djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Улица Волжская и транспорт



Волжская улица появилась в Саратове в середине 18 века. Первое название улицы – Армянская. Тогда улицы именовали по фамилиям и даже прозвищам хозяев самых заметных домов, по профессии жителей или каким-то местным достопримечательностям.


Согласно городской легенде, купец-армянин строил на этой улице большой дом, который стал местным ориентиром. Скончался купец до завершения строительства. А построенный двухэтажный дом в стиле классицизма с третьим полуэтажом-антресолью действительно выделялся высотой среди застройки улицы начала 19 века.

До советских времен этот дом, находившийся на углу Волжской и Соборной, дошел как «дом Афанасьева», по фамилии одного из его последних владельцев. В 1840-х годах в этом особняке жил саратовский губернатор А. М. Фадеев со своими внучками – будущими теософом Еленой Блаватской и писательницей Верой Желиховской, описавшей это время (и дом в частности) в своих мемуарах.



В советские годы в здании размещалась детская музыкальная школа. Шефствовал над ней трамвайный парк – тогда одно из самых мощных городских предприятий. Поэтому по праздникам и в день выборов к школе "подавался" заказной трамвай.



Снесли дом в начале 1970-х годов, после чего на его была построена высотка издательства "Коммунист" (ныне издательство "Слово", Волжская, 28). После строительства дом окрестили «Домом печати», т.к. помимо типографии здесь расположились редакции многих изданий: газет «Коммунист», «Заря молодежи», «Реклама недели», журнала «Политическая агитация» и правление областной организации Союза журналистов СССР.



В 1937 году улица получила название Немреспублики - по образованной в 1924 году в наших краях АССР Немцев Поволжья. Во время Великой Отечественной войны немцы Поволжья были депортированы, и улицу снова переименовали – в Волжскую.

Идея сделать пешеходными улицы Волжскую и Октябрьскую до спуска к Волге родилась ещё в советские времена. Проект планировалось реализовать после перевода проспекта Кирова в пешеходный. В 1986 году газета «Коммунист» сообщала: «В канун Первомая троллейбусы маршрута №2 пошли по изменённой схеме. Это вызвано реконструкцией улиц Волжской и Октябрьской в пешеходную зону».



Троллейбусы убрали, снесли ветхие дома на Октябрьской, чтобы сделать спуск шире, установили светильники-шары - «золотые огни Саратова». Перед пересечением с набережной открыли фонтан «Каскад» и установили памятник Константину Федину. Однако пешеходными эти улицы так и не стали…. Всё что было сделано: сузили проезжую часть и расширили тротуары.

Весьма интересно, что к этой идее решили вернуться в 2000 году, когда мэром Саратова Юрием Аксененко было издано постановление «О реконструкции улиц Волжской, Октябрьской, Н. Космонавтов в пешеходную зону». Оно гласило, что реконструкция проводится «в целях расширения зоны отдыха жителей г. Саратова и для соединения сложившихся мест отдыха проспекта им. Кирова С.М. и Н. Космонавтов». Однако, не будучи исполненным в 2003 году, оно было снято с контроля другим постановлением.

В 2016 году улица наконец стала пешеходной. Буквально за пару месяцев была уложена новая плитка, протянута велодорожка, а Соборная улица превратилась в тупиковую с обеих сторон от Волжской.



В итоге Волжская дополнила пешеходный километр проспекта Кирова до спуска по Октябрьской. На этом участке расположилось почти два десятка объектов культурного наследия, которые хорошо сочетаются с его пешеходным статусом.

Правда, одним из самых излюбленных стал трамвай «Семён». Этот арт-объект — самый настоящий трамвай, около которого можно не только сфотографироваться, но и сходить внутрь на экскурсию. А в определенные дни он становился художественной галереей и даже концертной и сценической площадкой.



Установлен трамвай на Волжской неспроста. Именно на этой улице была проложена и запущена первая трамвайная линия. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала по улицам Московская, Астраханская, Михайловская (Вавилова), Немецкая (Кирова), Армянская (Волжская), Полицейская (Октябрьская), Миллионная (ныне — третий ярус набережной Космонавтов) до Бабушкиного взвоза. «Немецкая линия», впоследствии маршрут №6 «Вокзал-Пристани».



5 Октября 1908 года был проведен пробный пуск трамвайного вагона. На пуске присутствовали городской голова, члены управы, электрическая комиссия, инженеры. До конечной вагон доехал в штатном режиме. А вот на пути назад во время подъема по Полицейской (Октябрьской) в результате технических неполадок в электросети вагона сгорел предохранитель. Неуправляемый вагон покатился под уклон в сторону Волги и чудом не сошёл с рельс на повороте на Миллионную улицу. Всё кончилось благополучно, и, несмотря на инцидент, 6 (19 по новому стилю) октября регулярное трамвайное движение было открыто. С утра продолжалась обкатка, а с 3 часов дня в вагоны пустили пассажиров. До 9 октября вагоны ходили только до Полицейской улицы, но затем маршрут был введён в эксплуатацию полностью, а 10 октября был составлен официальный акт об открытии трамвайного движения.

Вагоны на этом маршруте были одиночными - поскольку участок подъема на Октябрьской улице, по которой следовал трамвай от Волги к центру, мог осилить лишь моторный вагон без прицепа. Кроме того – вагоны были бельгийские, а модель серии «Х», которую символизирует «Семен», начала поставляться в Саратов с 1932 года. Вагоны производились в Москве и Усть-Катаве, а индекс «Х» получили по городу Харькову, куда была поставлена первая партия.



В 1933 году после строительства деревянного Речного вокзала, конечную маршрута перенесли от Бабушкина взвоза до Комсомольской улицы.

В 1947 году начался первый этап благоустройства набережной. Сносили старые дома, пробивали дороги, благоустраивали береговую зону. Трамвайные пути с будущей набережной убрали, а конечную остановку сделали на пересечении Октябрьской и Покровской (Лермонтова) улицы.

На Волжской перед спуском была зимняя конечная остановка со стрелкой. Зимой трамваи вниз не спускались. Водитель трамвая проезжал стрелку, переходил из передней кабины в заднюю, переводил стрелку и выезжал на обратный маршрут. До летней конечной оставили однопутную линию.



В 1954 году по маршруту вместо трамвая начали движение троллейбусы. Маршруту был присвоен номер 2 «Вокзал - Волга». Кольцо троллейбуса было построено вокруг детского сада (ныне - музей Федина) и особняка Дашковского. Но зимой троллейбусы также не могли подняться от Волги, поэтому в холодное время года они оборачивались по кольцу Октябрьская — Революционная — Некрасова.



Окончательно с Волжской троллейбусы исчезли после перевода проспекта Кирова в пешеходную зону. Теперь второй маршрут объезжает «Липки» с противоположной стороны - по Соборной площади.



Сегодня легальным транспортом для Волжской является лишь велосипед. Для любителей крутить педали по улице проложена велодорожка.





Источники:
1. Е.К. Максимов. Имя твоей улицы, С.:2007
2. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
3. Номера газеты «Коммунист» за 1974 и 1986 гг.
4. «Саратовскому трамваю – 100 лет», Саратов: 2008 г.
5. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
6. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)


Tags: #Саратов, Волжская, краеведение, площадь Чернышевского, публикации со мной, трамвай, троллейбус
Subscribe

Posts from This Journal “Волжская” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “Волжская” Tag