?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
2 Дачная
djhooligantk
Сегодня мы приехали на 2-ю дачную остановку, чтобы найти здесь признаки прежнего трамвайного хозяйства, дойти до переезда через железную дорогу и попасть в аутентичный район НИИ Юго-Востока.



Первым делом оглядимся. После революции на месте Ленинского района города ещё не было. Были дачи, поля. Отдалённым и обособленным районом города в эту стороны являлась Монастырская слободка. Это дома, которые разместились около мужского монастыря. В советское время на месте монастыря был построен Саратовский военный институт радиационной химической и биологической защиты. А слободку переименовали в Красноармейскую. Это же название получили улица Монастырская и Петровский тракт, в 1967 году переименованные в проспект 50 лет Октября. Слободка эта расположилась в районе от Стрелки до подъёма от первой дачной остановки. С 1930-х годов Ленинский район начинает разрастаться. С одной стороны Красноармейского шоссе строятся промышленные предприятия, с другой - жилая зона. Одним из таких предприятий стал завод "Тантал", созданный в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп.



Наряду с новыми коммерческими составляющими, остались и старые элементы оформления.



Серп и молот.



На проходной завода аналогично - сочетание нового и старого, советского. (кликабельно)



Ну а мы выйдем на улицу и перед тем как войти в жилую зону, снова обратимся к истории района. В начале 30-х годов Красноармейская слободка представляла из себя уже два посёлка. Один уже нам знакомый, расположившийся до подъёма 1-ой дачной. А второй находился напротив нынешнего "Тантала" - от улицы Деловой до Матросской. Матросская - это улица, следующая за Сапёрной, почему-то утратившая на каком-то этапе истории своё название. Исторически сложилось так, что дачный трамвай после подъёма на первой дачной пересекал Петровский тракт (нынешняя остановка Вишнёвая) и далее следовал с другой стороны от него (сейчас пересечение происходит на трамвайном мосту у 3-й дачной). Конечная трамваев, судя по старым картам, располагалась в районе нынешней остановки жиркомбинат. Далее свой путь продолжала дачная линия, а трамваи №№ 4, 8 и Г ехали обратно в город. Конечная этих маршрутов так и называлась - Красноармейская слобода. К 1940-м годам (точная дата мне неизвестна, возможно уже в момент пуска маршрутов 4, 8 и Г) в районе остановки 2 Дачная было построено трамвайное кольцо.



По форме кольца мы сразу видим, что у трамваев, приехавших из города было два варианта - развернуться, или продолжать свой путь к следующим дачным остановкам. А у трамвая, приехавшего с дач вариант был всего один.
Здесь, по другую сторону от проспекта (где сейчас сквер), раньше размещалась трамвайная линия.



Сейчас тут возвышаются солидные "сталинки"



3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)



А это уже внутренняя часть этих сталинок.



Огромная арка. На самом деле не просто арка. Обратите внимание на её стены.



Раньше тут располагались магазины. Внизу характерные "окошки".



Снова выходим из под арки. Наверху замечательные балконы.



3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)



Между сталинками и детским садом - целые заросли конопли.



Старый столб, новый столб.



Старый столб придерживает рельс, сделанный на металлургическом комбинате имени Сталина.



Мы побродили по небольшой жилой зоне, расположенной между проспектом 50 лет Октября и Деловым проездом (в 30-х это была улица Володарского). Но щенок зовёт нас снова к трамвайной линии.



И вот, выйдя к трамвайной линии в районе её пересечения с Деловым тупиком мы видим насыпь. Очень похожую на остатки посадочной площадки.



А прямо через дорогу - лестница.



Такие лестницы обычно служат спуском-подъёмом к трамвайным остановкам.



Скорее всего здесь когда-то располагалась трамвайная остановка. Дело в том, что никакого пересечения с Деловым тупиком тут не было. Собственно и Деловой тупик возник скорее всего после закрытия прямого проезда к железнодорожному переезду по территории завода "Тантал", речь о чём пойдёт в следующем посте. Поэтому, учитывая хронологию развития трамвайной сети в этом месте можно предположить только один вариант. Эта остановка использовалась скоростным маршрутом трамвая №3, который просуществовал у нас недолго - в незавершённом варианте проработав с 1974 года. Тогда были отменены многие остановок, но уже в середине 70-х остановки начали возвращаться и возникать новые. Вот тогда скорее всего для удобства вместо этой остановки были сделаны остановки "Вишнёвая" и "2-я дачная".



В следующем посте мы продолжим свой поход в поисках бывшего железнодорожного переезда с этого самого места.

promo djhooligantk январь 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Лепнина с красивых балконов иногда падает на голову граждан... Сам видел, и именно в этом месте.

а мне кажется что трам кольцо было немного дальше, между нынешними "2й дачной" и "Саперной". На аэрофотосъемке ВОВ его кстати прекрасно видно

Аэрофотосъёмка сделана немного под углом. Там идёт перспективное искажение. Завтра как раз пост с ней самой.

мои бабушка и дедушка до сих пор район стрелки-первой дачной называют монастыркой

Блин, как жаль, что на фото не мой дом, который на углу Деловой и 50-лет напротив 94 школы. Я так долго разглядывала, есть ли там турник, который мой папа прикручивал на балконе в коммунальной квартире 30 лет назад. Энивей спасибо за вашу работу, всегда приятно читать.

спасибо

кольцо трамваев на 2- ой дачной

Денис, ну какой же Вы молодец! Приятно осознавать, что молодые люди так интересуются историей города, и являются патриотами его! Спасибо за интересные репортажи, знайте, что они нужны не только Вам и не только сейчас, они обязательно "всплывут" в истории через несколько десятков лет, как, например фотографии Германа Рассветова.

спасибо вам.. а мой дядя был как раз в 80 -е директором ТАНТАЛА...и дома очень знакомые..

кольцо трамваев на 2ой дачной

Денис, верно ли я понял, что из центра до 2й дачной у трамвая была одна колея?

А от кольца дальше две колеи?

Re: кольцо трамваев на 2ой дачной

Две колеи долгое время были только на Московской и проспекте Кирова. Остальные линии были одноколейными с разъездами.

Re: кольцо трамваев на 2ой дачной

Денис, я собственно про приведенный Вами рисунок кольца: там в центр идет одна колея, а в сторону дачных - ДВЕ колеи. Разве нет?

По поводу "Две колеи долгое время были только на Московской и проспекте Кирова. Остальные линии были одноколейными с разъездами." приведу цитату:
"...Монастырская слободка стала бурно расти после проведения в 1910 году дачного трамвайного маршрута (двухколейный путь шёл тогда только до 1-й Дачной, дальше была переводная стрелка)..."
http://www.dirizhabl.sandy.ru/project/dolina/kolyadenko.htm
Получается, что в 1910х гг. примерно до 1й Дачной шло две колеи, потом стрелка и одна колея, а потом около 2й Дачной это кольцо? И опять две колеи?


Раньше тут располагались магазины. Внизу характерные "

(Anonymous)
В конце 70х начало 80 только одно окошко по середине было рабочим - там был приём стеклотары

Знакомо!

(Anonymous)
Где фото арки "характерные окошки"-это был Пункт приема стеклопосуды(молочных и "чебурашек",по 10 и 15 коп соответственно),а дверь справа - это было летнее кафе (соки,воды по 10-20 копеек за стакан). В 80-е годы

  • 1