djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Красноармейск

Центром Красноармейского района, что находится между Саратовским районом и границей Саратовской и Волгоградской областей, является город Красноармейск, бывшая колония Бальцер Автономной ССР немцев Поволжья.




Она была основана, как лютеранско-реформатское село Бальцер 28 августа 1765 года и названа в честь первого старосты Бальцера Бартули. 26 февраля 1768 года по указу о наименованиях немецких колоний получила официальное название Голый Карамыш, по речке на которой расположена.



Основным занятием немцев-колонистов тех сел, которые находились в удалении от Волги, было животноводство, земледелие и ремесла. Они занимались производством сельскохозяйственных орудий, выделкой кожи, но главным занятием было производство знаменитой на всю Российскую Империю и известной даже за границей ткани сарпинки.

Если мы посмотрим на герб города, то увидим на нём рулон сарпинки и кирпичную кладку.






Сарпинка

Происхождение этой хлопчатобумажной ткани приписывается колонии евангелических братьев (гернгутеров), которые поселились на берегу речки Сарпы близ уездного города Саратовской губернии Царицына (ныне - Волгоград). Известными стали табак, горчичное масло и ткань производства колонии Сарепта. Она пользовалась неизменной популярностью за свою прочность, привлекательный внешний вид и невысокую стоимость.
Позже ее начали производить и другие немецкие колонии. Продажей этой ткани, называемой сарпинкой, занимались многие саратовские купцы, самым известным из которых был Андрей Бендер. Андрей Иванович родился около 1870 года в селе Голый Карамыш Камышинского уезда Саратовской губернии, где и начал заниматься ткачеством сарпинки.

Улицу, где находились дом и фабрика Бендера, называли Bendergasse, что в переводе с немецкого означает "переулок Бендера". В 1918 году Bendergasse превратился в улицу Троцкого, которую позднее переименовали в улицу 1 Мая. А предприятие преобразовали в вязальную (трикотажную) фабрику имени Клары Цеткин.



Бендер стал известным саратовским купцом, выкупил и реконструировал для своего торгового дома гостиницу близ Театральной площади. Сегодня в этом красивейшем здании расположена администрация Саратова.



А старое здание трикотажной фабрики в Красноармейске из двухцветного кирпича и бюстом Клары Цеткин во дворе до сих пор используется по назначению.




Кирпичная кладка

Второй символ герба – кирпичная кладка. Казалось бы, что удивительного может быть в кирпичах. Но если вы первый раз попадете в Красноармейск, то именно на них и обратите своё внимание. Желтоватые и красные кирпичи, уложенные в шахматном порядке – уникальная особенность красноармейской кладки.



Первые дома колонии были деревянные, потом жильё строили из камня-известняка на глиняно-песчаном растворе, а потом те, кто побогаче стали строить жилища и общественные здания из кирпича.



Но кирпича не простого. Кирпич, изготавливаемый на местных заводах, двухцветный. Секрет его производства ныне утерян. Существует предположение, что причина в разных оттенках в неравномерном обжиге. Желто-красная кирпичная кладка сохранилась на многих дореволюционных строениях города.






Рост города

До революции в Голом Карамыше имелись 23 сарпинковых и 22 кожевенных предприятия, маслобойный завод, пивоварня, электростанция, торговый дом "Бендер и сыновья", женская школа, женская прогимназия, частные школы; земская больница с амбулаторией. В колонии занимались производством конных повозок, чесальных машин, веялок.



В Первую Мировую войну, несмотря на то, что немцы Поволжья рассматривали Германию как врага, напавшего на их родину, Россию, царское правительство выселило их с пограничных районов вглубь страны. Царским указом от 13 декабря 1915 года была намечена ликвидация всех немецких колоний в России и принудительное переселение всех немцев в Сибирь, и лишь свержение царя помешало исполнению этого указа.

После революции в 1918 году село получило статус города, а в 1925 году город Голый Карамыш переименован в Бальцер. Здесь в это время располагались обувная фабрика, красильни, паровая и 2 ветряных мельницы, 3 кирпичных завода, ремонтно-механический и чугунолитейный завод "Арбайтер", ткацкие фабрики им. Ленина, "Цукунфт", им. К. Либкнехта, прядильная фабрика им. Крупской, трикотажная фабрика им. К. Цеткин.



Образование в городе было представлено четырьмя начальными и одной средней школой, текстильным техникумом, фабрично-заводским училищем, фельдшерско-акушерской школой. Досуг обеспечивали библиотека, дом культуры, кинотеатр и колхозно-совхозный театр.

Перед началом Второй мировой и депортацией немцев население города приближалось к 16 тысячам (94% из которых составляли немцы).

В сентябре 1941 года всех немцев Бальцера посадили в поезда, на баржи и депортировали в Сибирь и Казахстан.

В мае 1942 года город Бальцер был переименован в Красноармейск в честь Красной Армии.







Новый город Красноармейск и несбывшиеся планы

После резкого спада численности населения, Красноармейск вернулся к 16-тысячной отметке лишь к концу 1960-х. В 1970-х планировалось увеличить население в 5 раз за последующие годы, однако это так и осталось в планах.



Крупным работодателем, который должен был привлечь в Красноармейск новых жителей, должен был стать Красноармейский завод по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин «Красноармейскавтосельмаш».

В конце 1980-х – начале 1990-х годов завод АЗЛК совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных фургонов, параллельное производство которых предполагалось организовать на Братиславском автозаводе и в Красноармейске. Красноармейский завод был включен в состав ПО «Москвич» в конце 1980-х годов, однако из-за серьезных финансовых проблем проект не был реализован.



В 2002 году в городе вместо запланированных 70 тысяч проживало более 25 тысяч человек, сегодня уже менее 24 тысяч.

Раньше прямо на въезде в город (в 4 километрах) был расположен аэродром. Сюда летали самолёты Ан-2. Через авиасообщение осуществлялись пассажирские, почтово-грузовые рейсы и обработка полей с воздуха. Предполагалось довести класс аэродрома до четвёртого, что позволило бы принимать самолёты типа Ил-14, Л-410, АН-28. Сейчас на месте аэродрома осталась одна из трёх ОПРС Саратовской области (Отдельная приводная радиостанция).



Вместе с самолётами кануло в лету такое скоростное транспортное сообщение, как суда на подводных крыльях. "Метеоры" раньше связывали Красноармейск (через пристань села Ахмат) с областным центром и другими населенными пунктами Саратовской и Волгоградской области.

Железнодорожная станция Красноармейск, которая строилась вместе с автозаводом, работала лишь до 1990-х гг. О том, что сюда когда-то ходили поезда, напоминает лишь насыпь и путепровод над трассой Саратов-Волгоград. В конце 1090-х ветка была разобрана.



Единственное транспортное сообщение с окружающими городами происходит теперь через автовокзал.






Публикация в "Саратовской областной газете":



Мои более подробные посты про поездку в Красноармейский район 8 марта 2013 года:

Красноармейск
часть 1. Общее
часть 2. Центральная площадь
часть 3. Нетуристические достопримечательности
часть 4. Архитектура

Усть-Золиха и заброшенная немецкая кирха




Tags: Красноармейск, Саратовская область, публикации со мной, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Красноармейск” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “Красноармейск” Tag