djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

1926. Строительство Клинической линии (маршрут №10)

До 1935 года маршрут в Агафоновку носил №9, что подтверждается всеми схемами, газетами и фотографиями. Правда этому почему-то не хотят верить те, кто редактирует "Википедию" и все правки, когда-либо вносимые мной в статью о саратовском трамвае, удаляют. Поэтому уже больше года я ничего туда вношу и вносить не буду. Все факты об истории саратовского трамвая буду выкладывать в блоге. И сегодня у нас подборка статей о строительстве и пуске трамвайной линии в Агафоновку. Ныне - маршрут №10. Отдельная благодарность Марии Салий за данный материал.



Обратите внимание, что основной упор в статьях делается далеко не на то, к чему я привык, читая об этой линии в книгах последних десятилетий. Если сейчас это преподносится, как строительство транспорта к клиническому городку, то в газетах тех лет линия преподносилась, как драйвер развития посёлка. Благо для жителей и возможности для строительства новых домов и дач. Новое направление роста города.

Так оно и было - линии, которые строились после 1909 года, становились ничтоками роста. Вокруг них строились новые кварталы жилых домов, предприятия. Сейчас же всё наоборот. Жильё масштабно строят на окраинах (Иволгино, Победа, Солнечный-2, ...), совершенно не думая о том, как туда будут добираться люди, а уж про трамвай, как скоростной и современный вариант транспорта, не думают совсем.

Итак, 23 января 1926 года газеты сообщили, что вопрос строительства линии к клиникам "почти окончательно разрешён в положительном смысле". Вариант автобусного сообщения, дорогого и недоступного для кармана рабочего, отвергнут. Решено строить трамвай.



4 марта 1926 года газеты сообщали, что линия станет началом "кольцеобразной Дачной линии" (Василий Люкшин проектировал продлить её к конечной Дачной линии - 12-й Дачной остановке) и будет строится из материалов от разбора Симбирской линии, "потому что нет смысла её восстанавливать и эксплоатировать".



1 июня было принято решение построить линию не до клиник, как предполагалось в первую очередь строительства, а сразу до Агафоновки. Были определены конченые маршрута.



Самым сложным сооружением был путепровод над железной дорогой. 23 июня газеты сообщали о начале работ.



5 августа работы шли в полную силу.



Ход строительства к 3 сентбяря.



Строительство путепровода от 8 сентября.





Кто уточнит информацию что за путепровод и питомник в Агафоновском посёлке?

Итак, 26 октября 1926 года вышла статья о работах на строительстве линии.



Трудно поверить, что Агафоновский посёлок - часть большого города с трамваем, асфальтовыми мостовыми, залитыми электрическим светом улицами. Робко жмутся друг к другу маленькие домики с покосившимися крышами, убогими палисадниками. Большие пустыри, барахтающиеся в лужах грязи свиньи, бездомные козы - настоящая деревня.

Некоторый диссонанс вносят сюда только длинные, строгие корпуса недавно законченных клиник и стройный ряд крепко сколоченных домов, построенных кооперативом "Новая звезда". По узеньким тропинкам, утопая в грязи, тянутся рабочие, спешат в школу ребятишки.

По мере приближения к новой, только проложенной трамвайной линии картина меняется. Стук молотков, шум от отбрасываемой земли, кучки рабочих, копающихся в канавах, производят уже иное впечатление. Около линии толпа жителей посёлка, наблюдающих за этим событием в своей жизни.

Новая "Агафоновская" линия почти закончена. Далеко тянутся новые столбы, перевитые электрическими проводами, и изогнутая лента красных, неотполированных ещё колёсами трамвая рельс.

У полотна - толпа рабочих. Огромные комья сырой земли летят по обе стороны дороги. Красными замерзшими руками прилаживают к глубокой канаве железные столбы - опору для рельс. В стороне, ворко наблюдая, стоит руководитель работ в брезентовом плаще и высоких сапогах.

- Строим линию с весны, - говорит руководитель, свёртывая огромных размеров цыгарку. Рабочих занято было в начале больше 100 человек. Сейчас уже кончаем. Только кое-где ещё закрепить и подправить.

- Трудная работа? - справляемся у расположившихся закусить рабочих.

- Ещё бы! Ну и местность же здесь была! Ямы, бугры, котловины. Уставшие рабочие охотно рассказывают "историю" постройки.

Рядом с линией - липкая грязь, в которой разъезжаются ноги. Ближе к железной дороге - недавно принятый специальной комиссией железобетонный мост. Под мостом проходит железная дорога. Около валяются бочки с цементом, глиной, известью. Партия рабочих, уже кончивших работы, оглядывает в последний раз произведение своих рук.

Ниже моста виднеется вагон трамвая, производящий пробные рейсы. Вагон окружён толпой ребятишек из посёлка, глазеющей на него, как на невиданное чудо.

- В будущем году в посёлок Юриш проводить линию будем, - говорит сопровождающий нас один из рабочих. Полезное Дело. Я вот здешний - ни в театр, ни на собрание в город не съездишь: с 8-ми часов спать заваливаешься - а теперь другое дело.



4 ноября 1926 года газеты сообщали.





7 ноября:



8 ноября 1926 года Клиническая (Агафоновская) линия была «без торжеств» открыта. На линию вышли 2 вагона. Отправление от Крытого рынка на углу проспекта Кирова (бывш. Республики) и Чапаева (бывш.Ильинская). Тариф за проезд составлял 8 коп за линию, 6 – за станцию (как и на других). Станцией считались клиники при проезде в Агафоновку и угол Рабочей/Астраханской от Агафоновки.

Спустя несколько дней количество вагонов увеличили до 4, которые курсировали с 6:15 до 22:20. Выручка оказалась настолько высока, что за год затраты на постройку окупались.

12 ноября:



Долгожданное

Долго ожидали жители Агафоновского и Патрикеевского посёлков, когда к ним проложат трамвайную линию, чтобы связаться с центром города, и дождались.

В день Октябрьской годовщины в 6 часов вечера в посёлки прибыл разукрашенный огнями агитвагон с прицепкой. Жители, увидев долгожданного гостя, с радостью встретили его. Через 2-3 минуты по прибытии вагона старые и малые окружили "дорогого гостя". Мигом состоялся небольшой митинг, где выступили представители губисполкома и губпрофсовета, союза комунальников и управления трамваев. Выступили и многие рабочие - жители этих посёлков, которые горячо благодарили советскую власть за постройку линии.

После митинга рабочие посёлков качали всех руководителей, которые принимали участие в прокладке линии, благодарили их за быстроту выполненной работы.

Вагон тронулся. Толпа провожала своего "гостя" почти до моста, и долго ещё смотрели ему вслед.



По новым рельсам

Начиная от театра им.Карла Маркса, трамвайный путь усыпан, по праздничному, желтым песочком. Вагон трамвая скрипит и скрежещет, слегка покачиваясь в стороны, двигаясь по новым, ещё не наезженным, и не обтёртым рельсам.

В вагоне разговоры:

- Вот благодать-то! И не думали, что всё так быстро будет. Как по-щучьему велению...

- Сколько лет пешедралом ходил из Агафоновки - в городе на заводе работаю, - рассказывает пожилой рабочий, - в слякоть, в грязь. А зимой пурга охватит - в полушубок, в валенки снега наметёт, обмёрзнешь весь пока до дому доберёшься. А теперь - сел, отдал гривенник и сиди, пока дом не покажется!..

Две старушки, вползая в вагон, крестятся.

- Это вы что мамаши? Здесь икон нет.
- Да мы, батюшка, в первый раз на нём едем-то...

На остановках - толпы ребятишек, радостно встречающих каждый подходящий вагон.

- Дяденька, дай билетик.
- Ура!.. Вон другой трамвай идёт! - И гурьба радостных ребятишек уже мчится навстречу показавшемуся из-за угла вагону.

Поскрипывая, вагон идёт дальше и дальше, по жёлтенькой, приятно новой и чистой дороге, мимо свежеобстроганных столбов, ещё пахнущих сосной.

На каждой остановке трамвай выкидывает горсточки людей. К последней вагон подходит уже пустым.

Вагоновожатый рассказывает:

- Хотели пустить два вагона по линии, а пришлось пустить уже четыре, а там и до шести дело дойдёт. Вчера первый день - один вагон за 8 часов работы имел выручку в 120 рублей, - на других линиях и то не бывает...

- А хорошо летом здесь: сады, воздух свежий, - добавляет он, - прямо вторая дачная линия.

Да, для дачников открыт ещё и Агафоновский посёлок, который теперь удобно связан с городом. Несомненно, это толкнёт к росту и развитию посёлка, к новому строительству.

Стемнело. Зажглись ярче солнца фонари. Да, трамвай принёс с собой в глухой рабочий посёлок и яркий электрический свет, и замощённые улицы, и, самое главное, удобную и дешевую связь с городом.

Можно смело сказать, что пролетарский Саратов получил ценный подарок к 9-й годовщине Октября в виде клинической линии. И рельсы по которым движется трамваи, и свет, который во все стороны льют фонари - не простые: это рельсы социалистического строительства и свет социалистической культуры.



Постройка и перспективы новой трамвайной линии.
(из беседы с главным инженером трампарка т.Шенделем)

Работы по прокладке Клинической линии начались в середине июля. Через 3,5 месяца от Крытого рынка отошёл первый вагон, и впервые прошумел трамвайный мотор в Агафоновском посёлке. Длина маршрута - около 5,5 верст.

Постройка новой трамвайной линии встречала много препятствий. Ощущался недостаток железа, меди, шпал, столбов, а иногда и рабочих рук, и, наконец, самой большой преградой было железнодорожное полотно, через которое пришлось перебрасывать мост. Только после того, как было затрачено 8000 рабочих денщин и около 300.000 рублей, агафоновская окраина получила возможность за 8 копеек быстро связаться с центром города.

Несмотря на ряд трудностей, линия сделана по всем правилам трамвайных путевых построек, и её состояние в смысле безопасности езды вполне удовлетворительно.

Пока линию обслуживают 4 вагона с 6:15 утра до 22:20 вечера. За три дня движения уже имеются весьма благоприятные результаты. Выручка первого дня составила 124 руб, второго - 134 руб, и третьего - 142 руб. Судя по этим данным, и даже при условии, что выручка больше не увеличится, линия даст за год около 50 тысяч рублей, то есть уже окупит капитальные затраты. Но имеются все данные, что через некоторое время, и особенно летом, движение значительно увеличится.





---

Продолжение:

1927. Работа Клинической линии и Агафоновка


Ну а дальше было уже ответвление от линии в Патрикеевский и Пролетарский посёлок. Об этом пост тоже уже был:

1929. Пуск Пролетарской линии трамвая



Tags: #Саратов, Агафоновка, краеведение, трамвай
Subscribe

Posts from This Journal “Агафоновка” Tag

promo djhooligantk январь 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments