В 1895 году состоялось открытие железнодорожной ветки Рязано-Уральской железной дороги из Аткарска в Баланду (Калининск), которая прошла через Лысые горы. 13 (25) сентября 1895 года был сдан в эксплуатацию стальной железнодорожный мост через реку Медведицу, как раз рядом с той самой Лысой горой.
Клёпаная конструкция, через которую проходит однопутная ветка.
Ещё одна местная особенность. Я уже говорил, что в Лысых горах всё делают из камня. Мельницу, храм. И вот опоры железнодорожного моста тоже собраны из камня!
С моста открывается живописный вид на Медведицу.
И на Лысую гору.
Через 2 километра моста возникает следующий артефакт линии. Изначально на ней использовались паровозы, поэтому непременный спутник этих ж/д веток - водоёмное здание.
Однако имеются особенности. Да-да! И тут камень! Вместо кирпича основание водонапорной башни сделано из камня.
Ещё одно отличие от классического проекта инженера Виноградова - расстекловка. Вместо "звезды Давида" здесь решётки. Изначально так было или заменили в советское время?
Внутри сохранились следы от внутренней лестницы, ведущей к площадке для обслуживания баков.
Сами же баки сохранились!
Не лишним будет напомнить вам проект.
В списке выявленных объектов культурного наследия она числится, как "Башня водонапорная, 1903г.". Но скорее всего год постройки более ранний.
От чугунного крана ничего не сохранилось кроме ниши. В Покровске такой был восстановлен.
Обратите внимание на детали. Колонны с поясками и подобием капителей выточены из кирпича!
Сразу за водоёмной башней, из которой заправляли во время стоянки тендеры паровозов, находится здание вокзала станции. Тоже типовой проект станции РУЖД, что не делает его менее впечатляющим с архитектурной точки зрения. Обратите внимание на колодец на заднем дворе.
Обойдём здание. Полувальмовая крыша.
3D-анаглиф: (Как смотреть 3D-анаглиф?)
Главный фасад, обращённый к железнодорожной платформе. Резной чердачок. Ещё недавно вокзал имел бирюсовый цвет, но был перекрашен в корпоративные цвета РЖД.
Сохранилась историческая чугунная литая ограда, которая окружает палисадники станционного здания!
Внутри на месте остались деревянные двери.
Портал в зале ожидания.
Линия до сих пор однопутная и неэлектрифицирована. Помимо грузового трафика на станции останавливаются два маршрута рельсового автобуса из Аткарска. Один из них ежедневно вечером ходит до Лысых гор (1,5 часа в пути), другой по чётным числам днём продолжает путь до Калининска (+1 час в пути).
В Аткарск можно уехать ежедневно ранним утром или обратным рейсом из Калининска в 16:15.
3D:
Нам повезло, потому что был чётный день, обед. Неспроста в зале ожидания были люди. Подходит рельсовый автобус из Аткарска.
РА1 ("Рельсовый автобус 1-й тип") - дизель-поезд, который больше всего похож на автобус. Изготовлен на мытищинском "Метровагонмаше" в 2005 году. Приписан к депо в Анисовке.
Выпускались до 2006 года и были заменены на многовагонные РА2, а сейчас уже на РА3 "Орлан". Минусы моделей РА1 - отсутствие туалетов, низкая конструктивная скорость (до 100 км/ч)
Станционные туалеты.
И амбары с кованой фурнитурой, которые видимо с тех ещё времён, что и здание, находящееся за ними.
3D:
Через полкилометра от станции (при которой вырос станционный посёлок "Лысые горы", позже вошедший в состав посёлка) находится переезд. Переезд мигал нам красными лампочками. и ещё одно здание. Судя по всему домик работника железнодорожного переезда. А ныне обыкновенный жилой дом.
А вот и виновник закрытого переезда. Рельсовый автобус со станции Лысые Горы направился в Калининск. Жизнь продолжается...
P.S. Описание станции из справочника РУЖД 1913 года:
Лысые Горы - станция Баландинской ветви на 51-й версте от Аткарска, в Аткарском уезде.
Станция в одной версте от села Лысые Горы, расположенного при реке Медведице. Против села, у полотна дороги находится "Лысая Гора" от которой село получило название.
В селе Лысые Горы 80 дворов, до 300 жителей, почтовое отделение и паровая мельница Ф.П. Бартенева, производительностью до 3000 пудов в сутки, работающая, главным образом, для местного потребления. В прежнее время село Лысые Горы было более многолюдным, в нем была большая ярмарка, а на реке Медведице - пристань, с которой сплавлялось значительное количество хлеба. С прекращением судоходства по Медведице, значение Лысых Гор упало.
При станции образовался небольшой торговый поселок из 10 дворов, в котором производится ежедневная ссыпка хлеба.
Journal information