Я решил посмотреть, а как дела собственно у соседей? Только ли в Саратове так мало мест, куда можно долететь прямыми рейсами из местного аэропорта.
Для сравнения я взял аэропорты всех соседних с Саратовом областей (Самара, Воронеж, Волгоград, Оренбург, Тамбов, Ульяновск, Пенза). Добавил ещё находящиеся недалеко небольшие Саранск и Липецк. Но намеренно не стал добавлять находящиеся так же недалеко Казань, Ростов-на-Дону и Уфу - в них десятки направлений вылета и несравнимая с Саратовом авиаподвижность населения.
Давайте смотреть что получилось.
Я сравнил расписание каждого аэропорта по количеству внутренних и международных направлений запланированных к выполнению до конца февраля. Т.е. направления с марта месяца не вошли в таблицу (например в Воронеже и Саранске откроются дополнительные направления).
Для Саратова я, согласно расписанию, написал 6 направлений (все внутренние): Москва, Питер, Сурут, Сочи, Екатеринбург, Минводы. Правда последние три из них до сих пор не осуществляются, продажи на них не открываются, а старт этих еженедельных рейсов переносится с начала года (сейчас их перенесли уже на 27 января). В справочной авиакомпании сказали, что их возможно не будет до весны, но я все равно их посчитал, согласно опубликованному расписанию. В общем, если кто считает, что направлений из Саратова - 3, а не 6, то рисуйте в уме это число, т.к. положение Саратова на итоговом графике ниже все равно не поменяется:
Итак, лидером безусловно является Самара. Аэропорт "Курумоч" (как и "Гагарин" часть холдинга "Аэропорты регионов") обслуживает сейчас страшно подумать 14 зарубежных направлений (на некоторых даже по несколько авиакомпаний) и 25 внутренних.
На втором месте Воронеж - 5 международных и 7 внутренних направлений.
Третье место делят волгоградский "Гумрак" и Оренбург. При этом в Оренбурге больше международных направлений (3), и это единственный в тройке лидеров город не миллионник (население менее 600 тыс).
Следующая строчка - наш саратовский "Гагарин". 6 (по планам) или 3 (реально) внутренних направлений.
По трём направлениям осуществляются рейсы из Ульяновска, Тамбова и Саранска.
По двум - из Пензы и Липецка.
Выводы из таблицы каждый может сделать сам. Мои мысли ниже.
Кстати, для сравнения. В это же время (февраль) в 2017 году в бытность авиакомпании "Саратовские авиалинии" из Саратова осуществлялись 4 внутренних рейса (Москва, Питер, Сургут, Минводы), в 2018 к ним добавился один международный (Ереван).
В 2019 году были только Москва и Сургут.
Вывод, который могу сделать я - мы не хуже половины окружающих регионов, как принято думать. Самару сейчас вряд ли удастся догнать. Да и у каждого аэропорта с более высокими показателями на то свои причины (Самара, Волгоград, Воронеж - миллионники, Оренбург - удаленность от Москвы). У нас же ожидания были завышены обещаниями о том, что все сразу начнут летать в Нью-Йорк и Париж после открытия нового аэропорта. Мол скудность направлений крылась в ограничениях старого аэропорта, но как только построят новый...
Однако количество населения Саратовской области больше, чем у регионов, имеющих низкие или сходные с нами показатели. Есть куда расти.
Что сдерживает? На мой "диванный" взгляд: отсутствие базового авиаперевозчика, цены на обслуживание, отсутствие субсидированные рейсов (тут достаточно посмотреть количество субсидированных направлений из соседних Уфы, Казани и Самары), недавний старт работы нового аэропорта и низкая платежеспособность местного населения. Так что есть инструменты и потенциал роста. Ждём-с...
Journal information