djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

История саратовского троллейбуса. часть 1

История троллейбуса в Саратове

Первый троллейбус в Советском Союзе появился в Москве в 1934 году. Однако массовому развитию нового вида электротранспорта помешала война. Но именно война сделала Саратовскую область главной родиной троллейбусов в стране.


Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 1939 г. выпуска в Москве. Фото: Грузовик Пресс




Завод имени Урицкого

В июле 1941 года в город Энгельс эвакуируют Государственный вагоностроительный завод имени Урицкого. Созданный генералом С.И. Мальцевым в 1868 году около села Радица, Брянского уезда, Орловской губернии как Радицкий Паровозостроительный завод, он выпускал паровозы, железнодорожные вагоны и другую железнодорожную технику.

В 1919 году национализированный завод получает имя революционера Моисея Урицкого. С 1926 года расширяется и становится «Государственным вагоностроительным заводом имени Урицкого».

Во время войны завод производит артиллерийские снаряды, затем возвращаясь к железнодорожной продукции.


Снаряды, произведенные заводом им. Урицкого. Фото Дениса Аникина.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР завод решают перепрофилировать под производство троллейбусов – первый в стране троллейбусный завод. После этого «Завод имени Урицкого» становится не только местом производства, но и территорией, где рождались и испытывались новые модели троллейбусов.

Поначалу завод производил троллейбусы марки МТБ-82. МТБ – означало «Московский ТроллейБус», а 82 – номер завода изготовителя. С 1946 года модель начали выпускать на заводе №82 наркомата авиапромышленности в Тушино. В 1951 производство было перенесено в Энгельс. Кузов троллейбуса был частично унифицирован с трамваем МТВ-82 и автобусами ЗиС-154/155.


МТБ-82 в Санкт-Петербургском музее электротранспорта.

В 1955 году ЗиУ выпускает собственную разработку – троллейбус ТБУ-1. Было выпущено 11 экземпляров, которые в Саратове не эксплуатировались.


ТБУ-1. фото: Грузовик-пресс

Модель оказалась не очень удачной, однако стала переходным этапом к первой успешной модели советского троллейбуса, получившего наименование ЗиУ-5. Его салон был вместительным - 38 сидячих мест, всего до 120 пассажиров – почти в два раза больше, чем в МТБ-82. Кроме того, новинками модели были принудительная вентиляция, широкие двери и окна, обогрев зимой.



Серийный выпуск Зиу-5 начался в 1959 году. Было выпущено около 15000 троллейбусов.


Памятник ЗиУ-5 на территории завода. Фото Дениса Аникина

Ещё старый вокзал и совсем новый троллейбус. Пока без пассажиров. Идут испытания.



В 1972 году на трассе 2-го троллейбусного маршрута появился первый ЗиУ-9. От предшественника его отличали три двери, вместо двух, что ускоряло посадку и высадку пассажиров, низкие подножки, пневматические рессоры, придававшие плавный ход, мягкие кресла, обтянутые ярко-красным дерматином. В салон зимой подаётся теплый воздух, вечером включаются лампы дневного света, предусмотрены удобства для водителя: широкий обзор улицы, удобный пульт управления, гидравлический привод руля. Последнее, как отмечали газеты того времени, позволяло даже женщинам управлять этими железными машинами.



Зиу-9 (ЗиУ-682) и его модификации выпускались с 1972 по 2010-е гг. Он стал самой массовой моделью троллейбуса в мире. 42 тысячи выпущенных экземпляров эксплуатировалось более, чем в двух десятках стран.

В 1993 году завод переименовывают в «Тролза». Затем выпускались широко распространенные «Оптима», «Мегаполис» и некоторые другие модели.


Цеха завода "Trolza" 2017 год. Фото Дениса Аникина.

С 2019 года на бывших площадях «Тролзы» работает «Энгельсский завод электрического транспорта», входящий в «ПК Транспортные системы». Сегодня здесь налажен выпуск троллейбуса нового поколения с большим запасом автономного хода «Адмирал».


"Адмирал" с опущенными рогами на 5-м маршруте




Открытие троллейбусного движения в Саратове

«Первый троллейбус в Саратове появился в канун праздника Великого Октября. Он надежно связал транспортной нитью железнодорожные и речные ворота города, проходя по лучшей магистрали — проспекту имени В. И. Ленина» - писала газета «Коммунист» в одной из статей, посвящённых юбилею открытия троллейбусного движения.

Однако стоит вспомнить, что планам по открытию первого маршрута в 1952 году не суждено было сбыться. Запланированный до Музейной площади, маршрут пришлось открывать в сокращённом варианте.

Для начала нужно было перенести трамвайные рельсы с проспекта Ленина (ныне улицы Московской) на соседние улицы. Но даже в 1953 году перенос на всём протяжении не был выполнен. 23 октября 1952 года начался монтаж контактной сети для троллейбуса.

Открытие новых маршрутов троллейбусов приурочивали к первомаю, новому году и другим праздникам. Началась такая традиция это с пуска движения. В канун 35-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции была сдана первая троллейбусная линия. 6 ноября 1952 года начали курсировать пять троллейбусов марки МТБ-82-Д («лобастые желто-синие троллейбусы») Энгельсского завода им.Урицкого на 65 пассажиров. Маршрут связал Вокзал и площадь Революции. Конечная – кольцо вокруг здания биржи (тогда его занимал исторический факультет СГУ).



Для открытия этой линии было уложено 4 км асфальтно-бетонного полотна. В его сооружении участвовали сотни землекопов, мостовщиков, бульдозеристов, бортовщиков, укладчиков, асфальтобетонщиков. Установлено 80 металлических опор, произведён монтаж контактной сети в 6,5 км. Саратов стал третьим городом на Волге с троллейбусом.

«Работы по строительству троллейбусной магистрали продолжаются. В ближайшее время будет завершена подготовка полотна и монтаж контактной сети по Ленинской улице от площади Революции до управления РУЖД» - писали газеты.

Менее, чем через 3 месяца - 4 февраля 1953 года началось движение до Волги. В трудных зимних условиях строители смонтировали 10 км контактной сети, за что их наградили Почётными грамотами. Советское правительство выделило Саратову дополнительные машины – теперь на линии курсировало 10 троллейбусов.


1953 год. Трамвай и троллейбус на Музейной площади сосуществовали недолго.

Поначалу троллейбус воспринимался современной заменой трамвайному движению, так как был более мобилен: мог объехать препятствия, будучи не привязанным к рельсам. Да и рельсы мешали появлявшемуся в больших количествах автомобильному транспорту. Поэтому первые троллейбусные линии в городе заменяли уже существующие трамвайные. В 1952 году сняли рельсы с нынешней Московской, в 1953 году – с проспекта Кирова, в 1955-м – с Горького, в 1963-м – с Астраханской.

Однако позже эта тенденция пошла на спад, так как начали применяться новые технологии и модели трамваев. Трамвайные вагоны стали более вместительными, долговечными, удобными. Их можно было сцеплять в трамвайные поезда. Экономические показатели говорили о преимуществе трамвая.

Борьба за экологию, начатая в 1970-х годах, и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта.

Об интенсивности развития троллейбусной сети в Саратове свидетельствует и статистика. К 1960 году в городе действовало 5 безрельсовых маршрутов общей протяженностью 66,5 километра. Через десять лет их стало 10, а общая протяженность линий превысила 105 километров.

Продолжение следует...

Tags: #Саратов, ЗиУ-5, ЗиУ-9, СГЭТ, Энгельс, завод, краеведение, транспорт, троллейбус
Subscribe

Posts from This Journal “троллейбус” Tag

  • Новая троллейбусная экскурсия

    Для начала видео с предыдущей троллейбусной экскурсии "Кварталы Ленинского района" А теперь представляю вам совершенно новый маршрут в который мы…

  • 2021-09-05 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-08-29 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • История саратовского троллейбуса. часть 3

    1 часть 2 часть 1970-е 31 декабря 1969 года был открыт маршрут №10 «Железнодрожный вокзал – Сокурский тракт» (ул.Тархова), связавший центр с 6-м…

  • История саратовского троллейбуса. часть 2

    Первая часть Второй троллейбусный маршрут 17 августа 1953 года начались работы по благоустройству проспекта Кирова, в числе которых производился…

  • 2021-08-22 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1957. Фестивальный троллейбус ТБУ-1

    Завтра я начну выкладывать здесь краткую историю саратовского троллейбуса в трёх частях. Для затравочки держите статью про фестивальный троллейбус…

  • Троллейбусная экскурсия по кварталам Ленинского района + таймлапсы

    В минувшее воскресенье прошла первая экскурсия по кварталам Ленинского района, центральной осью, которой стал бывший Симбирский (Вольский) тракт, а…

  • 2021-08-01 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Хотя перед выборами все новости о развитии…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments