djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Демонтаж вопреки генеральному плану

Ещё одно необдуманное деяние происходит в Саратове. Словно никто вообще не хочет думать наперёд. Началась процедура, противоречащая принятому генплану Саратова.




Начали разбирать железнодорожную ветку вдоль берега Волги. Обратимся к истории - откуда и почему она тут появилась (или листайте к последним картинкам, если сразу хотите перейти к сути).

Первоначально к Волге шла лишь "Весенняя ветка" к Весенней пристани (район улицы Радищева - спуск Никольского взвоза).


1884 год

Затем от неё тянули ветку вдоль Волги, которая затем дошла до ж/д переправы в Увеке, что начала действовать в 1896 году (первая подобная в России).


1895 год

И уже в ХХ веке были построены ветки через завод Гнатке и через Улеши, по которой к мосту ходят поезда сейчас.

В 1935 году был открыт железнодорожный мост. "Радужная" ветка была построена видимо после войны.

Таким образом, ветка вдоль Волги играла роль как пассажирской (доставляя пассажиров на саратовскую переправу зимой), так и грузовой (доставляя грузы туда же, и обслуживая многочисленные мельницы, лесопилки, другие заводы расположенные вдоль Волги).

После закрытия "Весенней" ветки в 1950-х годах стала единственным способом обслуживания СарГРЭС, Комбикормового завода, мельзаводов и т.д.

Во время слушаний по планировке новой набережной РЖД предоставило отчёт по использованию железнодорожных путей, расположенных вдоль Волги за 2015 год. В течение года через ветку прошло 247 вагонов на погрузку и 127 на выгрузку. Основные пользователи - комбикормовый завод и речное предприятие.

Во время обсуждения гендиректор саратовского комбината хлебопродуктов Е.В. Грицак подверг критике заявление о неинтенсивном использовании железной дороги: «Только в 2014 году наше предприятие погрузило/выгрузило 312 вагонов. Мы категорически против данного проекта, предусматривающего ликвидацию железной дороги (...) Ваш подход «поживите пока, а завтра-послезавтра уберем железную дорогу», а у нас, между прочим, контракты о поставках, наше предприятие снабжает мукой, хлебом исторически, с незапамятных времен».

Коммерческий директор тогда ещё работающего комбикормового завода обратился к Андрею Гнусину: «Если вы лишили нас причала, лишаете нас железной дороги, то вы должны обеспечить другую транспортную инфраструктуру. Нам нужно огромное количество автомашин тогда, а Чернышевского стоит. А вы еще добавляете застройку. Вы учитывали повышение автомобильной нагрузки на улицу Чернышевского?»



Железнодорожная ветка и земля под ней являлась федеральной собственностью, принадлежала ОАО "РЖД" и более того, являлась стратегическим путём подвоза мазута на СарГРЭС в случае отсутствия газа. Поэтому ранее никакой речи о демонтаже ветки до вывода СарГРЭС из эксплуатации не шло. Её обещали вывести и в 2015, и в 2018 и сейчас тоже всё обещают. Тем интереснее, на каком основании сейчас было принято решение о демонтаже ветки.

Было и несколько вариантов её использования.

В 2014 году РЖД было решено подготовить проект детской железной дороги по этой ветке. Однако, как вы знаете, сейчас уже подготовлен проект по размещению её в парке Победы на Соколовой горе.



Здесь же звучали предложения по запуску городской электрички, которая могла бы соединить Заводской район с новой Набережной. Ну или строительство трамвая на этом месте.

В генеральном плане Саратова, подготовленном "Гипрогором" и утвержденном в 2018 году (т.е. действующий генеральный план) есть карта развития легко-рельсового транспорта. Т.е. скоростной трамвай. Модернизация действующих линий и строительство новых. Так вот в этой карте промышленная ветка железной дороги вдоль Волги превращается в линию трамвая, идущего от площади Орджоникидзе. И в перспективе этот трамвай пройдёт вдоль Волги до нового перспективного трамвайно-автомобильного моста в Энгельс, параллельного мосту 1965 года.


Схема легко-рельсового транспорта из Генерального плана г. Саратова, утвержденного в 2018 году

Ни для кого не секрет, что большинство "новых" рельсов, которые укладывались на саратовские трамвайные линии в последнее время - либо снятые с ликвидированных маршрутов, либо купленные подержанные рельсы у РЖД. По нормативам движения по железным дорогам они уже не годятся, а вот на трамвайном хозяйстве спокойно прослужат не один год. Для трамвая их качество вполне себе отличное - волнового износа нет вообще.

Так что даже не нужно было бы вообще перекладывать рельсы - у российского трамвая и российских железных дорог ширина колеи совместима - 1524/1520 мм. Просто ставь сюда трамвай, и он поедет. Это бы разгрузило улицу Чернышевского, позволив жителям Заводского района добираться до горпарка, набережной, строящегося пляжа, а так же учебных заведений (СГЮА, ППК СГТУ, САСК, СОБМК), медучреждений (2 горбольница, детская областная больница). Кроме того, вдоль берега сейчас строится большое количество многоэтажных домов.

В свою очередь такой трамвай мог бы стать ещё одной визитной карточкой города, как когда-то междугородний троллейбус через саратовский мост. Можно, к примеру, вспомнить мой пост про Береговой трамвай - самый длинный маршрут в мире.



На этой ветке находится (или уже находился) единственный в городе остаток семафора.



РЖД в начале года согласились убрать эту ветку для передачи земли городу под благоустройство набережной. Город конечно ни о каких трамваях сейчас и не думает. Даже проект скоростного заглох - ни одного тендера до сих пор не объявлено, а долг СГЭТ всё разрастается.

Сейчас же, после демонтажа железнодорожной ветки, мы отказываемся от резервирования места под скоростной транспорт, с помощью которого можно было бы связать районы, разгрузить улицы. В общем живём настоящим, совсем не думая о будущем.

Tags: #Саратов, РЖД, ТВ, краеведение, набережная Космонавтов, планы, трамвай, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • 2021-04-04 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1997. Старый новый маршрут

    1997 год запомнится началом упадка саратовского электротранспорта. В 1997 году варварски уничтожили 1 и 15 маршруты трамвая, которые частично шли по…

  • 2021-03-28 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-03-21 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-03-14 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Пуск конки

    Заметка о пуске конки в Саратове, который состоялся 1 апреля 1887 года с цитатой дореволюционного фельетона на ту тему. (из газеты 1992 года)…

  • 1925. Кольцевая линия трамвая на Кумыску

    В 1925 году предполагалось, что Дачный трамвай не просто возобновит работу, но и будет соединён с Клинической линии, образовав кольцо. Posted by…

  • 2021-02-07 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Саратовский электротранспорт: что изменилось в 2020 году?

    Текст написан пабликом " Трамваи и троллейбусы Саратова" Ушедший год стал наиболее продуктивным для развития электротранспорта в нашем городе как…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • 2021-04-04 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1997. Старый новый маршрут

    1997 год запомнится началом упадка саратовского электротранспорта. В 1997 году варварски уничтожили 1 и 15 маршруты трамвая, которые частично шли по…

  • 2021-03-28 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-03-21 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-03-14 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Пуск конки

    Заметка о пуске конки в Саратове, который состоялся 1 апреля 1887 года с цитатой дореволюционного фельетона на ту тему. (из газеты 1992 года)…

  • 1925. Кольцевая линия трамвая на Кумыску

    В 1925 году предполагалось, что Дачный трамвай не просто возобновит работу, но и будет соединён с Клинической линии, образовав кольцо. Posted by…

  • 2021-02-07 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Саратовский электротранспорт: что изменилось в 2020 году?

    Текст написан пабликом " Трамваи и троллейбусы Саратова" Ушедший год стал наиболее продуктивным для развития электротранспорта в нашем городе как…