djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Аткарск обрёл новую жизнь, благодаря железной дороге
djhooligantk
На месте, где сейчас расположен город Аткарск, были леса. В 1358 году здесь был основан улус татарского хана Еткары. По его имени назвали речку. В 1702 году на речке Еткаре была основана слобода. По имени речки назвали и слободу.

После подавления восстания под предводительством Е. Пугачёва в 1780 году Еткара была преобразована в уездный город Саратовской губернии Аткарск. А река постепенно стала зваться Аткарой.





Но основной толчок развитию городу дали 1870-е годы. 17 августа 1870 года в Аткарске произошёл крупный пожар, который уничтожил почти весь город за исключением нескольких каменных строений. Казалось бы – несчастье. Но тут случилось так, что именно через Аткарск было решено вести ветку Рязано-Уральской железной дороги.

По первоначальному плану она должна была пройти в стороне, что объяснялось особенностями рельефа местности, но аткарские власти и купцы, понимая значимость этого строительства, предложили железной дороге более выгодные условия, чтобы провести её в городской черте.

В январе 1871 года было открыто движение на участке Умёт – Аткарск, а в городе появился деревянный вокзал. Тогда город начал застраиваться уже по новому плану, и железная дорога стала одним из градообразующих предприятий, обеспечивая население рабочими местами и надежную транспортную связь города с губернским центром, Москвой и другими городами России.

В 1893 году была построена железнодорожная ветка из Аткарска на Петровск и Вольск, ещё через два года открылось движение на Баланду (ныне – Калининск). Аткарск стал узловой станцией линии Саратов-Тамбов.



В 1894 году на пост городского главы заступил Федор Николаевич Павлюков, который руководил городом до 1917 года и превратил Аткарск в один из лучших уездных городов губернии. Именно при нём был благоустроен городской парк, выстроены самые красивые краснокирпичные здания, которые являются гордостью и символами Аткарска.



Для воспитания местных рабочих кадров тщанием Павлюкова было открыто смешанное железнодорожное училище на 235 человек. До этого момента считалось, что русские не справятся с железнодорожной техникой, поэтому паровозами управляли и обслуживали их иностранцы.

При советской власти 26 мая 1932 года учреждение было преобразовано в профучилище №21 (с сентября 2013 года – «Аткарский политехнический лицей»). По сей день здесь готовят работников железнодорожных профессий.



В начале XX века на станции имелись коренное депо с двумя паровозными зданиями на 24 стойла и мастерскими для малого ремонта паровозов, завозный и три частных хлебных склада на 500 вагонов, семь лесных складов на 400 вагонов. В 1911 году со станции было отправлено свыше 130 тысяч пассажиров и 1746 тысяч пудов грузов (хлеб в зерне, мука и скот), прибыло 1028 тысяч пудов грузов (лес, каменный уголь, нефть, соль, сахар, мануфактура).



В 1894 году вместо деревянного вокзала было выстроено кирпичное здание. Проект нового вокзала был выполнен ведомственным архитектором железной дороги Петром Зыбиным, автором вокзалов в Саратове, Ртищеве, Салтыковке и Курдюме.

Петр Зыбин (1857-1918) –архитектор и педагог, уроженец Нижегородской губернии. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Петербургской академии художеств. С 1895 года - старший архитектор технического отдела Рязано-Уральской железной дороги. В числе наиболее известных работ не относящихся к железной дороге - церковь-часовня «Утоли моя печали», особняк Бореля (ныне - дворец бракосочетаний), здание Городского общественного банка на Театральной площади (ныне – Городской Дворец творчества юных), собственный дом на ул.Киселёва (сегодня его занимает Министерство молодежной политики, спорта и туризма).



Возводился вокзал в Аткарске из красного кирпича местного производства — в то время в окрестностях города действовало 6 кирпичных заводов. Применялись и новые технологии, в частности железобетон был использован для сводов. Пол был вымощен плиткой завода Бергенгейма.

Здание отапливалось, для чего в подвальных помещениях были устроены печи. Кроме того, подвалы использовались в качестве камер предварительного заключения, а на втором этаже дежурили жандармы.

На первом этаже располагались залы ожидания пассажиров первого, второго класса, ресторан. В буфете ресторана готовили хороший квас, ради которого опытные пассажиры проезжающих поездов во время 15-минутной остановки на станции высыпали из вагонов в вокзал.



Когда вокзал стал мал, его расширили пристройками, как в сторону, так и в глубину. Это произошло в 1901 году.

В течение времени здание аткарского вокзала меняло свой окрас. Последние годы оно было оштукатурено и окрашено в бело-зеленые тона.



В рамках празднования 180-летия железных дорог было решено провести масштабную реконструкцию, в рамках которой фасаду вернули первоначальный вид – со стенами из красного кирпича.



Штукатурку заменила клинкерная плитка кирпичного цвета. Колонны вокзала окрасили в белый цвет и дополнили подсветкой. В ходе реставрации были заменены входные двери, обустроен пандус для инвалидов, отремонтированы и внутренние помещения вокзала — зал ожидания, комнаты отдыха пассажиров и кассы.



Сегодня вокзал Аткарска является объектом культурного наследия регионального значения.





Моя статья в "Саратовской областной газете":




Posts from This Journal by “Аткарск” Tag

  • Зимний отдых в Аткарском районе

    Ну и чтобы подытожить мои посты про зимний Аткарск и отдых в нём, необходимо рассказать о том, как же приехать туда больше, чем на один день. Именно…

  • Зимний Аткарск

    И ещё немного прогуляемся по зимнему Аткарску, чтобы в следующий раз подвести итоги. Да не только прогуляемся... Но об этом далее... А начнём мы…

  • Аткарск. Кинотеатр "Родина": путешествие на полвека назад

    Во время поездки в Аткарск, удалось побывать внутри кинотеатра "Родина", что находится рядом с зоопарком в центре города на улице Ленина. Попав…

  • Аткарск железнодорожный

    Одним из моих главных мест для посещения в Аткарске был обновлённый железнодорожный вокзал Я уже выкладывал пост, где рассказывал об этом, но…

  • Аткарск зимой

    В минувшую пятницу "Туристический информационный центр" организовал поездку в Аткарский район, чтобы продемонстрировать как можно отдыхать зимой не…

  • Железнодорожный вокзал Аткарска

    В день железнодорожника был открыт отреставрированный вокзал в Аткарске. В последние годы здание вокзала в Аткарске было окрашено в бело-голубые…

  • Что будет на фестивале "Аткарские розы"

    5 августа в городе Аткарск Саратовской области (там родилась певица Валерия, если кто вдруг не знает) состоится фестиваль "Аткарские розы". Я сходил…

  • 2017-01-15 Саратовский обзор

    Итоги двух недель с начала года. Много новостей. Начнём с той, что облетела и федеральные каналы. Будни новой пешеходной зоны Как я и…

  • Поездка в Ртищевский район

    Расскажу вам о поездке в Ртищевский район, куда мы с друзьями отправились в конце октября. Пару постов из поездки уже было, ещё несколько будет. И…


Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2017 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Парсамовский роддом в наши дни Экскурсия на Саратовский полиграфкомбинат, История Полиграфкомбината Ртищево Топ 5 самых…

  • 1
А жизнь то налаживается))

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account