djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Блокада трамвайного маршрута №5: объяснения властей и факты

С декабря трамвайный маршрут №5 не возобновил работу. За последние полгода это уже вторая длительная остановка работы этого маршрута. На этот раз власти объясняют то, что
1) пути (весьма короткого) маршрута не расчищены,
2) критическое состояние трамвайных путей, угрожающее безопасности пассажиров и других участников движения:
а) полностью непригодны и требуют замены участки на 20-м квартале протяженностью 60 м и на улице Тульской протяженностью 40 м,
б) полностью непригодны и требуют замены две стрелки, расположенные на этих двух отрезках.

Как говорится, доверяй, но проверяй. Особенно, если помнить как были уничтожены пути трамвая на Кутякова, Большой Горной и к Безымянной...




Следующий текст написан участниками сообщества Трамваи и троллейбусы Саратова.


На этой уже завершающейся неделе наш город наконец-то стал приходить в себя после снежного апокалипсиса. Нового снега не выпало, а старый удалось расчистить хотя бы со всех основных магистральных направлений. Уменьшились заторы на дорогах, начал стабильно курсировать общественный транспорт, в том числе были запущены все троллейбусные и почти все трамвайные маршруты.

Однако именно на этой неделе стала поступать очень странная и внушающая большие опасения информация, касающаяся как раз того, почему приходится писать это слово "почти". Речь идёт о трамвае № 5: там движение отсутствует с конца декабря прошлого года. Это самый короткий и самый "молодой" трамвайный маршрут Саратова (открыт в 1988 году).

По графику единственный вагон ежедневно должен выполнять 3 рейса в утренний час-«пик» и столько же — вечером. Несмотря на небольшой пассажиропоток и полное дублирование автобусом № 38, "пятерка" имеет своих пассажиров, в основном добирающихся из Комсомольского поселка на завод "Оргсинтез" утром и обратно — вечером, а в летний сезон к ним добавляются дачники, чьи участки расположены в районе ТЭЦ-2 (ближайшая к ней остановка так и называется — «Дачи»). Маршрут расположен полностью на обособленном полотне, имеет лишь 2 перекрестка со светофорным регулированием, поэтому в будние дни доставляет пассажиров намного быстрее стоящих в пробке на ул. Тульской автобусов. Кроме того, в случае простоев на маршрутах № 7 и 8, 5-ка необходима для объезда мест препятствий с целью сохранения движения по данным маршрутам хотя бы в одном направлении.

В связи с интенсивными снегопадами перед Новым годом 5-й маршрут был остановлен. Очевидно, что его расчистка не являлась приоритетной в период новогодних праздников и далее в январе, когда город накрыли аномальные снега; такие, что третий раз за всю 110-летнюю историю трамвая в течение более чем суток не ходил ни один трамвайный маршрут. Поэтому в целом пассажиры пятого трамвая отнеслись с пониманием к более чем месячному отсутствию движения, число жалоб не было велико. Всем было понятно и видно, что работы по очистке города от снега ведутся круглосуточно максимальными темпами. К 1 февраля был наконец расчищен и начал работать последний засыпанный маршрут — седьмой. Соответственно, для запуска 5-ки осталось расчистить менее 50% ее протяженности — всего около 1,5 километров двухпутной линии. Несмотря на это, расчистка маршрута так и не была окончена. Естественно, теперь число недовольных пассажиров резко выросло, и городские власти стали предоставлять новую информацию.

4 февраля на сайте администрации в бодрой по духу заметке мельком сообщалось, что «с утра трамваи в полном объеме вышли на пути следования, за исключением маршрута № 5 по причине непригодности для эксплуатации рельсового полотна», без уточнения, отчего эта непригодность возникла. 6 февраля на том же сайте появилась новость о том, что расчистка путей трамвайного маршрута № 5 «продолжается». Но и в течение последующих рабочих дней пассажиры трамвая так и не дождались. И вот 8-го февраля корреспондентам газеты «Четвертая Власть» в мэрии была дано целых 2 причины прекращения работы этого маршрута:

Во-первых, это сложные погодные условия, которые требуют расчистки всей протяженности дорожного полотна, во-вторых, это критическое состояние трамвайных путей, угрожающее безопасности пассажиров и других участников движения», — ответили чиновники.
<…> Для дальнейшей эксплуатации полностью непригодны и требуют замены участки на 20-м квартале протяженностью 60 м и на улице Тульской протяженностью 40 м, а также две стрелки, расположенные на этих двух отрезках. Для обеспечения безопасности пассажиров движение на маршруте приостановлено до завершения ремонтных работ (точные сроки их не указываются).


Давайте разберёмся в этих причинах по порядку.

Начнем со сложных погодных условий. Во время периодически возобновляющегося снегопада 9 трамвайных маршрутов были полностью прочищены за 8 дней, с 25 января до 1 февраля. Ровно за те же 8 дней с 1 по 8 февраля по непонятным причинам коммунальщики не смогли прочистить те самые оставшиеся 1,5 километра путей на ул. Тульской, причем в условиях отсутствия в эти дни новых интенсивных снегопадов.

С полной непригодностью путей к эксплуатации всё ещё интереснее. Вызывают искреннее удивление слова о том, что трамвайные пути пришли в состояние непригодности к эксплуатации лишь за месяц нахождения под снегом, который, как известно, отлично защищает от перепадов температур, являющихся одним из самых неблагоприятных факторов воздействия на путевое хозяйство. Другие негативные факторы — подтопление, размыв, вибрация от проезда вагонов — за этот месяц тем более не имели места на заснеженных участках. Однако допустим, что каким-то образом некими экспертами были обнаружены те самые участки по 40 и 60 метров, якобы пришедшие за месяц в полную непригодность для движения. Очевидно, что хотя бы эти участки должны быть очищены от снега и льда для проведения соответствующих измерений, по итогам которых могли быть сделаны подобные выводы.

С целью поиска этих участков 9-го февраля был проведен осмотр трассы трамвая № 5 от 25-го квартала до ост. «ул. Тульская» и проверено состояние стрелочных переводов, которые по сведениям мэрии также стали нуждаться в замене.

Это место разъединения с трамвайным маршрутом № 7 — остановка «25-й квартал». Фото 2011 года показывает, как это место выглядело в предыдущие зимние сезоны, когда расчистка осуществлялась регулярно. Пути 5-го маршрута уходят налево.



Такой вид на этом месте открывается сегодня. Видно, что рельсы 5-ки от основных завалов снега всё же чистились, но явно не до конца. В итоге они всё равно являются непроезжими, т.к. после оттепели покрылись слоем спрессованного снега и льда.



Теперь проверим пригодность стрелок. Вот расходная — она даже не требует чистки и с минимальными усилиями трамвайным ломиком для перевода стрелок легко переводится на 5-й маршрут. Трамвай сможет повернуть, если дальнейшие пути будут чистыми.


На фото стрелка переведена в положение, отправляющее вагон с ул. Азина в Комсомольский пос.

Сходная стрелка тоже чистая и также легко переводится тем же ломиком в положение, будто по ней только что проехал трамвай № 5 из Комсомольского посёлка. По своему устройству сходные стрелки специального перевода не требуют и переводятся сами при проезде по ним вагона; здесь стрелка вручную переведена для наглядности иллюстрации того, что движению ничего не препятствует.
Внимательный читатель увидит, что кончик правого пера отломан, и скажет, что стрелка неисправна. Да, строго говоря, неисправна, но вовсе не до такой степени, чтобы это требовало прекращения проезда по ней. Ведь будь так — и маршрут № 7, и некоторые другие маршруты следовало бы закрыть, между тем как они каждый день работают без какой-либо опасности для пассажиров.



Через 20 метров от стрелок видим маленький несанкционированный автомобильный переезд — метров пять в ширину. Рельсы трамвая укатаны машинами в лёд, поэтому тут провести измерения физически невозможно.





Упомянутый в сообщении мэрии 20-й квартал находится не рядом с 5-м маршрутом, а справа на бугре, после поворота рельс 7-ки направо.



Это уже нормальный, «санкционированный» переезд. Большая часть рельсовых путей здесь тоже укатана машинами и не может быть измерена на предмет непригодности к эксплуатации, соответственно никакого 40-метрового чистого участка здесь нет. Справа видны расчищенные ещё 1 февраля рельсы 7-ки, уходящие к 20-му кварталу.



С того же места открывается вид в сторону трамвайной линии, идущей к путепроводу через железную дорогу. Видим искусственные сугробы высотой 1,5-2 метра — это снег, оставленный на путях во время уборки снега с автодороги.



С вершины сугроба можно лицезреть нетронутую с конца декабря снежную пелену. С краёв её подпирают возвышенности от сгребаемого с автодороги снега.



На путепроводе снежная скатерть периодически разрывается узкими пешеходными тропинками.



Далее находится первый перекресток со светофором около остановки трамвая «Путепровод». Видно, что рельсы, как и на предыдущих переездах, кроме самых мизерных отрезков, несвободны от снега и льда, то есть искомых исследованных и измеренных «неисправных» 40 или 60-метровых участков здесь тоже нет.



На пути к следующей остановке «Крекингский проезд» за месяц к расчистке, к сожалению, не приступали.



На перегоне «Крекингский проезд — ул. Тульская» над рельсами протоптаны тропинки, ведь при отсутствии трамвая самый надежный способ добраться — только «на своих двоих». В субботу днём, когда сделана эта фотография, здесь нет такого большого скопления машин, однако в будние дни утром и вечером, как раз когда должен ходить 5-й трамвай, дорога слева встаёт в сплошной пробке, и дублирующий его автобус транспортную проблему решает плохо: заторы увеличивают интервалы, к тому же автобусов мало; более того, в снежные зимы автобусы снимают с периферийных маршрутов на более востребованные направления (как было ещё недавно с 22-м и 36-м автобусными маршрутами в пос. Увек). Уже сейчас жители «старого» Комсомольского пос. (район ул. Тульской) не могут влезть в автобусы на своих остановках и с целью попасть на Химзавод вынуждены ехать через конечную в «новом» Комсомольском пос. (район улиц Химической, Лесной), что создает проблемы с посадкой в автобус уже жителям района конечной остановки автобуса № 38.

Впереди второй и последний на пути трамвая светофор, после которого идет слияние маршрутов № 5 и 8.



Ситуация здесь полностью аналогична предыдущим: свободного для измерений даже 20-метрового участка нет и не было с последнего снегопада, который прошел ещё в конце января.
За переездом — опять снежная целина, за которой пути 5-го маршрута примыкают к расчищенной и эксплуатируемой линии 8-ки.



Вторая пара стрелок. В Комсомольском пос. расходная также легко перевелась на 5-ку, как и та, что находится на 25-м квартале.



Переведём и сходную, как будто бы по ней с 5-ки только что проехал трамвай. Видно, что здесь даже при всем желании и придраться не к чему — оба пера целы, чисты и прилегают ровно.



Итак, по итогам осмотра налицо очевидная надуманность суждений о непригодности путей к эксплуатации. Невозможно найти даже 40-метровый, не говоря уже про 60-метровый расчищенный участок, на котором теоретически могли бы быть выполнены соответствующие замеры и исследования, чтобы сделать столь жесткий вывод о критическом износе и опасности пассажирского движения. Можно констатировать, что никаких исследований и замеров и не проводилось. Все стрелочные переводы работоспособны и даже не нуждаются в чистке, чтобы открыть движение 5-го маршрута. Работы по очистке 1,5-километрового участка путей трамвая № 5 от снега и льда были начаты лишь на двухстах метрах и не доведены до конца; на остальном участке работы вовсе не начинались.

Угроза закрытия 5-го трамвайного маршрута за последние годы уже далеко не первая по счёту. В феврале 2017 года впервые о намерении закрытия маршрута заявил тогдашний глава Саратова Валерий Сараев, хотя разговоры об этом в мэрии ходили и ранее. Уже тогда, 2 года назад, была выпущена статья, где были приведены подробные обоснования недопустимости такого шага и доказательства перспективности этого маршрута, несмотря на его небольшой пассажиропоток в настоящем. Статья была перепечатана рядом местных СМИ, поддержавших такую позицию, после чего дальнейших подтверждений о намерении реализации своих проектов от властей города не последовало.

Казалось бы, угроза ушла. Но в сентябре 2018 года 5-й трамвай снова на несколько недель пропал из поля зрения саратовцев. По словам властей, это произошло по причине нехватки водителей. Не смирившиеся с таким положением дел неравнодушные саратовцы, помимо непрекращающихся обращений и жалоб в транспортные ведомства, разместили на одной из конечных остановок большой самодельный плакат с призывом помощи «от лица» самого трамвая, фото которого попало в многие местные СМИ. Вскоре после этого движение «пятерки» было возобновлено и оставалось более-менее регулярным вплоть до остановки 27-го декабря.



Что же ждет нас в ближайшем будущем? В случае промедления с расчисткой снега на рельсах весной в действие как раз и включатся наиболее неблагоприятные факторы: перепады температуры — от дневных оттепелей к ночным заморозкам — с образованием льда, как известно, занимающего объём больше, чем вода, и потому разрушающего замкнутые конструкции, где он образуется — например, стыки, шпалы и отверстия в них для крепления к рельсам; появляются потоки талой воды, размывающие всё на своём пути и вызывающие дополнительную коррозию. В этом случае может потребоваться ремонт, многократно превышающий стоимость чистки снега и льда на протяжении всего лишь 1,5 км.

По схожим причинам и под подобными же официальными предлогами Саратов уже лишался части трамвайных путей.

Так, зимой 2007-08 годов не были прочищены трамвайные пути 11-го маршрута от кольца «6-й квартал» до конечной остановки «ул. Безымянная». Тогда причиной отсутствия расчистки была названа кража части контактного провода, вследствие чего снегоочистительный трамвай не мог туда проехать. Вместо того, чтобы привлечь к расчистке участка тяжелую технику, в т.ч. сторонних организаций, как всегда делалось ранее и делается сейчас, когда снегоочистительные вагоны по каким-нибудь причинам не справляются с расчисткой, а затем восстановить относительно небольшой украденный участок контактной сети и возобновить движение, линию бросили на произвол судьбы до весны. В свою очередь весной, после интенсивного половодья, было заявлено, что пути подверглись разрушающему воздействию воды, денег на ремонт нет, в результате чего данный участок был выведен из эксплуатации — сначала как находящийся на консервации, однако через несколько лет он был полостью демонтирован. Сейчас, в связи со строительством высотных домов по Рижскому проезду и улице Романтиков, линия трамвая была бы очень востребована, не будь она столь безответственно уничтожена.

Второй же случай имел место в сентябре 2011 года. Тогда прекратилось движение по линии 12-го трамвая на улице Б. Горной. На первых порах официально объявлялось, что линия закрыта временно на ремонт, но вскоре по местному телевидению и в печати вышли интервью с представителями власти, где те сообщали про якобы нецелесообразность данной линии и успокаивали общественность тем, что сохранилась возможность добраться в район улицы Радищева на 11-м трамвае, который шел по улице Кутякова. Всего через 1,5 года и эта линия по улицам Кутякова, Горького и Радищева была уничтожена, а дублирующие автобусы после небольшого периода работы исчезли со своих маршрутов.

Сохранение трамвая № 5 — важное стратегическое решение в судьбе саратовского трамвая. Только окончательно переломив намерения власти о ликвидации или сокращении каких-либо участков трамвайной сети, возможно вернуться к уровню приемлемой работы саратовского трамвая (каким он был в 1980-х годах) и начать дальнейшее развитие.

Источник

Tags: #Саратов, СГЭТ, Тульская, новости, репост, трамвай, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • 2021-05-02 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Экскурсия по исторической территории СГЭТ

    Продолжая тему СГЭТ, хочется рассказать и об экскурсии, которая состоялась в прошедшую субботу. Мы посетили комплекс, построенный для Бельгийской…

  • Дом для трёх видов транспорта

    В центре Саратова напротив университетского городка находится целый комплекс строений, с которым связано возникновение первого городского…

  • 2021-04-25 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-04-19 Саратовский обзор

    Наконец это свершилось! В пользу электротранспорта начали ликвидировать дублирующие маршруты. Правда из описанных сейчас кое-как действует лишь №9…

  • 2021-04-04 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1997. Старый новый маршрут

    1997 год запомнится началом упадка саратовского электротранспорта. В 1997 году варварски уничтожили 1 и 15 маршруты трамвая, которые частично шли по…

  • 2021-03-28 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-03-21 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

promo djhooligantk январь 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments