?

Log in

No account? Create an account

djhooligantk


Блог Дениса Жабкина

про жизнь, про Саратов, про путешествия


Previous Entry Share Next Entry
Общественный транспорт Саратова работает не в интересах пассажиров
djhooligantk
В "Московском комсомольце" вышла статья Станислава Орленко про наш общественный транспорт.

В Саратове фактически нет общественного транспорта

Такой суровый диагноз был вынесен ещё в начале нынешнего года. Прозвучал он из уст специалиста ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Ольги Глозман, автора транспортного раздела генерального плана развития Саратовской агломерации.



Впрочем, мы и без московских гостей знаем, что поток нареканий в адрес транспортников областного центра не иссякает. Телефоны горячей линии профильного комитета мэрии раскалены. И самое главное — жалобы граждан из года в год остаются одними и теми же, словно сочиняются под копирку. Как это понять — проблемы не подлежат решению?


Первые с конца в России

Транспортная тема вновь всколыхнула российское медиапространство в начале осени: президент ПУТИН провёл в недалёком от нас Ульяновске заседание президиума Госсовета РФ, посвящённое вопросам комплексного развития региональных пассажирских перевозок. Это вдохновило, в том числе, и саратовских медийщиков на создание ряда тематических сюжетов, один из которых носил очень выразительное название «Поминки по саратовскому общественному транспорту». А в первых числах октября, с началом отопсезона раздались голоса общественников по поводу «транспортного коллапса» из-за неизбежных в эту пору «вскрышных» работ, заморозивших движение на городских улицах.

Впрочем, и в разгар лета дела у нас шли ничуть не лучше. В начале июля аналитики интернет-портала Domofond.ru. опросили 310 тыс. россиян-горожан на предмет оценки работы общественного транспорта, дорог и количества парковочных мест в их городах. Ситуация изучалась в ста городах, и результат оказался неутешительным для Саратова, который занял в таблице одно из последних мест — 96-е, пропустив вперёд себя даже Энгельс и Балаково. В Поволжье, согласно итогам опроса, транспортные дела хуже, чем у нас, только в Волгограде.




Принцип черепахи

Есть от чего впасть в уныние. Примеры? Если вы пассажир саратовского общественного транспорта, они вам не нужны, поскольку проблемы начинаются с ближайшей от вашего дома остановки. Обитатели спальных районов: посёлков Солнечный, Комсомольский, Соколовогорский, Юбилейный, Октябрьского ущелья и других, отдалённых от центра жилых массивов, прекрасно знают, что примерно с девяти часов вечера, а то и раньше, автобусное движение в местах их проживания замирает. Приехать на окраину вечером ещё можно, а вот уехать...

Причём дело явно не только в нехватке автобусов. Типичная картина вечерней саратовской окраины: рейсовые автобусы один за другим проносятся мимо людей, безнадёжно ожидающих транспорт на остановках. Водителям пора в гараж, у них свои проблемы, никак не пересекающиеся с проблемами тех, кому вздумалось куда-то двигаться на ночь глядя.

В более светлое время суток сесть в автобус реально, но это не значит, что ваши беды закончились. Вы спешите, а водитель нет: его доход зависит не от скорости движения, а от количества пассажиров, оплативших проезд. Дабы таковых собралось как можно больше, он готов с адским терпением выстаивать на остановках чуть ли не часами и с олимпийским спокойствием воспринимать истерику пассажиров, требующих прекратить издевательство над ними и в отдельных случаях даже лезущих в драку. Реакция водителя в таких ситуациях вполне толерантная: не нравится — ходите пешком, вас никто силой в автобус не загоняет. Совсем как в старом анекдоте про черепаху, которую отправили с поручением, — возмущённым её тихоходностью она резонно отвечала: «Ругаться будете — вовсе не пойду». Альтернативы-то не было, как нет её сейчас автобусам, ползущим поистине с черепашьей скоростью.

Тут сразу всплывает в памяти картина движения автобусов по нашей правительственной улице Московской — их, наверное, даже черепаха обгонит. Принцип «тише едешь — дальше будешь» настолько успешно воплощается в жизнь на таких городских маршрутах, как например № 11, что всё больше саратовцев понимают пользу ходьбы по улицам. Пешеход в Саратове на исходе второго десятилетия XXI в. не только сохраняет здоровье, но и экономит время, которое, как давно известно, деньги.



Впрочем, не стоит во всём обвинять водителей — далеко не всегда стояние автобусов зависит от них самих. Не приведи бог попасть в пробку — а они давно стали неотъемлемой частью пейзажа областного центра: общественный транспорт в таких случаях замирает и пассажиры чувствуют себя узниками, замурованными посреди оживлённых улиц. Время ожидания здесь непредсказуемо, а причиной затора может стать всё что угодно — тот же общественный транспорт, загромождающий проезжую часть.

Предвижу недоумённые вопросы: почему речь идёт только об автобусах? Да потому что, на мой взгляд, они представляют собой сейчас наиболее серьёзную транспортную проблему — занимают больше всего места на улицах и в максимальной степени ассоциируются у саратовцев с самим понятием «общественный транспорт». Маршрутные такси живут по другим законам: там проезд, хотя и ненамного, но дороже, к тому же на их территории отсутствует такое важное для нынешнего пассажира явление, как льготы. Талон социального проездного, коим пользуется огромное количество саратовцев, в маршрутке не предъявишь.

У маршруток свои проблемы, и о них уместно поговорить отдельно, как и о бедственном положении городского электротранспорта, последнего обломка муниципальной собственности в рыночном море пассажирских перевозок.




Деньги мешают всем

Прекрасно понимаю, что все перечисленные выше проблемы многократно озвучивались в разных вариантах и на всех этажах власти, любой разговор на эту тему звучит вроде бы банально. Не знаю как для вас, а для меня в этом и заключается самое страшное — годами люди жалуются на одно и то же, но никаких изменений не происходит, и возникает закономерный вопрос: возможны ли в принципе сдвиги к лучшему в саратовской транспортной сфере? Честно говоря, у меня возникло ощущение, что нет. Развеять свои мрачные настроения я попросил людей, которые не раз выступали экспертами по данным проблемам.

Блогер Денис ЖАБКИН хорошо известен многим саратовцам, в том числе и представителям всех ветвей власти. Положение общественного транспорта в родном городе — одна из основных тем его выступлений.

— Корень всех проблем один, и он заключается в ответе на вопрос: в чьих интересах работает общественный транспорт в Саратове? В интересах пассажиров, которым необходимо передвигаться по городу, или в интересах самих перевозчиков, для которых при любых обстоятельствах на первый план выступает получение прибыли? На сегодняшний день ответ однозначен: интересы перевозчиков, конечно же, преобладают над запросами пассажиров, отсюда и возникают описанные вами ситуации.

Во всех цивилизованных странах мира развитие общественного транспорта в городах является дотационной частью муниципального бюджета — власть доплачивает перевозчикам, чтобы они выполняли свои задачи, поскольку везде перевозчики работают себе в убыток. Общественный транспорт в принципе не может приносить прибыль, в лучшем случае он работает на грани окупаемости. Его задачи не должны сводиться к зарабатыванию кем-то денег, они в другом: перевозить людей и тем самым поддерживать развитие экономики города, разгружать улицы, уменьшать количество пробок на дорогах. Это социальная функция. У нас же транспорт превращён в коммерческое предприятие — отсюда противоречия: автобусы и маршрутки сами затрудняют движение транспортных потоков на улицах, создают пробки. Недовольные работой транспорта люди предпочитают ездить на своих машинах, что ещё больше загружает улицы — ну и так далее, процесс становится бесконечным.




Бедные перевозчики богатых пассажиров

Депутат Саратовской городской думы Виктор МАРКОВ многократно высказывался на тему критического состояния общественного транспорта на улицах областного центра:

— Посёлок Соколовогорский находится на территории моего округа. Да, люди постоянно жалуются на отсутствие автобусов в вечерние часы, регулярно туда направляются инспекторы, которые следят за водителями, проверяют соблюдение графика движения. Пока следят — автобусы забирают пассажиров по вечерам, как только проверка завершается, всё возвращается в прежнее состояние, поскольку работать с малым количеством пассажиров перевозчикам экономически невыгодно.

Перевозчики сами могут до бесконечности рассказывать о своих проблемах, главная из которых — конечно же, нехватка средств. Их не хватает ни на ремонт и обновление автобусного парка, ни на зарплату водителям, ни на всё остальное. Наши автобусы родом из Европы, всю свою «молодость» и «красоту» они отдали западным пассажирам, а нам достались помятыми, чадящими, с неработающими кондиционерами и системами отопления.

Наше социальное государство сорвало аплодисменты, объявив льготы на проезд в городском транспорте для определённых категорий граждан. Но при этом компенсация за перевозку льготников предоставляется не по расчётным данным предприятий-перевозчиков, а по каким-то иным расчётам. В итоге затраты транспортников возмещаются в лучшем случае наполовину. Вот ещё одна проблема.

Кроме того, выскажу своё личное мнение: после завершения работ по обустройству пешеходных зон, которые у нас и так уже самые большие в Европе, властям необходимо изыскать средства на развитие городского транспорта. Ведь население Саратова состоит не только из любителей прогулок, некоторые ещё имеют обыкновение ездить на работу.




Чужие здесь не возят

Из разговора с этими и другими собеседниками, которых беспокоит положение дел в сфере городских пассажирских перевозок, удалось узнать, что в паспортах автобусных маршрутов, в договорах и соглашениях, которые заключают перевозчики с городской администрацией, чётко прописано, до какого часа должны ходить автобусы, каким должен быть интервал между ними, ну и всё остальное. Но никто не вспомнил хотя бы одного случая, чтобы кого-то из перевозчиков привлекли к ответственности за нарушение этих условий, прописанных в договорах.

Некоторые высказывают мнение, что так происходит потому, что в транспортной сфере нет чужих, здесь все друг друга знают: и перевозчики, владельцы транспорта, и руководители городских структур, призванные этих перевозчиков контролировать. Никто никого не обижает, дают возможность спокойно жить и работать, то есть зарабатывать. В Саратов в принципе не пускают иногородние транспортные компании с новыми автобусами, поэтому на ряде линий скапливается чересчур много автобусов, которые по этой причине начинают «резинить» маршрут, делая поездки бесконечными. Наконец, поэтому конкурсы перевозчиков, как правило, выигрывают одни и те же организации...

Может быть, всё это и неплохо, только как же быть пассажирам? Им в данных схемах, видимо, не отведено никакого места.




До Москвы ближе, чем до местной власти

Если вспомнить начало нынешнего года, когда обсуждался генплан развития Саратовской агломерации, то тогда московские специалисты указывали, что автобус хорош в городах с населением до 200 тыс. человек. Там, где живёт больше людей, он перестаёт быть надёжным средством передвижения, нужно развивать рельсовый транспорт.

— Хорошие показатели, когда 80 процентов потока приходится на общественный транспорт и 20 на индивидуальный. В Саратове — 35 на 65 процентов. Неразвитость общественного транспорта заставляет использовать автомобиль, — говорили сотрудники института «Гипрогор», советуя формировать новые центры применения труда на окраинах, чтобы уменьшить пропасть между центром и спальными районами. Легко им советовать...



Кстати, при подготовке этого материала мы пытались узнать мнение представителей городской администрации и членов комиссии городской думы по озвученным вопросам. Но пока получить ответ не удалось. Может быть, они сумеют сказать что-нибудь оптимистичное. А то уж очень беспросветная картина получается: пока общественный транспорт приносит его владельцам деньги, интересы пассажиров находятся на последнем месте, а не будет денег, тогда просто ничего не будет... Остаётся, как и во всём остальном, ждать решения проблемы на уровне президента России?

Станислав Орленко
(C) Источник


Posts from This Journal by “резинящие автобусы” Tag


promo djhooligantk january 9, 14:00 2
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2018 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Как на месте «дружбы» с Британией появился Федин (спуск по Октябрьской) Как производят молочные продукты в "Белой Долине"…

  • 1
Я вообще не понимаю, почему маршрут 11 автобуса перегружен, в то время как есть множество других, где автобусов не хватает?
Даже парадоксальная ситуация с 11 маршрутом: для общественного транспорта на Московской выделена отдельная полоса. Отдельные полосы обычно выделяются для ускорения движения общественного транспорта, чтобы им ничего не мешало. Чтобы проезжали быстрее, и не стояли в пробках. Водители же 11 маршрута используют эту привелегию для прямо противоположного: они тащаться со скоростью пешехода, вплоть до Астраханской, где она для них кончается . Ну понятно- они не могут ехать быстрее , поскольку друг друга придется обгонять. Я не раз проводил эксперимент: сажал спутников на Музейной площади в автобус, а сам подсаживался к ним в тот же автобус на Радищева) Успевал быстрым шагом.
Неужели нельзя часть этих автобусов перекинуть на другие маршруты?
Ну и еще ведут себя безобразно, кстати. Перекрывают пешеходные переходы. При том даже на глазах сотрудников полиции. Для автобусов что- отдельные ПДД уже существуют?

"Во всех цивилизованных странах мира..." точка, что бы дальше не читать.

Ой, пропустил первые строчки про источник. Точка, чтобы не читать в них. Парень налил воды. Топ 500 это у них престижно?

дайте ему тему, расскажет во всех красках о чем угодно http://xn--80aaai0aaiemhmcqrjou0nra.xn--p1ai/page-109.html

Edited at 2017-10-27 05:52 pm (UTC)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Почти везде такое кроме может быть Москвы и Питера, хотя и там частники гоняются за денежкой

Ну в Москве гораздо больше порядка стало за последние лет 10. У нас же наоборот, 10 лет назад порядка было больше.

Городской транспорт должен быть полностью государственным (муниципальным). Никаких частников. Я уж молчу про маршрутки, которые просто надо запретить как класс из-за их небезопасности.

Роман

(Anonymous)
Ой да ладно. Даже в этих ваших Масквах маршрутки есть. Только с одним но. Они все работают на окраинах, маршруты типа "Ближашее метро к МКАДу" - "Ближний Замкадск". Но в центре их нет, таки да.

Саратов сам по себе превратился в большой колхоз, за последние 17 лет. Приведу простой пример: чтобы устроиться на работу в СЭПО рядовым специалистом, нужно иметь знакомых-которые уже там работают(клановость приветствуется)-скажу только, что так не везде. Второй пример: есть у нас такое предприятие ЗАО "Гэксар"-там подбирают сотрудников исключительно по национальному признаку. И так практически везде. В т.ч. и в общественном транспорте. На мой взгляд, надо транспорт добить до конца, чтобы этот позор был виден на всю Россию. Потому что иначе до наших горе предпринимателей срощенных со структурой власти просто не достучаться.

  • 1