djhooligantk (djhooligantk) wrote,
djhooligantk
djhooligantk

Categories:

Екатеринбург. Вдоль Исети. Плотинка

Исеть - река, проходящая через центр Екатеринбурга. Её общая длина - 606 км.
Сам город строился как крепость в Угорской провинции при реке Исеть для заводов, фабрик и мануфактур, а назвали его в честь супруги Петра I - императрицы Екатерины I. То есть вдоль Исети самое что ни на есть историческое ядро города. Поэтому небольшая прогулка вдоль реки не может быть скучной.
Вид с плотины, построенной в год основания города (1723) из гранита и лиственницы для работы завода, корпуса которого мы ещё увидим (неоднократно укреплялась и расширялась). На пешеходной тропе полвека назад поставили родонит - минерал, добываемый в Свердловской области.



И мы сразу же видим старинный каменный мост 1840-1844 гг. Архитектор - Э.Х. Сарториус. Выложен из бута и гранитного плитняка.



12-метровая скульптура революционера Малышева из красного гранита установлена в 1977 году. По каменному мосту проходит названная в честь него улица.



Пешеходный мост к музею изобразительных искусств. Расположился он в здании госпиталя екатеринбургского завода, построенном в 1749 году.



Мост облюбовали влюблённые и обвешали его замками.



Вся территория от плотины до каменного моста зовётся "Плотинкой". Более официальное название - Исторический сквер. Или "Плотинный сквер". Он был создан в 1887 году на берегу Исети на территории "железоделательного" завода. Ведут в него массивные каменный ворота. Людская тропа ведёт в обход :)



Вид от пешеходного моста до плотины. В октябре сквер конечно был не таким зелёным, как летом.



В бывших корпусах завода расположились музеи. Музей архитектуры и дизайна открыт в 1975 году в бывших цехах Екатеринбургской механической фабрики, как "Музей истории планировки и застройки г. Свердловска". Кстати получилось, что сфотографировал я его сразу после реконструкции.



Тут же - открытая экспозиция станков и машин, использовавшихся в цехах уральских заводов.



Мостовой кран английского производства действовал на Верх-Исетском металлургическом заводе до 1970–х гг. На основе ручного привода он поднимал грузы до 15 т.



Ножницы производства Германии (начала XX в.) для резки листового металла из углеродистой и низколегированной стали, использовались на Уралмаше.



Ещё два пресса с Уралмаша: обрезной американского производства начала XX в., предназначавшийся для обрезки облоя после штамповки поковок; и двухкривошипный, изготовленный в 1930 г. на машиностроительном заводе им. Коминтерна (г. Златоуст, Челябинской обл.).



Листопрокатная клеть, Нейво-Шайтанский завод, конец XIX в.



Паровоздушный молот изготовлен на УЗТМ в 1938 г. Служил для штамповки поковок из углеродистых и легированных сталей различной конфигурации.



Машина паровая реверсивная (машина Эрхарда и Земмера), действовавшая в конце XIX в. на Нижне-Салдинском заводе, была изготовлена в Германии и собрана на заводе под руководством известного уральского инженера, металлурга Грум-Гжимайло.



Наряду с подлинниками XIX в. представлена модель бессемеровского конвертера, Нижне-Салдинский завод. XIX в. Конвертер демонстрирует новый этап в развитии металлургии – переход от выделки кричного железа к производству качественных сталей способом Бессемера.



А наблюдает за всей этой экспозицией, как вы все уже заметили, император Пётр I (открыт в 1992 году). Исторический постамент сообщает, что он - основатель горно-заводского дела на Урале. Оригинал бюста стоял до революции на верхнем бьефе плотины.



Вид на сквер с обратной стороны.



Музей природы расположился в здании малых кузниц и котельной екатеринбургской механической фабрики, построенном в 1865 году. Архитектор Э.Х. Сарториус.



Вид на здание с плотины.



Ещё одни ворота.



Тут же - ещё одна историческая постройка федерального значения - водонапорная башня железнодорожных мастерских Екатеринбурга 1880-х гг. К заводу само собой были протянуты железнодорожные пути. Нижняя часть башни сделана из гранита, верхняя часть из дерева.



А о том, что находится дальше - в очередном посте про Екатеринбург.
Tags: Екатеринбург, архитектура, водонапорная башня, завод, классицизм, мост, музей, объект культурного наследия, путешествия, река, река Исеть
Subscribe

Posts from This Journal “Екатеринбург” Tag

promo djhooligantk january 17, 2020 13:00 4
Buy for 30 tokens
Это мой личный рейтинг. Те посты, которые я считаю самыми интересными за 2019 год. Посты представлены в списке в порядке опубликования их в течение года. Строительство аэропорта Гагарин: январь 2019 Последний оранжевый самолёт покинул Саратов + Авиаспоттинг "Саратов-Центральный"…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments