djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

По следам 13-го троллейбуса

Все, кто пытался разобраться в нумерации троллейбусных маршрутов Саратова, обнаруживали, что самый последний большой порядковый номер маршрута – 16. Однако, с момента появления первого троллейбуса в Саратове, часть номеров диапазона от 1 до 16 никогда не использовалась: 8, 12, 14.

13 троллейбус



Краткая предыстория


Дело все в том, что до 2004 года Саратов и Энгельс имели общую троллейбусную систему, поэтому нумерация шла последовательно с открытием маршрутов. Эти номера достались энгельсским троллейбусным маршрутам. Был и общий для наших городов троллейбус — междугородный маршрут №9 «Саратов — Энгельс».

Часть номеров саратовских маршрутов когда-то существовали, но сегодня не действуют. К таким относится маршрут №13, про который мы и вспомним в сегодняшней статье.

В 1970-х годах по всему Советскому Союзу была начата борьба за экологичность транспорта, связанная с ростом автомобилизации городов. Поэтому трамвай и троллейбус становились основным видом общественного транспорта: строились новые линии, прокладывались новые маршруты.
И вот в 1976 году нумерация дошла до номера 13. Под этим числом был открыт маршрут, который большинство и не вспомнит. Просуществовал он всего 3 года и возил пассажиров от стадиона „Волга“ до улицы Азина. Закрыт он был в связи с тем, что стал частью маршрута №4, который до того момента доставлял пассажиров от Музейной площади лишь до площади Орджоникидзе.

13 троллейбус в 1976 году у здания администрации заводского района



Тот самый, 13-й

Через два года была построена новая троллейбусная контактная сеть через Клинический путепровод в район 3-й Советской больницы и открытый по ней маршрут получил вакантный 13-й номер.

6 октября 1981 года движение было открыто по трассе «Железнодорожный вокзал — ул. Беговая». Это был самый короткий троллейбусный маршрут города – всего 3 км. Я встречал упоминания о двух вариантах его последующего продления: до Областной больницы по улице 2-й Садовой и по «Дороге дружбы» - Ново-Астраханскому шоссе в Заводской район. В открытом варианте пользовались им в основном студенты медицинского и политехнического институтов.

13 троллейбус на жд вокзале

Прогуляемся по бывшей трассе этого троллейбуса, представив себя его пассажирами и посмотрим на открывающиеся виды из виртуального окна.
От вокзала маршрут совпадал с действующими 2, 2а и 16 до улицы Вавилова. Однако на остановке «улица Университетская» останавливался на пару троллейбусных корпусов раньше, чем троллейбусы, идущие в сторону Крытого. Поэтому те, кто садился на 13-й, ждали его немного в другом месте. Табличка старой остановки до сих пор там висит.



От остановки троллейбус продолжал движение по выделенной для него полосе улицы Университетской вдоль исторического корпуса Саратовского агрегатного завода. Когда-то он относился к заводу «Универсаль» новый и представлял из себя добротное промышленное здание в стиле модерн, которое в советские годы было надстроено.







Драматический театр

Следующей остановкой была «Театр драмы».



Саратовский академический драматический театр имени И. А. Слонова – один из старейших театров города. Когда в 1859 году на этом месте купцом Ф. О. Шехтелем был открты первый театр, он считался загородными. Построенное деревянное здание было летним, неоднократно горело и перестраивалось.

1876-народный театр

В 1906 году было закончено строительство нового каменного здания театра по проекту архитектора Г. Г. Плотникова.

народный театр драмы

В таком облике театр просуществовал до 1960-х годов, когда ему на смену пришло новомодное по тем временам сооружение из бетона и стекла по проекту архитекторов В. И. Суродина, В. И. Скоробогатова и Л. И. Ячина.

строительство театра драмы

В 1977 году театру было присвоено почётное звание академического. В 2003 году театр получил имя своего прославленного актёра и режиссёра И. А. Слонова. А в мае 2016 года в театральном сквере был открыт памятник другому знаменитому актеру, начинавшему играть свои роли на этой сцене - Олегу Янковскому.

1973-театр драмы



Храм, открытый после революции

Далее путь троллейбусного маршрута пролегал через газовый завод СГУ и табачную фабрику Штафа, о которых мы подробно писали в предыдущих номерах газеты.

Через железную дорогу троллейбус, как и трамвай, проезжал по Клиническому путепроводу, соединяющему улицы Степана Разина и Новоузенскую.

На пересечении Новоузенской и Вокзальной нельзя не заметить храм, история которого весьма любопытна. В списках выявленных объектов культурного значения он указан, как «Церковь Рождества Христова, 1896 г»

На самом же деле проект строительства храма был утвержден лишь в конце 1911 года. В 1915 году, по сведениям «Саратовских Епархиальных Ведомостей», церковь во имя Рождества Христова была еще не освящена.

А первая Литургия была совершена в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери 14 (27) марта 1918 года, уже после Октябрьской революции. То есть Церковь Рождества Христова стала первой и последней в Саратове, открытой после революции и до начала гонений на веру в стране.

Церковь была одноэтажной и носила в народе название Христорождественской. На ее колокольне были смонтированы часы.

храм рождества христова в конце 1920-х

После закрытия церкви в середине 1930-х гг ее имущество было разграблено, колокольня снесена. Потом в ее помещениях размещались отдел народного образования, районная библиотека № 9, филиал областной больницы, городской кожно-венерологический диспансер.

храм, переделанный в кожвендиспансер-1983 год

В августе 1992 года в здании произошел пожар, который не позволил использовать здание в качестве лечебного заведения. С 1993 года возрождённая община верующих ходатайствовала о возвращении здания церкви. Это событие состоялось 16 октября 1999 года. На Рождество 7 января 2000 года в храме состоялась первая в его новой истории литургия.

Сегодня храм похож на свой первоначальной вид – оштукатурены стены, восстановлена колокольня.



С Новоузенской улицы троллейбус поворачивал на Большую Садовую улицу, где делал остановку «3-я Советская больница» (клинический городок медицинского университета) и продолжал свой путь до конечной – на пересечении с Беговой улицей у приёмной комиссии СГТУ.

аншлаг


Незаконченный финал истории

В 2004 году троллейбусные маршруты №13 и №2а были приостановлены в связи с нехваткой водителей. Тогда все квалифицированные кадры уезжали в Москву за большими зарплатами.

1993-03-19-13 трол

В августе 2006-го велись ремонтные работы на теплотрассе, в связи с чем не работали закрыты трамвайные маршруты 9 и 10. Тогда 13-й троллейбус на время был восстановлен, как замена временно не работавшим трамваям. Правда тогда он был сокращён на одну остановку. Вместо Беговой улицы троллейбус разворачивался на квартал раньше – с Большой Садовой сразу на 2-ю Садовую.



С тех пор маршрут был приостановлен (но не закрыт). 4770 метров контактной сети остались без потребителя. 3240 метров продолжают находится на консервации, а 1530 метров по разным причинам были демонтированы. До недавнего времени на бывших остановках троллейбусного маршрута даже висели старые жёлтые таблички с названием остановочных пунктов и большим номером «13».

Растяжки для троллейбусов до сих пор висят почти на всём протяжении маршрута. Возобновление его движения в данный момент является нецелесообразным в связи с большими пробками на Ст.Разина, Новоузенской, Большой Садовой.

Для продления маршрута к областной больнице необходима реконструкция 2-й Садовой улицы, расширение разворотного кольца, сооружение 3,5 км новой контактной сети и строительство дополнительной подстанции. В нынешних условиях такой поворот событий маловероятен.

13 троллейбус в депо





Статья в "Саратовской областной газете":



Tags: #Саратов, закрытые линии, краеведение, публикации со мной, троллейбус
Subscribe

Posts from This Journal “троллейбус” Tag

  • 1978. Есть десятитысячный ЗиУ

    Thanks to Alexandr V

  • 2021-05-16 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-05-09 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-05-02 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Дом для трёх видов транспорта

    В центре Саратова напротив университетского городка находится целый комплекс строений, с которым связано возникновение первого городского…

  • 2021-04-25 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-04-04 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1997. Старый новый маршрут

    1997 год запомнится началом упадка саратовского электротранспорта. В 1997 году варварски уничтожили 1 и 15 маршруты трамвая, которые частично шли по…

  • 2021-03-14 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “троллейбус” Tag

  • 1978. Есть десятитысячный ЗиУ

    Thanks to Alexandr V

  • 2021-05-16 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-05-09 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-05-02 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Дом для трёх видов транспорта

    В центре Саратова напротив университетского городка находится целый комплекс строений, с которым связано возникновение первого городского…

  • 2021-04-25 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-04-04 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 1997. Старый новый маршрут

    1997 год запомнится началом упадка саратовского электротранспорта. В 1997 году варварски уничтожили 1 и 15 маршруты трамвая, которые частично шли по…

  • 2021-03-14 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…