговал лесом и дровами, рыбой, был владельцем барж, пароходов и большого кирпичного завода. Из кирпичей, изготавливающихся на этом заводе были построены многие саратовские дома. Отличить их можно по клейму «ТГ».

В 1909 году купец Тарас Васильевич Горин вместе с семьей исчез из Саратова, накопив фантастическую сумму долга - в 852 тысячи рублей. Его дальнейшая судьба осталась неизвестной...





Храм им. явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери

Теперь, после указа, можно было использовать колокола на старообрядческих храмах. Поэтому через год после объявления свободы церковь украсили кресты, а на сооружённой за это время колокольне повесили колокола. Первый благовест с колокольни старообрядческой церкви в Саратове раздался 25-го марта 1906 года, в день Благовещения Богородицы, «возвещая угнетенному старообрядчеству прекращение тяжелой годины преследований».


Рисунок Савинова.

С этим местом связано и начало старообрядческих епархиальных съездов. Оно было положено преосвященным Арсением Уральским в Саратове при богадельне Горина.

В 1913 г. при Казанском храме открывается старообрядческое училище.



Советские годы

В первой половине 1930-х годов храм был закрыт. При Казанском храме находилась квартира последнего саратовского Белокриницкого епископа Иоанникия, казненного в 1937 году.



После закрытия культового учреждения, его помещение использовали в качестве кинозала. Потом передали спортивному обществу «Спартак». В последнее время в нем располагалась Детско-юношеская спортивная школа фехтования и спортивный зал, где занимались баскетболисты, волейболисты. Рядом располагалась спортплощадка (застроена офисным зданием в начале 2000-х).



В 2000-е гг. старообрядцы безрезультатно пытались отсудить здание у нынешнего владельца. Несколько лет здание безуспешно выставлялось городом на продажу.

В мае 2020 года вышло постановление главы города о безвозмездной передаче здания в собственность Самарской и Саратовской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Решение было принято по просьбе религиозной организации, согласованной с Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. Кроме нежилого здания, площадь которого чуть превышает 432 квадратных метра, речь также идет о земельном участке площадью 639 квадратных метров «для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации».



Что касается богадельни, то в советское время она была превращена в коммунальное жильё. В 1968 году двухтажное здание надстроили тремя жилыми этажами – получилась «хрущёвка».



Но сохранились капитальные стены, исторические резные двери, чугунная лестница до 2 этажа и даже «замурованные колонны» в коридорах.



















Использованные источники:
1. Журнал «Церковь» №9 1909 г.
2. Н.С. Соколов. Раскол в Саратовском крае. 1888 г.
3. С.И. Быстров. Поморское согласие в Саратовском крае. 1923 г.
4. В.И. Давыдов. Справка по объекту по адресу Кузнечная, 43.
5. Блог Дениса Жабкина.
6. Сайт «Фотографии старого Саратова».


Tags: #Саратов, Григорьева, Чернышевского, интерьер, ковка, краеведение, лестница, надстроенные дома, объект культурного наследия, публикации со мной, храм
Subscribe

Posts from This Journal “Григорьева” Tag

promo djhooligantk february 25, 13:00 1
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2020 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Гостиница "Россия". История и современность Саратовский Мариинский институт благородных девиц Храм Марии Магадалины - бывшая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments