?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Саратовские артефакты: электрический столб
djhooligantk
Централизованное электроснабжение Саратова и устройство трамвайного движения берут начало от договора, заключенного с бельгийским анонимным акционерным обществом «Взаимная компания трамваев», которое состоялось 15 апреля 1905 года.




«Взаимная компания трамваев» получила «исключительное право на срок концессии… устроить в Саратове центральную электрическую станцию, прокладывать от нея по улицам и площадям города воздушные, а равно и подземные проводы для отпуска электрической энергии для освещения, для технических и других целей».

Городская управа была обязана самостоятельно новых электростанций не строить, освещения не проводить и никому подобных прав не давать.

1 октября 1908 года по Немецкой линии прошёл пробный трамвай. С 9 октября по ней открылось постоянное трамвайное движение от железнодорожного вокзала до волжских пристаней (через нынешние Вавилова, проспект Кирова и Волжскую).



Столб, установленный прошлой зимой рядом с трамваем - один из самых старых и уникальных в городе. Он именно трамвайный. То есть фактически - опора контактной сети.



До этого он стоял у бывшей конечной трамвайного маршрута №1 на улице Рамаева, куда вероятнее всего был перенесен с улицы Московской (с 1952 года в связи с подготовкой Московской для троллейбусного движения осуществлялся перенос трамвайного полотна на соседние улицы). А Московская линия трамвая была открыта второй по счёту - в 1908 году и была одной из двух полностью двухпутных. А столб этот именно от двухпутной линии.



Он отличается от других фермовых металлических столбов, которые можно встретить в городе. В отличие от советских (на Техстекле) он клепаный, а не сваренный из уголков. В отличие от самых распространенных (Мичурина, Агафоновка и т.д.) он узкий. Обратите внимание на эту дореволюционную фотографию. Тут сразу два варианта - электрический (справа, таких ещё много) и опора контактной сети (наш вариант) с перекладиной.



Сейчас на Рамаева происходит снос старых домов, готовится проект по долгострою и строительная площадка под новые дома. Неизвестно сколько бы там стоять этому столбу, который не выполнял уже никаких функций, а лишь мешал бы проезду строительно техники. Но к счастью он был перенесён второй раз и теперь уже с благой целью - стать частью проекта "Саратовские артефакты", нести частичку городской истории.

Вот так он теперь выглядит в компании с трамваем из Липок.



И ещё немного информации.






Саратовские артефакты: городская иллюминация, вывески, транспорт, рельсы на советской, дворы, брусчатка, переход, дореволюционная канализация, дореволюционные почтовые ящики, светофоры, подсвечник, остатки "конной мостовой", фонарные столбы, ларьки из 90-х, жернов, семафор


Posts from This Journal by “артефакты” Tag


promo djhooligantk january 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Транспорт.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

А столб на Вольской/Рабочей к чему относится? Конструктивно похож, но шире.

А вообще, акция с этим столбом вызвала много негативной реакции, если ты помнишь.

И зря. Многие начали говорить об отсутствии доказательств датировки столба (можно подумать есть доказательства обратного. За 1908 год как раз больше фактов, включая старые открытки, где столбы на Московской линии именно такие). О том, что якобы таких столбов в городе полно (этим постом я как раз доказываю, что нет. Похожих на этот я вообще видел всего два, и то они не полная его копия, остальные же - обычные электрические). О том, что Владимир Лешуков в посте про столб сказал спасибо очень многим людям (ну это вообще без комментариев - кому посчитал нужным, тому и сказал, знали бы все эти горе-комментаторы скольких трудов, встреч, переговоров и выездов в разные места ему стоило довести дело до конца).

Тут скорее не о самом столбе и его датировки, а об освещении мероприятия. Оно как-то смотрелось излишне пафосным.

На Вольской Рабочей типичный электрический столб перекрёстка (сверху круги). Широкий. Похожий, но поуже на Рабочей/Рахова (его думаем тоже надо выправить и привести в божеский вид - станет хорошим таким артефактом на пешеходном бульваре Рахова, в своём историческом месте).


Разницу понял :)

А мичурина/григорьева не такой же столб стоит, измененный слегка?

https://yandex.ru/maps/194/saratov/?bookmarks%5Bpid%5D=work&bookmarks%5Buri%5D=ymapsbm1%3A%2F%2Fpin%3Fll%3D46.032693%252C51.524793&l=sat%2Cskl%2Cstv%2Csta&ll=46.047241%2C51.528935&mode=bookmarks&panorama%5Bdirection%5D=93.298277%2C11.364191&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=46.046680%2C51.528482&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C65.205625&z=18

Дальше за ним просто "широкий" с кольцом, и видно что они различаются. Опять же расположение его рядом с местом "первого".

Нет, верхняя часть совсем другая. Присмотритесь.

В общем-то, главная претензия тут к тому, что вы с Лешуковым необоснованно выдираете объекты из их среды и помещаете их туда, где их или аналогичных им никогда не было. Что со столбом, что с вентиляционной тумбой.

  • 1