djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

История возвращения Як-3 на Родину. части 1-3 [Эксклюзив]

Возвращение самолёта Як-3 на Родину, которого все в Саратове и музее трудовой славы ждут, на самом деле было полно подводных камней, переписок с различными федеральными ведомствами, периодом бездействия со стороны властей.
Очень подробная история от непосредственного и активного участника процесса.



Александр Бернадский

Правда о том, как мы возвращали легендарный, именной самолет-истребитель Як-3 № 1712 на Родину.


«Наша обязанность,
чтобы ничего не забывалось,
чтобы люди и в нашей стране, и за рубежом
помнили об этой трагедии, мужестве и героизме
Советского народа»
Президент РФ В.В. Путин



Часть 1. На службе Родине.


29 мая 1944 года в г. Саратове на аэродроме завода № 292 (впоследствии Саратовском авиационном заводе) состоялась передача истребителя Як-3 зав. № 1712, приобретенного за 100 тыс. руб. на собственные сбережения саратовским колхозником Ферапонтом Петровичем Головатым, командиру 31-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковнику Борису Николаевичу Еремину с надписью на фюзеляже «От Ферапонта Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага». Это был 2-й самолет, который Ф.П. Головатый приобрел на заводе № 292 в г. Саратове и подарил своему земляку летчику-истребителю Б.Н. Еремину.

_________________
Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин у именного Як-3 зав. № 1712 — май 1944 года.

______________________


Первым был самолет Як-1Б (зав. № 08110), изготовленный нашим заводом 14.12.1942 года, принятый военным представителем 15.12.1942 года, в тот же день оплаченный и переданный тому же летчику Б.Н. Еремину с надписью на фюзеляже «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого».

Этот патриотический почин рядового гражданина нашей родины был подхвачен тысячами, как отдельных граждан-дарителей, так и трудовых коллективов предприятий организаций, научных учреждений, работников искусств.

Только на средства жителей Саратовской области на заводе № 292 в годы Великой Отечественной войны было построено 1520 самолетов Як-1 и Як-3.

У первого Як-1Б судьба сложилась хорошая. На нем Еремин Б.Н, лично сбил 8 самолетов фашистов и в 1944 г. (после выработки ресурса) истребитель по просьбе руководства Саратовской области был отправлен с фронта для экспозиции в областном музее краеведения в качестве музейного экспоната. В настоящее время самолет Як-1Б зав. № 81110 (единственный в мире оригинальный экземпляр, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны) находится в Музее Боевой Славы в Парке Победы г. Саратова.

________________
Б.Н. Еремин на Як-1Б № 81110 в Музее боевой славы в г.Саратове

___________________

На истребителе Як-3 зав. № 1712 Б.Н. Еремин лично сбил еще 6 фашистских самолетов. Этот самолет воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии. Последний бой он провел в небе Будапешта в мае 1945 года.

___________________________
Перед вылетом в Москву на Парад Победы.
Б.Н. Еремин и его механик Зуев в августе 1945

_______________________

В августе 1945 года, по распоряжению Главкома ВВС, Еремин Б.Н. перегнал самолет Як-3 в г. Москву для участия в воздушном параде Победы. Однако парад не состоялся из-за погодных условий.

_________________
Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин в г. Москве

________________


На аэродроме Измайлово в мае 1947 года Б.Н. Еремин передал самолет Як-3 зав. № 1712 по акту в качестве музейного экспоната в Центральный Дом Авиации и ПВХО им. М.В. Фрунзе.

24.05.47 г. в формуляре самолета сделана запись:
«Самолет списан инспекторским свидетельством и передан Ц.Д.Авиации и ПВХО, как историческая ценность. К-н атс Наумченко». (Фонд № 20 инв. 22, д.5 Центрального Дома Авиации и космонавтики им. М.В.Фрунзе). В музее Ц.Д.Авиации и ПВХО самолет Як-3 зав. № 1712 был включен в «Опись...» под инвентарным номером 1376.

8.10.1958 г. представитель Центрального Дома Авиации и ПВХО им. М.В.Фрунзе на основании договоренности с генеральным конструктором А.С. Яковлевым передал по акту самолет Як-3 зав. № 1712 (инв. № 1376) представителям завода № 115 (впоследствии ММЗ «Скорость»- п/я М-5050, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»). Самолет Як-3 зав.№ 1712 был укомплектован мотором ВК-105пф № 522-457, что соответствует записи в формуляре самолета «замена мотора 412-190 на 522-457 произведенная 6.8.45 г.». В п.5 Акта указано, что у самолета не хватает спец установок, отдельных мелких агрегатов и приборов. Самолета был отреставрирован заводом № 115 и выставлен в его Музее.

АКТ приема-передачи Як-3 зав. № 1712 (инв. № 1376)



Отношения руководства ОКБ к Еремину Б.Н. И его оставляли желать лучшего. Привожу выдержку из письма Б.Н. Еремина в 2000 г., в котором он описывает отношение к нему и его самолету со стороны руководства ОКБ:

«Следует заметить, что сам А.С. Яковлев и особенно его сын Сергей Александрович, который ведал музеем ОКБ, всячески пытались доказать, что Як-3 не является самолетом Головатого, и самолет интересен ОКБ лишь как очередная модификация и им безразлично кто приобретал Як-3. Самолет Як-3 находился в музее ОКБ на закрытой территории ОКБ и доступ к нему был ограничен.
Ветераны ВВС, родственники Ф.П. Головатого обратились ко мне с просьбой помочь восстановить доброе имя патриота своей страны Ферапонта Головатого, дать отпор попыткам умолить значение фронтовой реликвии для воспитания молодежи.
Специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин.
В ОКБ вынуждены были восстановить на самолете дарственную надпись, пригласить меня в ОКБ и сфотографировать рядом с самолетом (фото прилагаю), разрешить доступ к самолету
».

___________________
Б.Н. Еремин и Як-3 зав. № 1712 в Музее ОКБ им. А.С. Яковлева

____________________


Часть 2. «Проданный» подарок.


В 1991 г. ОКБ, оказавшись без бюджетного финансирования, начало самостоятельно изыскивать средства. Одним из проектов по предложению фирмы Амерусс (США) стала работа по созданию самолетов–реплик (летающих копий) Як–3 для продажи в авиационные музеи мира. Партнерами ОКБ по данному проекту стали: фирма Ганнел (Музей полета в Санта–Монике, штат Калифорния, США) и серийный авиазавод — НПО «Стрела» (Оренбург). Для привлечения покупателей, Як–3 отправили в Санта–Монику на временную бесплатную экспозицию сроком на 3 года или до момента поставки 20 реплик (что раньше наступит). Вывоз произведен согласно разрешению ТУ/62В от 31.07.91 г. Министерства внешних экономических связей СССР. (из разъяснений Гуртового А.И. - зам. генерального директора ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» ).

В 1994 году самолет не был возвращен из США в Россию.

________________
Як-3 зав. № 1712 в Музее полетов г. Санта-Моника, Калифорния, США

________________

Узнав о факте передаче дарственного самолета-реликвии в США и не возврате его в срок по контракту, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, почетный гражданин г. Никополя (Украина), г. Кельце (Польша), г. Волгограда и г. Саратова генерал-лейтенант Б.Н. Еремин стал обращаться в различные государственные и общественные организации за помощью о возврате своего боевого друга на Родину.

Первые его обращения к помощнику президента по вопросам авиации маршалу Шапошникову Е.И. и в ОКБ им. А.С. Яковлева были безрезультатны.

Были также обращения Совета Ветеранов Вооруженных сил Генеральному конструктору ОКБ им. А.С. Яковлева Дондукову А.Н. и депутату Государственной думы созыва 1996-1999 г.г. Бенову Г.М., а от него, соответственно, депутатский запрос Генеральному прокурору РФ, многочисленные публикации в прессе Б.Н. Еремин, в свою очередь, предпринимал всевозможные усилия по возвращению своего боевого товарища самолета-истребителя Як-3 из США.

От имени ветеранов войны, родных Ф.П. Головатого и от себя лично Б.Н. Еремин обратился в октябре 2000 г. к начальнику Центрального музея Военно-Воздушных Сил полковнику А.В. Гончарову, а тот в свою очередь, к председателю Государственной думы Г.Н. Селезневу.

Письмо Б.Н.Еремина начальнику Центрального музея ВВС РФ

[Spoiler (click to open)]
Начальнику Центрального музея
Военно-воздушных сил
полковнику А.В. Гончарову

Уважаемый Александр Владимирович!

Узнал, что музей ВВС распоряжением Правительства Российской Федерации получил статус федерального государственного учреждения и стал самостоятельным юридическим лицом. Искренне рад этому событию. Передаю музею в дар для экспозиции фронтовые фотографии, газетные публикации о бое "7 против 25", сувениры, модели самолетов, мемуары и другие материалы. И впредь буду сотрудничать с музеем в плане пополнения его фондов личными вещами, фронтовыми воспоминаниями и другими документами представляющими историческую ценность.

С болью в душе обращаюсь к Вам с волнующим меня вопросом, и надеюсь, что Центральный музей ВВС сможет решить проблему возвращения из США в Россию самолета Як-3 - фронтовой реликвии, который был подарен ВВС Ф.П. Головатым в годы Великой Отечественной войны.

По данному вопросу я обращался в Совет ветеранов войны и Вооруженных Сил, к помощнику президента России по авиации и космонавтике маршалу Шапошникову Е.И. и др. инстанции, но положительных результатов эти обращения не принесли.

Кратко об истории вопроса:

В годы войны саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый, на свои личные сбережения приобрел самолет Як-1 и передал его воинам Сталинградского фронта. Решением военного совета фронта, летчиком для получения самолета и боевой работы на нем, был выделен командир 31 гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Еремин Борис Николаевич. В конце 1942 года, на авиазаводе в Саратове я принял от Ф.П. Головатого самолет Як-1 и воевал на нем под Сталинградом Ростовом, в Донбассе, под Мелитополем и Никополем, в Крыму и под Севастополем. После освобождения Севастополя самолет Як-1 с дарственной надписью Ф.П.Головатого как выработавший ресурс эксплуатации, был отправлен в Саратов, где был установлен для обозрения на одной из площадей города, а затем в здании областного музея, как фронтовая реликвия.

Самолет Як-1, с дарственной надписью: "Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатого", ныне установлен в павильоне музея Великой Победы в г. Саратове на Соколовой горе, открытие которого состоялось в день 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. По просьбе губернатора Саратовской области я присутствовал на открытии музея. (Фотографию прилагаю).

В июне 1944 года Ф.П.Головатый, узнав, что его подарок отправлен в музей, обратился к И.В.Сталину с просьбой разрешить приобрести второй самолет и вручить его летчику Б.Еремину. Просьба Ф.П.Головатого была удовлетворена.

В 1944 году на митинге в г. Саратове гв. подполковнику Еремину, был вручен Ф.П.Головатым "Второй самолет на окончательный разгром врага". Это был самолет новой модификации Як-3. Этот самолет воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии.

В августе 1945 года по распоряжению Главкома ВВС самолет Як-3 я перегнал в г. Москву для участия в воздушном параде победы. Однако парад не состоялся из-за погодных условий.

На аэродроме Измайлово самолет Ла-7 И.Н. Кожедуба и Як-3 от Б.Н.Еремина были переданы по акту представителям музея авиации им.Фрунзе. Оба самолета как музейные реликвии до 1958 года экспонировались в данном музее .

В связи с ремонтом помещения музея в 1958 году самолеты были перемещены во двор музея, а впоследствии самолет Ла-7 был передан в музей ВВС (Монино), где и экспонируется в настоящее время, а Як-3 забрало ОКБ А.С. Яковлева в свой музей, где он и находился до 1991 года.

Следует заметить, что сам А.С. Яковлев и особенно его сын Сергей Александрович, который ведал музеем ОКБ, всячески пытались доказать, что Як-3 не является самолетом Головатого, и самолет интересен ОКБ лишь как очередная модификация и им безразлично кто приобретал Як-3. Самолет Як-3 находился в музее ОКБ на закрытой территории ОКБ и доступ к нему был ограничен.

Ветераны ВВС, родственники Ф.П.Головатого обратились ко мне с просьбой помочь восстановить доброе имя патриота своей страны Ферапонта Головатого, дать отпор попыткам умолить значение фронтовой реликвии для воспитания молодежи.

Специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин.

В ОКБ вынуждены были восстановить на самолете дарственную надпись, пригласить меня в ОКБ и сфотографировать рядом с самолетом (фото прилагаю), разрешить доступ к самолету.

В 1995 году ОКБ выпустило альбом истории ОКБ Яковлева, в котором на стр. 165 признает, что в музее представлен Як-3 Головатого, на котором летал Герой Советского Союза Б.Н.Еремин. На стр.99 сказано, что в 1991 году ОКБ Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой "Ганнел" об отправке Як-3 Калифорнийский музей (США) сроком на 4 года, заключено было соглашение о поставке в США партии самолетов Як-3. На стр.44 альбома ОКБ описывается воздушный бой на Як-1 под руководством командира эскадрильи Б.Н.Еремина, этот бой известен как "7 против 25", "Воевать не числом, а умением".

Создается впечатление, что ОКБ Яковлева признало, факт нахождения в музее самолета Головатого и боевой работы на нем летчика Еремина, даже описало воздушный бой проведенный летчиком Ереминым в марте 1942 г. на Як-1 и в тоже время передало по контракту самолет Головатого Як-3, который почти 9 лет находится в музее США.

Я получаю письма от ветеранов ВВС, однополчан с просьбой вернуть фронтовую реликвию нашей Победы - самолет патриота Головатого Як-3 на Родину.

Газета "Красная звезда от 13.03.92г. в статье "Символ Победы с аукциона" осудила действия ОКБ и встала на защиту фронтовой реликвии. Но безрезультатно.

Уважаемый Александр Владимирович!

Обращаюсь к Вам от имени ветеранов войны, родных Ф.П.Головатого и от себя лично с просьбой вернуть на Родину реликвию нашей Победы - подарок фронтовикам патриота Ф.П. Головатого.

Надо поднять общественность, актив ветеранских организаций, чтобы вернуть Як-3 на подобающее ему место в музее нельзя допустить, чтобы фронтовая реликвия нашей Великой Победы становилась предметом торговли.

Имя Ферапонта Головатого и его самолет стали неотъемлемой частью нашей истории и должны способствовать воспитанию патриотического сознания граждан страны, поэтому место этого самолета в Центральном музее Военно-воздушных сил.

С уважением
Герой Советского Союза
генерал-лейтенант авиации в отставке Б.Еремин
9.10.2000 г.»
---------------------------------------------------------------------




Многочисленные публикации в различных СМИ содержали главную мысль, что ОКБ им. А.С. Яковлева передав (продав) боевую реликвию в США и не вернув ее в Россию, совершил, по существу, поступок не красящий легендарное конструкторское бюро. Тем более, что Як-3 зав. № 1712 являлся единственным в России и вторым в мире сохранившимся оригинальным Як-3 времен Второй мировой войны. Летчики полка «Нормандия-Неман» свято хранят свой Як-3 в Музее полка в Ле Бурже (Франция), а прославленное ОКБ российскую реликвию «продала».

ОКБ фактически отстранилось от этого процесса, давая информацию, унижающую Б.Н. Еремина и его боевого товарища самолет Як-3 зав. № 1712.

Приводим статью их «Аэро-Космических новостей» в 1998 году.

[Spoiler (click to open)]
ЗАЛОЖНИК НИЩЕТЫ

В АКН №6/1998 был опубликован редакционный материал «Дареное не дарят. И не продают», в котором шла речь о судьбе истребителя Як-3 из экспозиции музея ОКБ им. А.С.Яковлева.

Этот самолет был жемчужиной коллекции музея, единственным экземпляром истребителя данного типа, сохранившемся на территории бывшего СССР (и одним из двух в мире - второй хранится в Musee De L'air в Париже). Но уже около семи лет от находится на территории США, в музее авиации города Санта-Моника.

Как он там оказался, не был ли он продан втихаря (как были проданы шустрыми делягами-генералами Ла-11 из Монино, Bf109G и P-40E Kittyhawk из коллекции Музея авиации Северного флота) или обменян на ширпотреб? Мы сознательно выбрали эзопов язык публикации, так как не имели всей информации от владельцев «Яка».

Недавно нам поступило официальное письмо из ОКБ им. Яковлева за подписью вице-президента ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева» Аркадия Гуртового:


Издателю «Аэрокосмических новостей»


Сообщаю о самолете Як-3 - экспонате музея ОКБ имени А.С. Яковлева.

Самолет Як-3, заводской № 1376, ОКБ получило в октябре 1958 г. от Центрального Дома авиации в разукомплектованном виде, без оружия, шасси, приборов и с большими повреждениями. В течение года ОКБ производило восстановление самолета до состояния музейного экспоната.

По требованию Б.Н. Еремина, поддержанному ЦК КПСС, на Як-3 была сымитирована надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!», хотя в действительности это был не самолет № 1712, который подарил Головатый и на котором летал Еремин (формуляр с его подписью хранится в Доме авиации).

В 1991 г. ОКБ, оказавшись без бюджетного финансирования, начало самостоятельно изыскивать средства. Одним из проектов по предложению фирмы Амерусс (США) стала работа по созданию самолетов-реплик (летающих копий) Як-3 для продажи в авиационные музеи мира. Партнерами ОКБ по данному проекту стали: фирма Ганнел (Музей полета в Санта-Монике, штат Калифорния, США) и серийный авиазавод - НПО «Стрела» (Оренбург).

Для привлечения покупателей, Як-3 отправили в Санта-Монику на временную бесплатную экспозицию сроком на 3 года или до момента поставки 20 реплик (что раньше наступит). Вывоз произведен согласно разрешению ТУ/62В от 31.07.91 г. Министерства внешних экономических связей СССР.

Начиная с 1994 г. программа постройки и продаж реплик стала выполняться с нарушением первоначальных договоренностей, как руководством НПО «Стрела», так и фирмой Ганнел. Несмотря на все протесты ОКБ, вплоть до обращения к начальнику ГУ Госкомоборонпрома, НПО продолжало прямые контакты для поставки самолетов американской стороне без участия ОКБ. Остались без ответа и неоднократные требования ОКБ к фирме Ганнел о возврате Як-3 в Россию (многочисленные факсы, командировка в Санта-Монику, письмо от 30.08.95.).

Мы вынуждены были подключить несколько адвокатских фирм США, но сложное финансовое положение ОКБ не позволяет выделить достаточно валюты для оплаты работы юристов. Однако мы продолжаем изыскивать дополнительные возможности с тем, чтобы вернуть самолет. А пока американская фирма Ганнел незаконно удерживает российскую собственность.

Вице-президент А.И. Гуртовой
18.08.98.


Уважаемые читатели!

Мы оставляем без комментариев письмо А. Гуртового. Хотим лишь сказать, что речь идет о судьбе одного из наиболее ярких материальных символов нашей победы над фашизмом, нашего технического превосходства над основным истребителем Люфтваффе - Мессершмиттом Bf109. Речь идет о судьбе одного из лучших истребителей второй мировой войны Як-3! Мы обращаемся ко всем, в чьих силах помочь вернуть в Россию этот самолет. Помогите ОКБ! Помогите оплатить услуги адвокатов и доставку «Яка» в Москву!

Контактные телефоны:
ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева»: (7-095) 158 37 67
Редакция бюллетеня АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ»: (7-095) 158 26 64
Более благородного дела для спонсоров и меценатов трудно представить!».
---------------------------------------------------------------------



Нам, в отличие от редакции, все-таки хочется прокомментировать письмо А.Гуртового, который сообщает в нем, что оказывается, в США был отправлен Як-3 зав. № 1376 и то, что этот самолет не был самолетом Ф.П. Головатого и Б.Н. Еремина.

Возможно, господин А.Гуртовой не знаком приемо-сдаточным актом от 8.10.1958 года, по которому Як-3 был передан от ЦД авиации и ПВО им. М.В. Фрунзе в завод № 115 по договоренности с А.С. Яковлевым. Правда, дальнейшие события показали, что А. Гуртовой этот «приемо-сдаточный акт» видел и даже направил его Минкультуры РФ. Видимо, цель А. Гуртового была нивелировать значимость самолета отправленного в США и представить в негативном свете Героя Советского Союза Б.Н. Еремина, бившегося за возвращение своего самолета из США. Однако, приемо-сдаточный акт и данные формуляра самолета Як-3 зав. № 1712 подтверждают, что это именно тот самый самолет Як-3 зав. № 1712 и именно он был отправлен в США. Так № 1376 является не заводским номером самолета Як-3, а его инвентарным номером, под которым он числился на балансе Музея ЦДАиК им. М.В. Фрунзе, а мотор типа № ВК-105пф № 522-457 согласно записи в формуляре самолета Як-3 зав. № 1712 был установлен на него 6.08.1945 года перед несостоявшимся Воздушным Парадом Победы.

В 2005 году Герой Советского Союза генерал-лейтенант Еремин Б.Н. умер, так и не дождавшись возвращения в Россию своего боевого друга самолета-истребителя Як-3 № 1712 из США.

Дело Б.Н. Еремина, после его смерти, по возвращению легендарного Як-3 зав. № 1712 продолжил генерал — Юрий Леонидович Фотинов.

11.04.2005 г. в «Новой газете» вышла большая статья Алексея ПОЛИКОВСКОГО «ИСТРЕБИТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Последний «ястребок» Як-3 был продан неизвестными в Санта-Монику (США)». Вот выдержка из этой статьи:

«...Герою Советского Союза Еремину уже было ясно, что все уклончивые слова, которые ему говорили в ОКБ Яковлева, не значат ровным счетом ничего. Он уже понимал, что самолет — последний Як-3 отечественных ВВС — просто продали в Америку. Кто именно продал, где договор, кому пришла в голову мысль сделать бизнес, продав военную реликвию, — летчик не знал. И я сейчас не знаю. ОКБ Яковлева за все эти годы ни разу толком не объяснилось ни с летчиком Ереминым, ни с ветеранами войны, которые многократно звонили в музей на Поклонной горе с вопросами о самолете. Исчезновение самолета и по сей день покрыто тайной. И молчанием.

Как расшифровать это глухое молчание? Скорее всего, люди, продавшие самолет, уверены в том, что сумеют промолчать столь долго, что голоса задающих вопросы умолкнут сами собой. И действительно, как отставной генерал в возрасте 90 лет может пробивать бюрократические стены, добиваясь того, чтобы ему показали договор, по которому отдали в Америку его боевой «Як»? У Бориса Еремина в начале двухтысячных годов для этого уже не было ни сил, ни возможностей.

Тогда все хлопоты по прояснению ситуации принял на себя друг Еремина, другой авиационный генерал — Юрий Леонидович Фотинов.

В его кабинете в здании Российского комитета ветеранов войны на стене висят портреты Ленина и Лермонтова, на столе под стеклом лежит большая цветная фотография, на которой Як-3 изображен в полете. О Яке-3 мы и говорим. «Я его оцениваю высоко. Это великолепный самолет»... «Он как балерина в воздухе, посмотрите на него! Красавец!»

«ОКБ поступило по-свински, уж если на то пошло. Этот самолет не принадлежит ОКБ Яковлева. Он был подарен Военно-воздушным силам. Ферапонт Головатый деньги заплатил за него. ОКБ Яковлева никаких правовых отношений к этому самолету не имеет. Они украли его. Пусть не позорят доброе имя конструкторского бюро. Пусть покажут документы, по которым заключена сделка. Покажите документы, обращенные к американской стороне, где вы требуете возврата самолета!»


Я хочу знать: кому пришло в голову продать последний Як-3 наших ВВС в Америку? Я бы хотел поговорить с этим человеком, выслушать его. Я понимаю: время было такое, когда соблазн самой дикой купли-продажи охватывал страну. В начале девяностых дела у ОКБ Яковлева шли не очень хорошо. Могли подумать: что там какой-то древний истребитель, когда из страны вывозят ракетные установки, авианесущие крейсеры и эшелоны танков? Кто заметит? И «толкнули» истребитель, как «толкают» на рынке китайскую кастрюлю или турецкую кожаную куртку…

Есть вещи, которые для нации дороже денег. Человек, который предложит американцам продать самолет, на котором Чарльз Линдберг пересек океан, будет немедленно признан предателем или сумасшедшим. Может ли Англия продать подзорную трубу адмирала Нельсона, может ли Франция продать шпагу д,Артаньяна? Тогда это будут не Англия и не Франция, а что-то совсем другое.

...этот истребитель — Як-3, заводский номер 1712, помнящий ладони летчика Бориса Еремина на ручке управления и секторе газа и враждебный рев «Мессершмитов», хищно вываливающихся из-за облаков, — мог рассчитывать на то, что торговать им не будут. Но он ошибся».



Часть 3. Долгая дорога домой.


… В июле 2013 года , ветераны Саратовского авиационного завода, стертого с лица земли в 2012 году современными «менеджерами», собирали материалы для книги «Судьба ...» об истории завода.

Директор Народного Музея истории Саратовского авиационного завода Аристархов Валентин Андреевич принес Бернадскому Александру Фридриховичу документы по самолету Як-3 зав. № 1712, статьи о нем.

С этого момента и начался новый этап борьбы по возврату легендарного самолета Як-3 из США в Россию, в его родной город Саратов, где он был изготовлен и впервые поднялся в небо.

Бернадский А.Ф. очень быстро, через интернет нашел этот самолет. По нему было масса сведений. Он находился в «Музее полетов» г. Санта-Моника, Калифорния, США. Судя по фотографиям, хозяин этого Музея сохранил наш легендарный самолет в прекрасном состоянии.

Как ОКБ долгие годы не могло найти с лучшими в мире частными американскими детективами этот никуда не пропадавший самолет остается непонятно. Вернее, наоборот понятно. Самолет, видимо, и не искали...

Ветераны САЗа, направили обращения к ряду должностных лиц, в т.ч. к губернатору Саратовской области Радаеву В.В.. В этих обращениях они просили принять меры по возврату Як-3 зав. № 1712 в Россию. Однако, адресаты их обращений, кроме пространных ответов, ничего более эффективного сделать либо не смогли, либо не захотели.

В сентябре 2013 года ветераны САЗа направили обращение к депутату ГД РФ 6-го созыва от КПРФ Алимовой Ольге Николаевне. Обращение под названием «Вернуть великую реликвию — самолет Як-3 в Россию из Американского плена» было опубликовано в газете Коммунист-век XX-XXI (Саратовского обкома КПРФ) № 36 (778) от 12.09.2013 г.

Алимова О.Н. направила депутатский запрос Министру обороны РФ Шойгу С.К. и Министру иностранных дел РФ Лаврову С.В.

Министр иностранных дел РФ Лавров С.В. Оперативно и эффективно взялся за решение вопроса по возврату легендарного самолета в Россию. Представители дипкорпуса России в США связались с Госдепом США и при его содействии провели переговоры с хозяином Музея в Санта-Монике по возврату самолета Як-3 зав. № 1712 в Россию, о чем было сообщено Алимовой О.Н. в ноябре 2013 года.

28.10.2013 г., в день открытия памятника убитому «Сартовскому авиационному завод» в сквере Авиастроителей, рядом с развалинами Великого Завода, на ОРТ в программе «Другие новости» вышел репортаж о реставрации первого именного самолета Ф.П. Головатого — Як-1Б зав. № 81110. В этом же репортаже показали сюжет из «Музея полетов» (Санта-Моника, Калифорния, США) о Як-3 зав. № 1712.

Вот выдержка из этой программы:

«Как рассказывают историки, Головатый долго ходил по цехам, выбирая самый лучший, самый надежный самолет и лично вручил его саратовскому летчику Борису Еремину. ЯК-3 пролетал всю войну, а уже в 90-е каким-то образом попал за океан. Он и сейчас там - в музее авиации Санта-Моники.

тим летом здесь было больше русских туристов, чем обычно. Они были удивлены, узнав ЯК-3 здесь, им было очень приятно. Они перевели мне надпись на борту. Русские гордятся этим самолетом", - говорит экскурсовод Стив Бениш.

Замысловатые надписи гиду никак не даются, имя Феррапонт - для среднестатистического американца что-то запредельное. Даже историю экспоната Стив Бениш знает в основном по рассказам русских туристов. Здесь не афишируют, как советская реликвия оказалась у них, а на родине объясняют: никаких официальных бумаг на этот счет нет, скорее всего, его просто продали».

В начале апреля 2014 г. Ольге Николаевне Алимовой ответил замминистра иностранных дел РФ С.А. Рябков. Выяснилось, что МИД привлек решению проблемы Госдеп США и, наконец, руководство музея Санта-Моники (Калифорния) «выразило готовность вернуть боевую реликвию в Россию». «Владелец музея признал правомерность наших претензий, но ссылался на то, что по истечении четырех лет, когда самолет мог экспонироваться согласно заключенному в 1991 г. контракту с OKБ имени А.С.Яковлева, российская сторона якобы не обращалась по поводу его возвращения. При этом он обязался передать ЯК-3 (№ 1712) в полной сохранности и надлежащей упаковке при условии, что расходы по транспортировке, включая страховку, оплатит российская сторона».

Из письма выяснилось, что за самолетом полетит целая делегация во главе с Послом по особым поручениям, ответственным секретарем Российско-американской двусторонней Президентской комиссии В.Н.Винокуровым. В составе делегации будут специалисты Минпромторга РФ и представители компании правопреемника OKБ имени А.С.Яковлева – «Объединенная авиастроительная корпорации» (ОАК) и корпорации «Иркут».

Участие представителей ОКБ в возвращении Як-3 зав. № 1712 было обусловлено рядом объективных причин, в т.ч. тем, что контракт на отправку в США этого самолета в 1991 году оформлялся этой организацией. В соответствии с таможенным законодательством контракт и все процедуры оформлялись в режиме временного вывоза, что подразумевало вывоз и последующий возврат самолета в оговоренный в контракте срок. Из обязательств ОКБ было выполнено только одно — вывоз, возврат в срок в 1994 году не был выполнен. Нарушение таможенного законодательства влекло привлечение виновника, а это ОКБ, к наказанию, вплоть до уголовного. Однако, по какой то причине таможенная служба не привлекла ОКБ к ответственности за нарушение таможенного законодательства. Для «закрытия» обязательств по контракту и было привлечено ОКБ.

В мае 2014 года депутату ГД РФ Алимовой О.Н. поступила телеграмма от посла по особым поручениям Владимира Винокурова, который курировал вопрос возвращения реликвии в Россию из США.

«...Как рассказала депутат госдумы Ольга Алимова, в телеграмме говорится, что руководство Музея авиации в Санта-Монике (США, Калифорния) подписало меморандум о порядке возвращения в Россию самолета ЯК-3...

Как сказано в телеграмме, до июня 2014 года руководство Музея Санта-Моники определит порядок возвращения самолета и финансирование его транспортировки. Установлена подлинность самолета, американская сторона конструктивно подошла к решению вопроса о возвращении легендарного ЯК-3 в преддверии празднования 70-летия победы над фашистской Германией.

– Я очень признательна работникам Саратовского авиационного завода Валентину Андреевичу Аристархову и Александру Фридриховичу Бернадскому, ведь без их настойчивости легендарный самолет мог навсегда остаться в Америке. Также выражаю огромную благодарность работникам Министерства иностранных дел РФ, сделавшим все возможное и невозможное для возвращения нашей реликвии на Родину, – подчеркнула Алимова».

В середине ноября 2014 года «...Министр иностранных дел Сергей Лавров проинформировал депутата Госдумы РФ Ольгу Алимову о достигнутых успехах - самолет Як-3 покинул порт Лос-Анджелеса 7 ноября в морских контейнерах.

По данным Министра иностранных дел Сергея Лаврова, боевая реликвия будет доставлена водным путем в Санкт-Петербург в середине декабря. Министр отметил, что МИД объединил усилия с ОКБ им.Яковлева в урегулировании вопроса с американскими властями и владельцами музея Санта-Моника. Представители ОКБ встретят самолет в России, а далее Сергей Лавров выражает надежду, что боевая реликвия займет достойное место в одном из российских музеев военной авиации.

Я бесконечно благодарна МИД России и лично Сергею Лаврову, – сообщила нашему информагентству Ольга Алимова, – но последний пункт меня, честно говоря, смутил. Этот самолет – непростая машина, мы все знаем, что он куплен на деньги саратовского колхозника Ферапонта Головатого специально для летчика-аса Бориса Еремина. То есть самолет не просто сделан в Саратове, он еще и куплен на деньги нашего земляка, поэтому и стоять он должен у нас в Музее боевой славы».

14 декабря 2014 года легендарный именной самолет-истребитель Як-3 зав. № 1712 вернулся на Родину в Россию.

В августе 2015 года Бернадский А.Ф. направил письмо Dan Ryan - руководителю Музея полетов, г Санта-Моника, Калифорния, США с благодарностью за сохранность и возврат самолета Як-3 зав. № 1712.

Dan Rean ответил 20.08.2015 г.
«Museum of Flying Contact Us: Yak-3
Dan Ryandan@museumofflying.org 20.08.15
Dear Sir,
We are glad that the Yak 3 has returned to where it belongs.»

В переводе на русский ответ из США звучит так: «Мы рады, что Як-3 вернулся на свое место».

Хозяин американского музея оказался патриотичнее прославленного ОКБ.


Окончание...

Tags: #Саратов, САЗ, авиация, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “САЗ” Tag

  • 2021-01-21 Строительный обзор: Заводской район

    Прежде чем приступить к обещанному обзору новостроек Заводского района, предлагаю всем вернуться в пост Проект благоустройства набережной Саратова…

  • 2020-06-29 Авиационный обзор

    Новости аэропорта "Гагарин": - старт рейсов в Анталью сдвинули на 16 июля, в Салоники - на 1 августа, в Энфиду - на 3 августа - с 25 октября частота…

  • 2020-06-22 Авиационный обзор

    Новости аэропорта Гагарин. Спрос на авиаперелеты повышается. - частота запланированных с 2 июля рейсов в Симферополь увеличилась с 2 до 3 раз в…

  • 2020-05-26 Авиационный обзор

    Новости расписания аэропорта "Гагарин": - Nordwind заменяет своими "Боингами" Эмбраеры PegasFly на рейсах в Симферополь. Их начало соответственно…

  • 2020-03-16 Авиационный обзор

    На фоне схлопывающейся авиационной отрасли из-за коронавируса, когда каждый день закрываются какие-то направления для Саратова это происходит…

  • 2020-03-02 Авиационный обзор

    Новости аэропорта "Гагарин": - "Pegas Fly" увеличивает число рейсов в Симферополь в летнем расписании. В октябре прошлого года я уже писал о том,…

  • 2020-02-23 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Facebook post Прощай, холодильник…

  • 2019-12-29 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. СГЭТ поддержат на «рогах» Более…

  • 2019-07-27 Поездка в Завчик

    Завчик выходного дня - это особая атмосфера. Кому не знать, я жил там в детстве, а потом часто бываю там. Люблю Заводской. Все знают, что перед…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “САЗ” Tag

  • 2021-01-21 Строительный обзор: Заводской район

    Прежде чем приступить к обещанному обзору новостроек Заводского района, предлагаю всем вернуться в пост Проект благоустройства набережной Саратова…

  • 2020-06-29 Авиационный обзор

    Новости аэропорта "Гагарин": - старт рейсов в Анталью сдвинули на 16 июля, в Салоники - на 1 августа, в Энфиду - на 3 августа - с 25 октября частота…

  • 2020-06-22 Авиационный обзор

    Новости аэропорта Гагарин. Спрос на авиаперелеты повышается. - частота запланированных с 2 июля рейсов в Симферополь увеличилась с 2 до 3 раз в…

  • 2020-05-26 Авиационный обзор

    Новости расписания аэропорта "Гагарин": - Nordwind заменяет своими "Боингами" Эмбраеры PegasFly на рейсах в Симферополь. Их начало соответственно…

  • 2020-03-16 Авиационный обзор

    На фоне схлопывающейся авиационной отрасли из-за коронавируса, когда каждый день закрываются какие-то направления для Саратова это происходит…

  • 2020-03-02 Авиационный обзор

    Новости аэропорта "Гагарин": - "Pegas Fly" увеличивает число рейсов в Симферополь в летнем расписании. В октябре прошлого года я уже писал о том,…

  • 2020-02-23 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. Facebook post Прощай, холодильник…

  • 2019-12-29 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Ссылки на новости и видеосюжеты. СГЭТ поддержат на «рогах» Более…

  • 2019-07-27 Поездка в Завчик

    Завчик выходного дня - это особая атмосфера. Кому не знать, я жил там в детстве, а потом часто бываю там. Люблю Заводской. Все знают, что перед…