djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Category:

Краткая история саратовского транспорта. Часть 4. Троллейбусы и возвращение маршруток

Краткая история саратовского транспорта.
Часть 1. Первый общественный транспорт Саратова
Часть 2. Саратовский трамвай: рождение нового транспорта
Часть 3. Проблемы трамвая, появление автобусов и маршруток

В прошлой статье (Проблемы трамвая, появление автобусов и маршруток) мы остановились в 1952 году.

Именно тогда в Саратове появляется новый вид общественного транспорта – троллейбус. В Москве и Ленинграде он появился ещё до войны. В 1951 году троллейбусы начинают производить в Энгельсе, и уже в следующем году «рогатый автобус» приходит в областной центр.



Открытие троллейбуса приурочили к 35-летию со дня Октябрьской революции. 6 ноября 1952 года на первый троллейбусный маршрут «Вокзал – площадь Революции» вышло пять троллейбусов марки МТБ-82Д.

Далее троллейбусные линии активно строятся по всему городу. Троллейбус поначалу воспринимался современной заменой трамвайному движению, так как был более мобилен: мог объехать препятствия, будучи не привязанным к рельсам. Да и рельсы мешались появлявшемуся в больших количествах автомобильному транспорту. Поэтому первые троллейбусные линии в городе заменяли уже существующие трамвайные линии.



Троллейбус №1 был продлён до Волги, заменив трамвай 14 маршрута (Вокзал – Волга, по Ленинской (ныне - Московской) улице).

Троллейбус №2 – замена трамвая 6 маршрута (Вокзал – Волга, по проспекту Кирова).

Троллейбус №3 – замена трамвайного маршрута №11, который ходил тогда до станции Саратов-2 и трамвая №8, который ходил до района 1-ой горбольницы.

Троллейбус №4 – замена трамвайного маршрута №3 (Музейная площадь – площадь Орджоникидзе).



Однако позже эта тенденция пошла на спад, так как начали применяться новые технологии и модели трамваев. Трамвайные вагоны стали более вместительными, долговечными, удобными. Экономические показатели говорили о преимуществе трамвая.

Борьба за экологичность, начатая в 1970-х годах и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта. До последнего времени больше половины саратовских пассажиров перевозил именно электротранспорт.

В Саратове строились новые трамвайные и троллейбусные линии, депо, тяговые подстанции, продлялись и отрывались новые маршруты. Закрывались лишь те, где невозможно было использовать современный подвижной состав (трамвай 13 маршрута в Затон).

Знаковым событием 22 января 1966 года стало открытие междугородного троллейбусного маршрута №9, который соединил Саратов и Энгельс по автодорожному мосту.



Общественный транспорт, если сравнивать его с сегодняшним днём, ездил быстро, ведь пробок в то время в городе не было и светофоров на перекрёстках было гораздо меньше. Но даже в такой ситуации думали о том, как сделать движение ещё быстрее.

В 1970-е годы началось строительство скоростного трамвая, что значительно ускорило путь пассажиров в центр из Ленинского района. Однако это заслуживает отдельной статьи.
Появились автобусные маршруты, работающие в режиме «экспресса», которые обозначались дописанной буквой «-э» и красным цветом на маршрутоуказателях. Такие индексы были присвоены протяжённым маршрутам (2-э «Пл. Советско-Чехословацкой дружбы – ул. Посадского», 8-э «Пл. Фрунзе (ныне Ильинская) – Аэропорт», 12-э «Музейная пл. – 6-й квартал»). От обычных маршрутов они отличались отсутствием ряда промежуточных остановок.



В 1980-м после московской Олимпиады Саратов получил микроавтобусы «РАФ», обслуживавшие гостей и участников спортивных игр. Голубые микроавтобусы с шашечками на борту начали работать, как маршрутные такси. Первоначально они ездили от Центрального колхозного рынка на площадь Орджоникидзе и 6-ой Квартал. Интересно было и то, что направление движения подъехавшей к Сенному «маршрутки» выбиралось в зависимости от того, на какой из посадочных площадок собралось больше пассажиров. Уже через 5 лет в городе будет насчитываться 7 маршрутов, обслуживаемых «РАФиками».



С распадом СССР и началом экономического кризиса в 1990-х развитие трамвая и троллейбуса прекратилось. Многие планы остались нереализованными (троллейбус по дороге Дружбы, в Усть-Курдюм, трамвай по улице Технической, по Лебедева-Кумача, на Кумысную поляну и друге). Обновление подвижного состава стало нерегулярным.

