djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Теперь оплата проезда в электротранспорте при входе

Свою статью по поводу нового распоряжения о входе в электротранспорт через переднюю дверь с обилечиванием опубликовала группа "Трамваи и троллейбусы Саратова": Новые правила оплаты проезда: повышение выручки или «подарок» автобусам?

Что касается моего мнения, то безусловно порочные практики с введением оплаты при входе / выходе с оплатой хоть водителю, хоть турникетом, снижают скорость движения общественного транспорта. А это в свою очередь ведёт к снижению качества услуги и доходов оператора транспорта из-за уменьшения количества рейсов и снижения пассажиропотока (плюс пассажиры могут уйти на другой транспорт за счёт снижения скорости и увеличения интервалов).





Статья:

С 1 июня изменится порядок работы трамваев и троллейбусов без кондуктора: отныне пассажиры должны будут входить в первую дверь и оплачивать проезд при входе в салон, а не в конце поездки при выходе на своей остановке (по примеру автобусов средней и малой вместимости). Право входа в другие двери останется только за гражданами, которые испытывают затруднения при самостоятельном передвижении или имеют при себе габаритный багаж.

Заявленная цель нововведений — пресечение возможности водителей класть деньги за проезд себе в карман (в обиходе «калымить»), не выдав билет, что, по планам руководства, должно способствовать увеличению выручки и улучшению финансового положения предприятия. При новой системе работники контрольного отдела, зайдя на любой остановке и проверив билеты у находящихся в салоне пассажиров, будут составлять рапорты о нарушениях водителем финансовой дисциплины при наличии безбилетных пассажиров. При работе по старой системе для составления подобных рапортов они должны были лично «поймать» водителя на невыдаче билета при высадке какого-либо пассажира, т. е. фактически ездить с ним одним очень длительное время, что, понятно, весьма затруднительно и неэффективно в отношении пресечения других нарушений.

Однако наряду с возможным увеличением выручки с маршрутов за счет ликвидации «калымов» водителей, изменение порядка работы бескондукторных трамваев и троллейбусов имеет много негативных сторон. Главный недостаток — это значительное увеличение времени на посадку и высадку пассажиров, особенно в часы пик. Старая система позволяла соблюдать существующие графики движения (на большинстве маршрутов рассчитанные на работу с кондуктором), поддерживать рассчитанные интервалы движения и, при наличии большого количества дублирующих автобусных маршрутов (особенно актуально для троллейбусов) — иметь хотя бы в отдельных случаях примерное равенство с ними по времени проезда от конечной до конечной. По старой системе водитель, подъехав к остановке, открывал первую дверь для выхода пассажиров и далее с совсем небольшой задержкой — остальные двери для входа. Конечно, бывало, что недобросовестные пассажиры выскакивали не в переднюю дверь, не заплатив предварительно за проезд, но это были относительно редкие случаи, которые происходили примерно с той же регулярностью и на автобусах. Главное заключается в том, что выход и вход пассажиров происходил почти одновременно, т. е. время стоянки на остановке трамвая или троллейбуса без кондуктора существенно не отличалось от такового с кондуктором.



По новой системе водитель, подъехав к остановке, должен открыть только переднюю дверь и сажать пассажиров, взимая при этом с них деньги или талоны и отдавая билеты. Все это время люди, желающие выйти, будут ждать окончания посадки, потому что если открыть им двери раньше, то в них могут войти и те, кто не желает оплачивать свой проезд. И если раньше на людей, выбегающих через другие двери, можно было махнуть рукой, то теперь наличие безбилетника в салоне будет расценено контролером как нарушение финансовой дисциплины — ведь и вправду контролеру неоткуда знать, забежал пассажир сам или водитель присвоил его деньги, не выдав ему билет. Таким образом, наглядно видно, что время стоянки на остановках трамваев и троллейбусов без кондуктора значительно увеличится, как следствие — время поездки пассажира существенно возрастает. А раз так, то автобусы-дублеры, имеющиеся на всех троллейбусных и очень многих трамвайных маршрутах (о пагубности существования которых мы писали не раз ранее), получат преимущества как в маршрутной скорости, так и в комфорте условий проезда, что позволит частным перевозчикам отнять еще бОльшую часть пассажиров у электротранспорта. Как следствие, суммарное падение выручки ГЭТ (из-за нерегулярности, сокращения количества рейсов, да и просто ущерба репутации) по сравнению с показателями для старой системы будет таким, что её не компенсирует даже условная "честность" водителей.

Можно возразить, что система оплаты проезда на входе применяется у нас в автобусах малой и особо малой вместимости, в обиходе называемых «маршрутками». Однако на то они так и классифицируются, что людей там по сравнению с трамваями и троллейбусами немного. Пассажиры деньги там за проезд передают "друг по другу", водитель всех считает и запоминает, зная свою относительно небольшую вместимость… а то, что он умеет рулить, разговаривать по телефону, принимать деньги, отдавать билеты, слушать музыку и есть, и всё это на скорости не менее 60 км/ч, обгоняя по встречной полосе такого же водителя-«маршруточника» — уже давно вошло в анекдоты даже телевизионных юмористов. Понятно, что водители трамваев и троллейбусов так себя вести не должны по должностной инструкции (за исполнением которой следят ревизоры и наставники водителей), да и не могут, в том числе из-за того, что вместимость трамваев и троллейбусов несравнима с «маршруткой».

Безусловно, сложившая система неформальных заработков водителей — глубоко неправильная и порочная система. Вместе с тем нужно понимать, какое влияние эта система оказывает на деятельность предприятия, помимо ущерба сдаваемой в кассу выручке. Дело в том, что действующая в настоящее время почасовая ставка оплаты труда водителей в размере 39,6 руб./час на трамвае и 46 руб./час на троллейбусе не может обеспечить достойной оплаты труда. В случае, если водитель не подрабатывает в выходные дни (это очень широко, хоть и добровольно, практикуется в СГЭТ, в результате чего люди зачастую работают «на износ»), его месячная зарплата фактически не превышает зарплату неквалифицированного работника сферы обслуживания, тогда как у последнего гораздо меньше ответственности и лучше условия труда: нет вредных электромагнитных полей, шума и вибрации, относительно редки нештатные ситуации (например, зимой водитель электротранспорта может мерзнуть под обесточкой — без тока нет и отопления). Борьба с неформальными заработками неизбежно повлечет увольнение части водителей, которых сильно не хватает и сейчас, поэтому перед этим должна быть обеспечена достойная оплата труда, иначе есть риск проиграть конкурентную борьбу с другими работодателями, которые готовы платить такую же зарплату за менее ответственную работу. К сожалению, пока сдвигов в этом направлении не наблюдается (зимой руководством предприятия анонсировалось повышение почасовой ставки на троллейбусе с 46 до 54 рублей в час (что, конечно, явно недостаточно), однако до сих пор даже это не было реализовано). Кроме того, введение новой системы оплата проезда, помимо лишения водителей существенной прибавки к доходам, оттолкнет их от работы ещё и тем, что будет сопряжено с наличием постоянных конфликтных ситуаций с водителями сзади едущего транспорта из-за долгой стоянки на остановках, а также недовольства пассажиров, ждущими по одному своей очереди на вход или открытия своих дверей на выход.



Вышеописанное не означает, что пресекать порочную систему не надо: нет, вне сомнений, бороться с ней необходимо, однако весь вопрос именно в методах. Во-первых, борьба за финансовую дисциплину не должна способствовать ухудшению условий проезда пассажиров (уменьшению маршрутной скорости, вынуждению ожидать своей очереди как на посадку так и на высадку), чтобы не создавать риска ухода пассажиров к конкурентам, которые могут отвезти их быстрее и комфортнее за те же деньги. Во-вторых, нужно обеспечить достойную оплату труда водителей электротранспорта перед усилением контроля финансовой дисциплины, чтобы не создавать риска ухода работников к другим работодателям, которые готовы платить такую же зарплату за менее ответственную работу.



Tags: #Саратов, СГЭТ, трамвай, троллейбус
Subscribe

Posts from This Journal “СГЭТ” Tag

  • 2020-06-28 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Поэтому драку в саратовской облдуме ищите в других источниках :) А далее -…

  • 2020-06-21 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Наконец закончился лишенный здравого…

  • 2020-06-14 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Чиновники задумались об изменении…

  • 2020-06-07 Саратовский обзор

    "Итальянская" забастовка в СГЭТ. Как всегда у проблемы несколько сторон. Одна из них в моём телеграме, другая здесь: Прокуратура, мэрия и депутаты…

  • 1910. Умные бельгийцы

    Весьма интересную статью нашёл я в газете от 28 мая 1910 года. Касается она бельгийского общества, которому в концессию было отдано устройство…

  • 1935. Трамвай сошёл с рельсов (проблемы трампарка)

    О проблемах трамвайного хозяйства в 1935 году. В этом году наконец сдадут долгострой - трамвайный парк на улице Степана Разина. Но к моменту выхода…

  • 2020-03-22 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Коронавирус. За границей побывали 2386…

  • 2020-03-15 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Исаев и высота Строительство "свечки"…

  • 2020-03-08 Саратовский обзор

    В первую очередь хочу поздравить всю женскую половину человечества с праздником 8 марта! Без политики и криминала. Только о развитии города,…

promo djhooligantk january 9, 2019 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments