Начнём с теории.
Вопрос создания Саратовской агломерации неоднократно поднимался на заседаниях городского и областного Градостроительных советов (на которых я присутствовал), а затем он был озвучен на представлении нового Генерального плана города Саратова.
Кстати генплан сейчас находится на доработке в связи с тем, что территория города Саратова приросла новыми землями Саратовского района. На публичные слушания новый вариант генплана будет отправлен не раньше осени, за это время я вам представлю его основные моменты (там много интересного).
Но вернёмся к агломерации. «Лёд тронулся», когда с инициативой ее создания в феврале выступил губернатор Валерий Радаев. Главный вопрос, который задавали саратовцы – «Зачем?». Ещё одно красивое и непонятное слово. Я уже подробно расшифровывал это понятие.
А сейчас благодаря созданию агломерации мы вошли в число первых регионов, в которых реализуется программа «Безопасные и качественные дороги». В рамках этой программы, рассчитанной до 2025 года, будут получены 18 млрд рублей на приведение дорог к нормативным требованиям. И мероприятия уже начались!
Ремонт дорог вовсю ведется как на городских, так и на районных автодорогах.
За ходом работ, участками сделанного, планируемого и текущего ремонта можно следить по интерактивной карте дорожных работ и писать туда свои замечания и предложения.
Только на саратовские городские дороги этом году пойдёт 831 млн рублей из этой программы.
На 2017 год в Саратове запланирован ремонт автомобильных дорог на 38 участках общей площадью 382,7 тыс. кв. м, а также восстановление изношенного слоя на 32 участках автомобильных дорог общей площадью 370,8 тыс. кв. м. БОльшая часть плана уже выполнена – работы завершены на 509 тыс. кв.м. Сейчас работы ведутся на 12 участках дорог.
Работы ведутся днём и ночью.
Помимо ремонта, в этом году запланировано строительство новых автомобильных дорог в Солнечном-2 и создание бульвара с комплексным благоустройством по проспекту Героев Отечества.

В Энгельсе на 2017 год запланирован ремонт 14 объектов улично-дорожной сети. На бОльшей части ремонт также выполнен.
Всего в агломерации запланирован ремонт 93 объектов. Например, участки трасс:
- на Усть-Курдюм
- Песчано-Уметский тракт
- Вольский тракт
- Саратов-Дубки-Липовка
- Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград
- Татищево-Аткарск
- Ртищево-Аркадак-Балашов
Ещё будет установлено 309 новых дорожных знаков, 10 модернизированных светофоров.
Какие же планы в целом?
Программа «Безопасные и качественные дороги» в виде документа занимает 175 страниц. Мероприятия программы включают в себя ремонт и содержание дорог, нанесение разметки, установку ограждений, дорожных знаков, светофоров, камер видеофиксации. Кроме этого запланированы и более радикальные меры, как строительство развязок, путепроводов, надземных пешеходных переходов и реконструкция дорог. По каждой (!) из дорог агломерации описан перечень работ со сроками и финансированием.
Сроки реализации программы: с ноября 2016 года по 31 декабря 2025 года. Общий бюджет – 18 млрд рублей, из которых 9 млрд – федеральные деньги, 8,99 млрд – региональные, 1,8 млн – средства местного бюджета.
Цель программы – увеличить протяженность дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (с 20 до 85% к 2025 году) и снижение число мест концентрации ДТП (с 82 до 4 к 2025 году).
Если дороги разделить на категории, то картина на ближайшие годы такая.
Долю граждан, удовлетворенных состоянием дорог Саратовской агломерации от числа опрошенных планируется увеличить с текущих 0 (нуля, так и написано!) процентов до 65% к 2025 году.
Согласно данной программе нас ожидает:
Строительство надземных пешеходных переходов:
1. пр. Строителей в г.Энгельсе - в 2018 году.
2. ул. Студенческая в г.Энгельсе - в 2018 году.
3. Автоподъезд к г.Саратову от дороги Сызрань-Саратов-Волгоград - в 2018 году.
4. Автодорога общего пользования регионального значения Саратов-Усть-Курдюм - в 2018 году
5-6. 2 перехода на дороге на Усть-Курдюм (от КП ГИБДД до Гусельского моста) в г.Саратове – в 2019 году
7-8. 2 перехода на улице Чернышевского (от ул. им. Радищева А.Н. до Мельничного пр.) в г.Саратове – с 2019 по 2020 год
Строительство транспортных развязок:
1. Транспортная развязка в районе «Стрелки» - с 2019 по 2020 год
2. Транспортная развязка в районе «НИИ 28» - с 2019 по 2025 год
3. Транспортная развязка в районе «Детского парка» - с 2020 по 2025 год
4. Транспортная развязка на Колхозной площади (Сенной) - с 2020 по 2022 год
5. Транспортная развязка в разных уровнях в районе «Зуборезного» - с 2019 по 2025 год
Строительство 4 км автодороги пос.Солнечный - пос.Юбилейный – с 2020 по 2024 год
Строительство путепровода через железнодорожные пути на автодороге Елшанка-Песчанный Умет в Саратове - с 2019 по 2022 год
Строительство двух путепроводов через железнодорожные пути на автодороге Саратов-Красный Текстильщик в г.Саратове – с 2019 по 2025 год
Реконструкция автодорог:
1. Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград (на участке в сторону р.п.Ровное 416-501 км) – с 2022 по 2024 годы
2. проспект Строителей в г.Энгельсе – 2018 год
3. ул.Степная в г.Энгельсе - с 2022 по 2023 год
4. просп. Ф. Энгельса в г.Энгельсе - с 2022 по 2024 год.
«Дорожное покрытие Саратовских дорог считается одним из самых худших в стране», говорится в пояснительной записке.
«Саратов, имея большую протяженность улично-дорожной сети, отстает от показателей развития других крупных городов. Плотность автомобильных дорог города Саратова с асфальтобетонным покрытием равняется 1,22 км/на кв. км площади города, что в 2 раза ниже показателей, рекомендованных еще 30 лет назад для удовлетворения потребностей города в сети дорог с асфальтобетонным покрытием. Высокие темпы автомобилизации требуют строительства развязок, новых дорог, реконструкции и капитального ремонта существующих. При этом за последние десятилетия такие работы практически не велись. Выделяемое в последние годы финансирование из дорожного фонда на ремонт и содержание улично-дорожной сети в г. Саратове значительно отстает от финансирования таких городов как Самара и Пенза».
Процесс ремонта дорог вовсю идёт, программа заработала. Теперь необходимо соблюдать все намеченные планы и целевые показатели, и наша область точно выберется из списка регионов с ужасными дорогами.
Journal information