В 1997 году были закрыты трамвайные маршруты №№ 1 и 15. На замену им был открыт троллейбусный маршрут №15. Позже были сокращены троллейбусный маршрут №4 и трамвайный №11. Закрыто самое новое и современное Ленинское трамвайное депо. В 2011 году были сняты рельсы с Большой Горной, а в 2013 году – с улицы Кутякова.



Если в 1970-80-х в городское хозяйство поступало 10-20 новых трамваев в год, которые планово списывались через 5-10 лет эксплуатации, то большинство нынешних вагонов трудятся уже третий десяток лет. Последнее обновление парка электротранспорта произошло в 2009 году.

На замену экологичному электротранспорту приходят коммерческие автобусы и маршрутные такси, заполонившие город с конца 1990-х. Сейчас насчитывается около 100 городских автобусных маршрутов, львиная доля которых обслуживается автобусами малой вместимости.



К сожалению, такая тенденция происходит во всех городах России. Ряд городов (Воронеж, Астрахань, Архангельск, Дзержинск) совсем лишился трамваев.

Происходит это по экономическим причинам – общественный транспорт практически в любой стране является дотационным, то есть работает ниже себестоимости. Выполняя социальную функцию – обеспечивая подвижность населения, а вместе с ней развитие и поддержание экономики города, он уменьшает возможные пробки на городских улицах. Электротранспорт, являясь муниципальным, получает всё меньше дотаций. Отсюда и отсутствие денег даже на поддержание его в хорошем состоянии.

Автобусные же маршруты в Саратове были отданы в частные руки. Частный бизнес пустил их по маршрутам со сложившимся пассажиропотоком, в том числе дублируя маршруты электротранспорта. Автобус мобилен – он может объехать пробку, аварию или перерытую проезжую часть по другим улицам. Нерентабельные маршруты с лёгкостью открываются, сокращаются или продляются.

Однако есть много минусов, связанных с коммерциализацией перевозок. Водители автобусов не соблюдают графики: начинают работать и заканчивают тогда, когда это выгодно, могут подолгу стоять на остановках, набирая пассажиров, в том числе и промежуточных.



Автобусы малой вместимости занимают на дороге много места относительно другого общественного транспорта, так как количество пассажиров, которое в них может разместиться, в несколько раз уступает вместимости трамвайного вагона или троллейбуса. В них не влезешь с коляской, большими сумками, да и без сумок в час пик забраться в микроавтобус на следующей после конечной остановки уже нереально.



Общественный транспорт становится менее удобным, что приводит к росту автомобилизации населения. Число зарегистрированных автомобилей в Саратове постоянно растёт и на начало 2016 года эта цифра составляла около 400 зарегистрированных автомобилей на 1000 человек населения. Это, в свою очередь приводит к пробкам, недостатку парковочных мест и другим хорошо знакомым горожанам проблемам.

И единственный правильный выход из сложившейся ситуации – развитие общественного транспорта, как удобную и дешёвую альтернативу личному во внутригородских поездках.





Использованы источники:

1. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
2. «Саратовскому трамваю – 100 лет», Саратов: 2008 г.
3. Газета «Коммунист», различные номера


Tags: #Саратов, автобусы, краеведение, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “транспорт” Tag

  • 2021-02-28 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Пуск конки

    Заметка о пуске конки в Саратове, который состоялся 1 апреля 1887 года с цитатой дореволюционного фельетона на ту тему. (из газеты 1992 года)…

  • 2021-02-07 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • Саратовский электротранспорт: что изменилось в 2020 году?

    Текст написан пабликом " Трамваи и троллейбусы Саратова" Ушедший год стал наиболее продуктивным для развития электротранспорта в нашем городе как…

  • 2021-01-31 Саратовский обзор

    Обзор за неделю, как всегда без чистой политики и криминала. О развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению…

  • 2021-01-17 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению новости и видеосюжеты. Начну…

  • 2021-01-03 Саратовский обзор

    Без политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению новости и видеосюжеты. Время…

  • 2020-11-08 Саратовский обзор

    Без чистой политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению новости и видеосюжеты.…

  • 2020-10-25 Саратовский обзор

    Без чистой политики и криминала. Только о развитии города, транспорте и культуре. Далее - ссылки на интересные по моему мнению новости и видеосюжеты.…

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments