djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Проспект Победы и другие планы по расширению улиц [Эксклюзив]

В апреле я спрашивал у вас про бульвар на улице Радищева. Он появляется лишь на одном маленьком участке этой улицы - от Большой Горной до Соколовой. Почему и зачем он тут появился? Я получил много интересных версий, как в комментариях к тому посту, так и в фейсбуке и прочих соцсетях.



Из них я узнал, что в 1920 году "на горах" был большой пожар, после которого эти места были довольно пустынными - большинство домов были деревянными.

[Цитата из книги-дневника В. Н. Ситников ]1 августа (1920). Вчера (18 июля но старому стилю) я был свидетелем грандиозного пожара в Саратове, от которого были уничтожены целые кварталы северной части «гор». Зрелище с высокой горы было страшное. Погибли люди. Сгорели учреждения, школы, сгорело много имущества, столь ценного в настоящее время.
Сегодня целый день по всему городу развозят имущество погорельцев. Главная причина этого бедствия лежит в общей нашей разрухе, расстройстве пожарного обоза, падении дисциплины среди пожарных и т. д. Словом, этот пожар останется ценным свидетельством переживаемой ныне эпохи.
О восстановлении сгоревших построек теперь не может быть и речи. Это дело далекого будущего.



фото из справочника "Весь Саратов в кармане", 1926 год

И как я обещал, у меня есть интересный ответ, основанный на найденных старых планах. Но для начала статья из газеты "Комммунист" 1984 года. Как вы наверняка знаете, в начале 1980-х был запланирован проспект Победы от въезда в Саратов. Про него каждый год вспоминают и говорят, что вот вот найдутся деньги и его-таки сделают. Разговор о нём начался в начале 1980-х годов, построить его собирались к 400-летию города (1990 г). Он должен был составить единый комплекс с парком Победы.


Спасибо Алексею Иванову

Немного пояснений. Согласно первоначальным планам, частный сектор от Глебучева оврага до парка Победы почти полностью сносится. Вместо него строятся широкие дороги и многоэтажные дома. Со стороны Большой Горной в сторону оврага не строится ничего, из новых домов на Соколовой и бульвара Победы будет открываться вид на город. А в Глебучевом овраге будет полноценный парк со спортивными площадками. Начиная от Духосошественской церкви, проспект, шириной 62 метра, будет идти по трассе Большой Горной улицы до Сенного рынка, переходя в бульвар на Большой Горной. Со стороны центра города дома должны будут строиться торцами, чтобы обеспечивать проветривание и инсоляцию.



Потом планы менялись. Был построен "Пентагон". На въезде с моста планировалось выстроить самое высокое в городе 24-этажное здание.



Венчать здание должен был "символ города". Вот другой проект этого здания.



Так вот. На найденных мной старых планах, которые я перенёс на современную спутниковую карту, улица Соколовая, как и в газетной статье, после церкви продолжается в объездную дорогу, которая уходит по склону Соколовой горы к Соколовогорскому посёлку, где объезжает его с восточной части и соединяется с Усть-Курдюмским шоссе. А "старая" Соколовая от развязки с объездной, идёт сначала по прежней Соколовой, значительно расширяясь в двусторонний бульвар, но доходя до Глебучева оврага поворачивает и следует по его руслу.



Возвращаясь к моему вопросу о Радищева. По данным планам улица Радищева должна была стать таким же широким бульваром, как на этом коротком участке. Её планировалось пробить в данной ширине через Мясницкий овраг и соединить с улицей Мясницкой. Причём расширение улицы закладывалось от пересечения с Кутякова. Корпус экономического института был построен со значительным отступом от линии застройки, как раз совпадая с запланированной красной линией.

Кроме того, на карте хорошо видно и другие участки, зарезервированные под новые широкие улицы:
1. Улица Соколовая - единственные многоэтажки, построенные после её поворота к Сенному находятся по новой красной линии.
2. Улица Большая Горная - весь квартал у сквера Героев Краснодона застроен по новым красным линиям. Сам сквер - часть будущего бульвара. Так же не застроена часть улицы от Мясницкой до Радищева.
3. Улица Зелёная так же должна была стать бульваром (к тому времени и по сей день она с зелёной ). Её планировали пробить от Симбирской до планируемого бульвара по Радищева. Однако несколько лет назад началась застройка её красной линии от улицы Чапаева.
4. Улица Симбирская продолжалась расширяться и должна была спрямиться.



Вот кстати кадр из хроники 1987 года с полноценной планом-схемой на стене.



Tags: #Саратов, Большая Горная, Зеленая, Радищева, Симбирская, Соколовая, краеведение, планы
Subscribe

Posts from This Journal “планы” Tag

promo djhooligantk январь 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments