djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

История саратовской авиации. часть 5. 1950-е. Большие самолёты и первые стюардессы

В начале 1950-х саратовский аэродром использовался сразу несколькими организациями. Помимо гражданской авиации здесь до 1953 года размещался саратовский аэроклуб со своими самолётами УТ-2, до 1964 года существовали авиаремонтные мастерские (АРМ-72), которые производили капитальный ремонт самолётов По-2, Як-12 и авиамоторов М-11 для многих предприятий европейской части СССР.

1950е.jpg


В это время была утверждена новая организационная структура авиапредприятий в виде образования объединенных авиационных отрядов (ОАО). То есть авиационные отряды (транспортного или специального применения) объединяли с аэропортом, в результате чего на аэродроме появлялся единый руководитель в лице командира ОАО. Начальник аэропорта становился замом командира ОАО. Такая структура в «Аэрофлоте» успешно просуществовала вплоть до распада СССР.

В сентябре 1952 года саратовский 242-й авиаотряд и аэропорт были организованы в 171-й объединённый авиаотряд.

К этому времени аэропорт катастрофически не удовлетворял запросам Саратова в воздушных перевозках. Развитая промышленность, заводы, ВУЗы города и растущее население требовали иных возможностей пассажирского и грузового сообщения. Авиация не удовлетворяла и сельскохозяйственным нуждам области.




Новый толчок к развитию

Переломным для Саратова стал 1954 год, когда в Саратове разместили эскадрилью Ли-2 и началось освоение «кукурузников» Ан-2.

аэродром в начале 1960-х - на стоянках самолёты Ли-2.jpg
Аэродром в начале 1960-х - на стоянках самолёты Ли-2

Аэроклуб был переведён на аэродром в Дубки, откуда 1 июля 1955 года совершил свой первый самостоятельный полёт будущий космонавт №1 Юрий Алексеевич Гагарин.



Взлётную полосу гражданского аэропорта развернули на 10 градусов к северу (чтобы самолёты не летали над оборонным предприятием – заводом №205, ныне ПО «Корпус») и оборудовали огнями ночного старта, благодаря чему аэропорт перешёл на круглосуточную работу.

К концу 1954 года общий налёт на собственном самолетном парке увеличился в 40 раз в сравнении с 1953 годом. Львиную долю прироста составила перевозка грузов, в 2 раза вырос объем авиационно-химических работ, воздушным транспортом воспользовалось 15695 пассажиров (+25%). Численность коллектива превысила 800 авиаработников.

начало 1960-х

Через два года количество самолётов Ли-2 приближалось к 20, что позволило открыть новые рейсы. К существующим направлениям в столицу и соседние города Поволжья добавились рейсы на курорты Крыма, Кавказа, Минеральных Вод, на Урал, Украину, всю центральную часть страны. Рекордным по расстоянию стал рейс в Новосибирск. Позже вместительные Ли-2 стали ставить и на загруженные местные направления – в Балаково и Балашов. Так с 15 мая 1956 года на Ли-2 открылись почтово-грузовые рейсы Москва (Быково) - Воронеж/Пенза - Балашов - Саратов.

Годом раньше на Ли-2 осуществлялись пассажирские рейсы:
Москва (Быково) - Пенза - Саратов
Куйбышев - Саратов - Сталинград - Ростов - Краснодар - Симферополь
Саратов - Сталинград - Минводы
Саратов - Сталинград - Краснодар - Адлер
Свердловск - Куйбышев - Саратов - Минводы
Саратов - Пенза - Воронеж - Харьков

1950-е.jpg

Другие местные рейсы обслуживали «кукурузники» Ан-2, которые использовались на местных линиях вплоть до середины 1990-х.

ан-2.jpg

Ан-2 – неприхотливый самолёт с цельнометаллическим фюзеляжем, поршневым двигателем, рассчитанный на перевозку 12 пассажиров. Помимо пассажирского существовало огромное количество модификаций: сельскохозяйственный, транспортный, санитарный, противопожарный и т.д. Самолёт мог взлетать и садиться на грунт, для разбега ему хватало чуть более 200 метров земной поверхности. Крейсерская скорость – 180 км/час, высота полёта – 4,2 км.

1962-ан-2 в совхозе сталь.jpg
1962. Ан-2 в совхозе "Сталь".

Всего в мире на данный момент построено более 18 тысяч самолётов Ан-2. Даже сегодня около 90% задач малой авиации по-прежнему выполняют эти легендарные «кукурузники».

ан-2 удобрения.jpg




Появление в Саратове прообраза современных самолётов

Более крупные и современные самолёты в аэропорт не допускали. Когда в Саратове наконец появились Ли-2, «Аэрофлот» вовсю начал эксплуатировать самолёты, произведенные ему на замену. И внешне они уже были похожи на современные самолёты.

Самолёты предыдущего поколения опирались на хвост: пара высоких стоек шасси располагалась по центру фюзеляжа, а третья низкая (а то и костыль вместо неё) находилась в хвосте. Поэтому корпус самолёта наклонялся к хвосту (вспомните кукурузники).

В новых самолётах разработки конструкторского бюро Ильюшина третья опора шасси была носовой и корпус самолёта располагался параллельно поверхности земли как у современных лайнеров. В 1947 году начал эксплуатироваться Ил-12, в 1954 усовершенствованная модель — Ил-14.

Приём самолетов этого класса в Саратове был запрещён лётно-штурманской службой Приволжского управления гражданского воздушного флота, так как считалось, что схема захода и посадки на наш аэродром слишком сложна. Но нам помог его величество случай.

Зимой 1957 года пролетавший около Саратова Ил-12 оказался в «ловушке», когда в аэропорте назначения и запасном аэродроме резко ухудшились метеоусловия. Единственной пригодной площадкой для посадки остался Саратов. И экипаж благополучно посадил самолёт на нашу землю. Двумя годами позже на саратовский аэродром вынуждено приземлился Ил-14 с отказавшим двигателем.

После этого решение о запрете было пересмотрено, и с осени 1959 года самолёты Ил-14 получили постоянную прописку в саратовском аэропорту.

Салон Ил-14 вмещал от 18 до 36 пассажиров. Крейсерская скорость составляла 345 км/час.

ил-14 в саратовском аэропорту.jpg
Ил-14 в саратовском аэропорту

15 ноября 1959 года на Ил-14М (32 пассажира) открылся рейс Казань - Куйбышев - Саратов - Сталинград - Астрахань.
В 1961 году Ил-14М выполняли рейсы:
Москва (Быково) - Саратов
Куйбышев - Саратов - Ростов - Краснодар
Свердловск - Куйбышев - Саратов - Сталинград



Первые стюардессы

Введение на воздушные линии вместительных самолётов повлекло за собой и повышение культуры обслуживания пассажиров. На земле стали строиться вместительные здания аэровокзалов со всеми удобствами того времени, а в небе появилась новая профессия — бортпроводник.

Первые саратовские бортпроводники (стюардессы) появились во второй половине 1950-х гг. Для того, чтобы работать стюардессой молодые девушки должны были пройти строгий конкурсный отбор.

С какими показателями наша воздушная гавань подошла к 60-м годам прошлого века? С 1955 по 1960 год количество авиапассажиров увеличилось в 4,6 раз, объемы авиационно-химических работ и грузоперевозки в 2 раза, отправка почты в 1,6 раз.

1962-в аэропорту саратова видны ан-2, ил-14, ли-2.jpg
1962 год. В аэропорту Саратова на стоянках расположились Ли-2, Ил-14, Ан-2




Использованные источники:
1. А.И. Жаворонский. В небесах и на земле. С.: 2003
2. Материалы сайта «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)
3. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
4. Информация, предоставленная М.Л. Парамонниковым (aviaposter.ru)
5. Фотографии, предоставленные Васенко



часть 1. Зарождение авиации в Саратове. Аэроклуб
часть 2. От опыления до полётов в Москву
часть 3. Военные годы
часть 4. После войны
часть 5. 1950-е. Большие самолёты и первые стюардессы


Моя статья в "Саратовской областной газете":



Tags: #Саратов, Ан-2, Ил-14, Ли-2, Саратовские авиалинии, авиация, краеведение, публикации со мной
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • 2025-02-17 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

  • 1944. Рапорт о 10-тысячном Яке

    Великая Отечественная война. Успешно восстановлен Саратовский авиационный завод. И вот он уже рапортует о выпущенном юбилейном 10-тысячном Яке.…

  • Рапорт Сталину после восстановления САЗа в 1943 году

    Сегодня представляю вам красочный рапорт, сделанный после восстановления завода. Материалы предоставлены ветераном авиазавода, исследователем его…

  • 2025-02-10 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

  • Премьера! Судьба Саратовского авиационного завода

    Представляю вам фильм "Судьба Саратовского авиационного завода". Автор - Александр Бернадский Режиссёр - Наталья Гелета Продюсер - Дина Амусина…

  • 2025-02-03 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

  • 2025-01-27 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

  • 2025-01-20 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

  • 2025-01-13 Авиационный обзор

    Каждый понедельник вот уже десятый год я публикую свой обзор авиановостей, которые отбираю из различных источников. В начале, если есть, местные…

promo djhooligantk february 26, 2022 15:43 2
Buy for 30 tokens
В связи с последними событиями вполне вероятна блокировка соцсетей и сервисов, в связи с чем, чтобы не потеряться запишите, скопируйте, заскриньте мои другие адреса. Публикации и анонсы экскурсий в случае закрытия какой-то из действующих площадок, появятся на альтернативных. Так что подпишитесь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments