djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Трамвайная экскурсия к 12-й Дачной

В прошедшую субботу мы вернулись к тому делу, которое не смогли завершить из-за дождя. (см. пост Экскурсия "Дачная линия" в дождь. Полные таймлапс-видео пути туда и обратно). А именно - лесная часть экскурсии в поисках остатков Дачной линии трамвая.

IMG_20210703_153247_1.jpg


Сначала мы проехали по маршруту Дачной линии - от бывшей Московской площади (перекрёсток Астраханской и Московской) до 10-й Дачной. В это время я рассказал об истории этой уникальной линии трамвая. Видео-таймлапс как мы сюда добирались. Открывайте на полный экран и почувствуйте себя в кабине трамвая.



Более подробно об истории этого маршрута я писал в публикации История Дачной линии трамвая.

DSC00595_1.jpg

На 10-й дачной остановке трамвай оставлял прицепные вагоны и ехал в гору один. Слишком крутой был подъем для маломощного моторного вагона, чтобы ещё и прицепные тащить. Так и мы, оставили наш трамвайный вагон на кольце 10-й Дачной и пошли в гору пешком.

IMG_20210703_150905_1.jpg

К сожалению обочины у автодороги через Кумыску нет, но для нас здесь был принципиальный момент, так как мы поднимались ровно по тому пути, по которому шёл трамвай дальше.

DSC00600_1.jpg

И вот в том месте, где нынешняя автодорога (проложенная по трассе дореволюционного трамвая) расходится с бывшей трамвайной насыпью, обнаруживается первый артефакт.

DSC00610_1.jpg

Это внушительные бетонные опоры водопропускного моста.

IMG_20210703_152848_1.jpg

Что интересно - они оштукатерены, а на штукатурке выполнена рустовка! То есть в лесу, где особо некому следить за эстетикой, даже тут бельгийцы (строившие линию трамвая в 1910 году) уделили внимание эстетическому виду бетонных опор моста!

DSC00615_1.jpg

На насыпи обнаружилась подозрительно правильной формы бревно. Не дореволюционная шпала ли?

IMG_20210703_152744_1.jpg

Далее мы продолжили путь по трамвайной насыпи однопутной линии, которая очень хорошо просматривается.

DSC00629_1.jpg

Частично она уже начала зарастать.

IMG_20210703_153650_1.jpg

Где-то приходилось преодолевать препятствия.

IMG_20210703_154052_1.jpg

Проходить через могилы домашних животных.

DSC00635_1.jpg

Инженерное сооружение 1910 года, которое после 1920-х практически не использовалось, до сих пор удивляет, если можно так сказать, капитальностью.

IMG_20210703_154323_1.jpg

По пути сделали передышку у Богатырского родника, который расположен недалеко от трассы трамвая.

IMG_20210703_154853_1.jpg

Затем снова вышли на трассу, примерно отметив на местности по картам 1918 и 1923 года 11-ю дачную остановку.

DSC00644_1.jpg

Далее нас ждал второй водопропускной мост.

DSC00652_1.jpg

Не менее впечатляющее зрелище.

DSC00648_1.jpg

Дорога между 11 и 12 Дачными, которая была проложена прямо по насыпи, не смогла справиться с таким инженерным сооружением и проходит в обход моста.

IMG_20210703_155826_1.jpg

А мы идём по насыпи дальше.

DSC00644_1.jpg

Вдоль всей дороги часто встречающиеся остатки срезанных столбов бывшего забора. Возможно это был забор вокруг одного из заброшенных детских лагерей, кто подскажет?

DSC00664_1.jpg

Можно представить себя трамваем.

DSC00659_1.jpg

Небольшой уклон линии, который показан и на старых топографических картах.

DSC00667_1.jpg

Ещё чуть-чуть и мы на месте. Конечная 12-я Дачная. Никакого кольца тут не было. Был тупик у начала Большой Кумысной поляны - пространства без растительности (на ней cейчас и радиостанция, и ряд лагерей).

IMG_20210703_161758_1.jpg

Ну а дальше мы пошли гулять в лес. Нашли чей-то шалаш.

IMG_20210703_163535_1.jpg

Ходили как по используемым, так и по заброшенным тропинкам и даже зарослям.



И вышли к Татарскому роднику.

DSC00673_1.jpg

Здесь у нас был привал с чаепитием.

IMG_20210703_165106_1.jpg

Ну а затем немного трейла.

IMG_20210703_171015_1.jpg

И путь вниз сквозь лесные пейзажи.

IMG_20210703_171151_1.jpg

Пересекаем ручей.

DSC00679_1.jpg

И выходим к Беркутовскому роднику.

DSC00681_1.jpg

Рядом живописный пруд. Что увидел в пруду кот?

IMG_20210703_173741_1.jpg

Конечно же уток.



Ну а у нас последний марш-бросок.

IMG_20210703_174337_1.jpg

И мы на кольце маршрута №4. Наследника Дачной линии трамвая.

IMG_20210703_174432_1.jpg

На обратном пути к Крытому рынку я рассказал об истории трамвая и общественного транспорта в Саратове. Вот вам таймлапс пути обратно.



Есть просьбы повторить экскурсию, поэтому следите за анонсами в группе Экскурсии с Денисом Жабкиным. Возможно во второй половине августа устроим ещё одну такую поездку с походом по Кумыске.

Выражаю благодарность МУПП "Саргорэлектротранс": генеральному директору Владимиру Павловичу Прохорову, заместителю директора Павлу Сергеевичу Кузнецову, заместителю директора Кировского трамвайного депо по эксплуатации Ирине Анатольевне Мещериной, водителю трамвая Марине Александровне Погребняк..

Tags: #Саратов, 10-я Дачная, Кумысная поляна, СГЭТ, артефакты, краеведение, таймлапс, трамвай, экскурсия
Subscribe

Posts from This Journal “СГЭТ” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments