djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Агафоновка и Клиническая линия

Трамвай в Агафоновку

Ещё в 1913 году жители Агафоновского поселка (который сегодня официально называется Октябрьским, но старое название употребляется чаще) собрали подписи для подачи прошения управе и директору саратовского трамвая господину де-Вильде о проведении трамвайной линии до поселка.

К тому моменту трамвай в городе работал пятый год. Пассажиры по городу перемещались на 10 маршрутах.



Просьбу жители Агафоновки объясняли тем, что поселок увеличивается, население возрастает, а путь до города, особенно в грязь, затруднителен. Особенно не безопасно детям-школьникам переходить через полотно железной дороги.



Уже в следующем году газеты сообщали, что «новая линия трамвая пойдет от технического училища (ныне колледж радиоэлектроники им. Яблочкова) по Михайловской (Вавилова) до Казарменной (Университетской), по Казарменной до Дворянской (Рабочей), по Дворянской через полотно железной дороги, мимо фабрики Дворецкого, на Садовую и по Садовой мимо места Алексеева, сада Шумилина, места бывшего Олич пойдет к клиникам, а затем мимо поселков к Патрикеевскому саду, рядом с которым находится Агафоновский поселок».

То есть, планируемый маршрут должен был пересечь железную дорогу по улице Рабочей, а не Шелковичной, как было сделано. Далее же практически совпадал с тем, что получилось. Однако в это время уже шла Первая мировая война, что затормозило развитие трамвайного хозяйства и модернизацию электроснабжения города в целом.

Уже перед Октябрьской революцией состояние трамвайных вагонов было плачевным – из-за разрыва отношений с рядом стран запчастей и нового оборудования не хватало. В 1918 году трамвай был конфискован в пользу нового государства, и здесь уже приходилось рассчитывать лишь на свои силы.

Развернувшаяся Гражданская война ещё больше подкосила транспорт: не было топлива, электричества не хватало даже для освещения. В середине 1919 года пассажирские перевозки прекратились совсем. Трамваи использовали лишь для перевозки грузов (продовольствие, стройматериалы, топливо, вывоз нечистот) и транспортировки раненных с железнодорожного вокзала и пристаней в больницы.

Возобновилось пассажирское движение лишь с 1 августа 1921 года. Для восстановления трамвайного хозяйства использовались старые железнодорожные и самодельные детали, а также элементы демонтированной трамвайной системы города Кременчуг.



К середине 1920-х годов завершали отделку зданий клинического городка СГУ (ныне 3 городская больница), поэтому решили вернуться к проблеме транспортной доступности нового медицинского учреждения для города и студентов.



«Вопрос о постройке трамвайной линии к загородным клиникам почти окончательно разрешен в положительном смысле. Вариант автобусного сообщения, дорогого и недоступного для кармана рабочего, отвергнут» - писала саратовская газета в январе 1926 года. Заметка сообщала о том, что линия начнётся от пересечения Астраханской и Рабочей, через специально возведённый путепровод выйдет на Большую Садовую, откуда пройдёт до Патрикеевского посёлка (частный сектор между Политехнической и полотном железной дороги), и, огибая его пройдёт через всю Агафоновку.

Работы начали уже весной. Основной упор в статьях, освещающих строительство линии делался не на то, что транспорт строился к клиническому городку - линия преподносилась, как драйвер развития посёлка, новое направление роста города.



26 октября 1926 года вышла статья о работах на строительстве линии:

«Трудно поверить, что Агафоновский посёлок - часть большого города с трамваем, асфальтовыми мостовыми, залитыми электрическим светом улицами. Робко жмутся друг к другу маленькие домики с покосившимися крышами, убогими палисадниками. Большие пустыри, барахтающиеся в лужах грязи свиньи, бездомные козы - настоящая деревня.

Некоторый диссонанс вносят сюда только длинные, строгие корпуса недавно законченных клиник и стройный ряд крепко сколоченных домов, построенных кооперативом "Новая звезда". По узеньким тропинкам, утопая в грязи, тянутся рабочие, спешат в школу ребятишки».

Нетрудно догадаться, что трамвай жителями посёлка воспринимался как чудо техники. Ребятишки окружали вагоны, производящие пробные рейсы, и бегали за ними, словно играли с ними в догонялки.

Ещё одно чудо – железобетонный мост, который строился специально для трамвая. Если быть правильным в терминологии, то это путепровод над линией железной дороги. Как и трамвайная линия, он был однопутным. Но тот момент он стал вторым путепроводом через железную дорогу в Саратове. Первый был построен так же для трамвая, но ещё до революции и был стальным (однопутный мост на Стрелке).



8 ноября 1926 года линия Клиническая линия была «без торжеств» запущена до клинического городка, который был тогда же и открыт. На линию вышли 2 вагона, а маршрут получил номер «9». Улица, по которой протянули линию по Агафоновке стала «Трамвайной». И уже после Великой Отечественной войны её переименовали в улицу имени Диева (Клочкова).

Тариф за проезд составлял 8 коп за линию, 6 – за станцию (как и на других). Станцией считались клиники при проезде в Агафоновку и угол Рабочей/Астраханской на пути от Агафоновки. Спустя несколько дней количество вагонов увеличили до четырех, которые курсировали с 6:15 до 22:20. Выручка оказалась настолько высока, что за год затраты на постройку окупались.

Жители высказывали восторг по поводу открытия новой линии.

«Сколько лет пешедралом ходил из Агафоновки - в городе на заводе работаю, - в слякоть, в грязь. А зимой пурга охватит - в полушубок, в валенки снега наметёт, обмёрзнешь весь пока до дому доберёшься. А теперь - сел, отдал гривенник и сиди, пока дом не покажется!», - приводит газета тех лет слова пожилого рабочего.

Интересно, что жители в то время с опаской восприняли первый опыт капитального строительства линии силами молодой страны. Через год газеты торжественно рассказали о том, что все работает нормально:

…Были и такие, которые к событию отнеслись скептически.

- Чего радуетесь? Ведь советской постройки-то! Погоди вот - или мост рухнет, или крушение будет.

Как и следовало ожидать, опасения эти не оправдались. Вот уже год, как советской постройки линия работает, а о крушениях пока слышно не было. Да об этом забыли думать и сами "пессимисты".



Однако не всё было так радужно. Работа на линии уже тогда вызывала нарекания.

«Чистый ли воздух, тишина ли пригорода, или зелень садов, а может быть всё это вместе взятое очевидно располагают кондукторов и вагоновожатых к некоторому благодушию и лени. Вагоны едут не спеша, по-деревенски с развальцем. Бывает, что на разъездах вагоновожатые встречных вагонов вступают друг с другом иногда в довольно продолжительные беседы, и, лишь наговорившись, продолжают свой путь.»
Кроме этого, препятствием было пересечение трамвайной линии с железнодорожной веткой к песчаному карьеру:

«Сплошь и рядом в Агафоновке вагон трамвая стоит на месте по 15-20 минут, ожидая встречного. В немалой степени этому обстоятельству способствует слишком заблаговременное закрытие переезда через ж/д ветку, ведущую на пески. Ещё не видно дымка паровоза, не слышно стука колес, а переезд уже закрывается.

Благодаря этому трамвайное движение останавливается по всей линии. И в ожидании возобновления движения вагоновожатый выходит из вагона (как я видел однажды) и ложится на зеленую травку «вздремнуть» немного.»



Железнодорожную ветку на карьер разобрали в 1950-х, а привычный нам номер маршрута (№10), линия получила в 1935 году.

В 1958 году трамвайная линия с Рабочей была перенесена на улицу Слонова (тогда - Пушкинский переулок). Дело в том, что Рабочая была определена как улица, по которой пройдёт выход на строящуюся магистраль из Ленинского в Сталинский район – дорогу Дружбы, что требовало её асфальтирования и освобождения от трамвайных рельсов.



Старый однопутный путепровод перестал действовать в конце 70-х. С действующего путепровода, получившего в наследство имя «Клинический» прекрасно видно остатки опор старого. Те самые зигзаги, которые трамвай делает до и после путепровода, образовались именно из-за постройки нового путепровода. Трамваи как бы возвращаются в старую колею, построенную по линии Шелковичной улицы.






Использованные материалы:
1. Сайт «Фотографии старого Саратова»
2. Материалы старых саратовских газет, предоставленные Марией Салий




Моя статья в Саратовской областной газете:



Более подробно:

1926. Строительство Клинической линии (маршрут №10)
1927. Работа Клинической линии и Агафоновка


Tags: #Саратов, Агафоновка, краеведение, публикации со мной, трамвай
Subscribe

Posts from This Journal “Агафоновка” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments