«Спящий» в гробу исцелял монашек по ночам
Хитрый лентяй водил за нос сотни верующих
История, взбудоражившая Саратовскую губернию более 100 лет тому назад, изложена в деле №300 Саратовской духовной консистории за 1899 год: «Ларион Серов, известный под именем «спящего».
Прав был Александр Куприн, когда писал, что живет в мужике неистребимая вера в чудо: «Шепните ему, только шепните на ухо одно словечко: "золотая грамота!", или: "антихрист!", или: "объявился!" - все равно, кто объявился, лишь бы это было нелепо и таинственно, - и он тотчас же выдергивает стяг из прясел и готов идти на самую верную смерть. Вы его увлечете в любую, самую глупую, самую смешную, самую отвратительную и кровавую секту, и он пойдет за вами. Это чудо! Пусть нынче его же сосед Иван Евграфов вдруг откашляется и начнет говорить нараспев и в нос, зажмуря глаза: "И было мне, братие, сонное видение, что воплотится во мне древний змий Илья Пророк", - и мужик сегодня же поклонится Ивану Евграфову, как святителю или как обуянному демоном».
Как Ларион-бездельник святым стал
Крестьянин села Каменный Брод Хвалынского уезда Ефрем Серов обратился к местному священнику отцу Владимиру Победоносцеву с просьбой «вложить разум в голову его жене». Дело в том, что 16-летний сын его Ларион стал какой-то вялый, работать не хочет, а мать потворствует ему. После «воспитательной беседы» батюшки Ларион кое-как стал помогать отцу, но через пару месяцев опять слег в постель.
- Сорок дней и ночей проспал сыночек! – уверяла мать односельчан. – Ничего не ел!
Правда, отец, не столь доверчивый, прознал, что чадо тайком встает по ночам и жует.
Земский врач Тихомиров осмотрел юнца и велел доставить его в больницу. Там Ларион скоро ожил и пытался дать деру из приемного покоя, но его поймали и признали симулянтом. После этого к мальчику вернулся отменный аппетит, он выходил гулять и играл со сверстниками в бабки.
А в начале следующего года Серов снова объявился больным, возлег на помост, имевший вид гроба, положив под голову доски и псалтирь с Евангелием. От хворей он исцелял помазанием масла из лампадки.
- Сынок – святой мученик! – стали рассказывать уже оба родителя. - В больнице-то ему язык щипцами вытаскивали, ставили ногами на раскаленную сковороду. А он по повелению святых угодников постился.
Талант и поклонники
Результаты не замедлили сказаться: к Лариону стал стекаться народ с разными просьбами и приношениями – кто нес денег, кто еду. Как магнитом, притягивал он сестер Каменнобродской женской общины – несмотря на увещевания священника и запрещение полиции, они являлись к «спящему Лариону» по ночам, распевали церковные песнопения. Затем почитатели носили его с молитвами по местным пещерам.
«Спящий» пророчествовал вовсю, его возили по деревням. Слава бежала впереди него. Но апофеозом было пребывание в общине, куда его торжественно привезли в гробу. В храме он лежал на своем ложе, пока шла служба. Сама настоятельница Афанасия с благоговением просила «спящего угодника» предсказать ей будущее.
Благочинный, который узнал о появлении «нового святого», обратился с письмом к врачу, лечившего Лариона, где просил «по чести и совести» ответить на вопрос: «На чем основаны слухи о том, что в больнице Серова подвергали истязаниям?»
- Думаю, слухи об истязаниях появились от желания придать Серову ореол мученичества, - отвечал доктор. – Считаю, он психически не совсем нормален, страдает религиозным помешательством.
Тогда благочинный вместе с урядником и крестьянами села Каменный Брод явился домой к «святому угоднику». Дома никого не оказалось, Ларион куда-то исчез, насилу нашли мать «спящего». Она уверяла, что потеряла ключ, который с большим трудом все же отыскался у нее в кармане, и незваные гости вошли. Для «спящего» в доме был отведен специальный уголок, там стояло ложе, лежал мешочек с просфорами и пузырьки с маслом, которым Ларион пользовал больных. Трогательная деталь – рядом находился сундучок, наполненный конфетами, банками с вареньем, сахаром. Мученик был лакомкой.
Между тем народ в буквальном смысле носил на руках своего любимца из деревни в деревню. Не вставая из гроба, он освящал место для постройки нового храма, исцелял, предсказывал.
Конец «спящего»
Постепенно слухи о «святом и недвижимом» доползли до губернатора и дальше – до самого епископа. Отвечая епископу Николаю, губернатор уверял, что если паломничество к гробу «спящего» будет продолжаться, он примет меры вплоть до уголовных. А пока уряднику сказано, «не возбуждая народ», попытаться уговорить виновных прекратить все это безобразие…
До уголовного дела не дошло. Настоятельнице Афанасии не предсказал Ларион главное – ее скорую отставку. В Каменнобродской женской общине была уже новая настоятельница, монахиня Сусанна, которая сообщала благочинному, что никто из сестер более к «спящему» не ходит. Еще бы – вышестоящим начальством им было строжайше запрещено без крайней надобности выходить за ограду в сумерки. В немилость впал и отец Владимир Победоносцев, который сначала воспитывал лентяя, а потом первым сообщил о нем как о «святом Ларионе». И духовенство, и светский градоначальник были уверены: «Не подняли бы шума, походил бы к нему народ да перестал…»
Прославленного «спящего Лариона» вскоре признали психопатом и отправили в Саратовскую психиатрическую лечебницу. Далее его следы теряются.
Татьяна Саблина
«Саратовский Арбат», 9 июля 2008 г.
Journal information